Занятие Учимся общаться для обучающихся 5-6 классов по программе обучающего курса Школа медиатора.

Редей Г.В., социальный педагог ОГКОУ «Кохомская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Тема: «Учимся общаться», занятие с обучающимися 5-6 классов по программе школьной службы примирения «Школа медиаторов».
Цели:
I. Образовательные:
Расширить знания детей и о правилах и способах общения;
Дать представления о понятиях «общение», «доброта», «вежливость»;
Расширить кругозор детей.
II. Коррекционные:
Развивать умение слушать собеседника;
Развивать умение точно подбирать слова для выражения мыслей;
Развивать связную речь, память, восприятие, внимание.
Способствовать развитию активности детей на занятии;
III. Воспитательные:
Воспитывать уважение и внимательное отношение к собеседнику.

Оборудование: доска, интерактивная доска, медиаппаратура, 3 ноутбука.


Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Упражнение «Общий ритм»: дети образуют круг приятного общения.
Инструкция: «Повтори мои хлопки в том же ритме». Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Соцпедагог несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, дети повторяет в том же ритме.
2. Ребята, мне хотелось бы знать, с каким настроением вы пришли на занятие. На столе лежать смайлики, выберете их и наклейте на облако на доске:
Грустно – серый
Так себе – зелёный
Радостно и весело – жёлтый

II. Речевая разминка.
Для того чтобы работа шла успешно, быстро и плодотворно, давайте подготовим наш речевой аппарат. Самый лучший способ для такой разминки – это проговаривание скороговорки:
1 – на интерактивной доске слова, из которых надо составить скороговорку;
2 – хором проговорим составленную скороговорку.

Три свиристели друг друга не пересвистели.

III. Сообщение темы и цели занятия.

1. Просмотр видеоролика «Как поддерживать разговор. Правила хорошего тона». (Из серии «Уроки хороших манер»).
- Ребята, с какой проблемой столкнулся герой видеоролика? (не умеет общаться).
-Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня на занятии? (о правилах общения).
2. Знакомство с гостьей занятия.
У нас в гостях сегодня белочка Алиса, которая обратилась к нам за помощью. У неё похожая проблема.
Белочка Алиса: «Я вся такая красивая, умная, но у меня нет друзей. Все говорят я капризная и вредная». Как вы думаете, почему у нашей гостьи нет друзей? (Она не умеет общаться)
- Совершенно верно, умение общаться – это наука. Мы с вами будем сегодня учиться общаться и поможем нашей белочке.

IV.Основная часть занятия.
Чтобы научиться общаться с окружающими, надо определить для себя несколько правил общения. Для этого мы с вами отправляемся в волшебный лес, где живёт белочка Алиса.
«Лесная чаща».
- Мы с вами попали в лесную чащу. Налетели тучи, чтобы разогнать их нужно выполнить задания, которые написаны на тучках. Это описание различных ситуаций, в которых вы часто оказываетесь. Необходимо разыграть  эти ситуации. После выполнения задания дети оценивают друг друга, отмечают ошибки.
Задание 1.
Ты пришел в магазин. Продавец спрашивает, что тебе нужно. Ты просишь показать нужную вещь, спрашиваешь, сколько она стоит, покупаешь.

Задание 2. Вася сидит за партой, рассматривает после урока книжку. В класс входит учительница из другого класса и спрашивает, где Васина учительница.

Задание 3.Ты пришел к товарищу домой. Его нет дома. Тебя встречает его мама.

Правило 1. Будь внимательным к тем, кто тебя окружает.

Физкультминутка. Игра «Солнечный зайчик» (Муз. Звуки природы для детей. Солнечные зайчики.)
Думаю, вы немного устали, представьте себе маленького теплого солнечного зайчика.
Он заглянул вам в глаза, закройте их. Зайчик побежал по лицу, нежно погладьте его ладонями, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть.
Он перебрался на затылок, а потом на шею, на живот, руки, ноги.
Он забрался за шиворот? Погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас.
а теперь зайчику нужно идти дальше. Возьмите его в сомкнутые руки, вытяните их как можно дальше вперед и вверх.

«Лесное озеро».
Жители озера рассорились. Лягушки квакают, рыба пытаются что-то сказать, стрекозы стрекочут. Словом никто никого не слышит. И никто никого не понимает. Поможем жителям лесного озера.
Игра «Четыре стихии». Играющие стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с произнесенными словами: «воздух»
· поднимают руки в стороны и изображают взмахи крыльев птицы; «земля» садятся на корточки, руки вниз; «вода» вытягивают руки вперед, изображают пловца; «огонь» производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим и выбывает из круга.
- Вспомните скороговорку в начале занятия: почему Три свиристели друг друга не пересвистели? (не умели слушать друг друга).
Правило 2. Умей внимательно слушать другого.

«Опушка вежливых».
На прошлом занятии мы с вами вырезали свои ладошки. Сейчас они нам пригодятся. Чтобы выполнить следующее задание и сформулировать следующее правило общения.
Я читаю стихотворение, а вы хором его заканчиваете.
Встретив зайку, ёж сосед
Говорит ему: « » Привет!

К осьминогу камбала
В понедельник заплыла.
А во вторник на прощанье
Ей сказали: «» До свиданья!

Трясогузка с бережка
Уронила червячка.
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «» Спасибо!

Говорит лиса Матрена
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала,
Всем скажу, что не дала!»
Ты, лиса, не жалуйся.
А скажи: «» Пожалуйста!

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: «» Извини!

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова
Мы ей скажем: «» Будь здорова!

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «» Добрый день!
На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече,
Скажем гостю: «» Добрый вечер!
2.Напишите на каждом пальчике вашей ладошки вежливые слова.
После выполнения задания каждый приклеивает ладошку на доску вокруг «Солнышка» в виде лучиков.

Правило 3. Будь вежлив.

«Цветочная поляна»
– С каким человеком вам приятно общаться? (добрым вежливым и т.п.)
– Вам необходимо следующее задание выполнить в группах на ноутбуках, а именно соединить части пословиц и поговорок о доброте и вежливости:

1 группа. Пословицы о доброте.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Доброе слово доходит до сердца.
Мир не без добрых людей.
2 группа. Пословицы о вежливости.
Вежливости открываются все двери.
На добрый привет – добрый ответ.
Поклониться вперед пригодится.

3 группа. Пословицы про общение.
Слово не стрела, но пуще стрелы разит.
Ссора до добра не доводит.
Языком мели, а рукам воли не давай.

Правило 4. Общайся с другими так, как ты хотел бы, чтобы общались с тобой.

V. Итог. Рефлексия.
- Наше путешествие по волшебному лесу подходит к завершению. Чему мы научились сами и помогли нашей гостье Белочке Алисе? (Повторить все правила).
- Какое настроение у вас в конце занятия, возьмите смайлик и прикрепите его на облачко на доске.
Упражнение «Мандариновый салют»
- Я предлагаю всем встать в круг и закончить нашу встречу упражнением «Мандариновый салют»: каждый возьмёт в корзинке мандарин, подбросит его в верх, похлопает в ладоши и поймает мандарин.
- Спасибо!

Список использованной литературы.
Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие [Текст] / Л. Н. Блинова. – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.
Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов [Текст] / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999. – 173 с.
Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов [Текст] / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 480 с.
Федоренко, Л. Г. Секреты общения [Текст] / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 192 с.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001. – 160 с.
Севостьянова Е.О. Страна Добра: социализация детей 5-7 лет. – М.ТЦ Сфера, 2012. – 112 с.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
mydrost.com/o-vezhlivosti/
www.smeshariki.ru
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15