Проект по нравственно-патриотическому воспитанию Моя малая Родина


«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность:Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем — это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача — углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого — в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, — значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Пояснительная запискаПроблема патриотического воспитания является наиболее актуальной«патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности».
Проблема: дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего города, достопримечательности.
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю;
развитие способностей к практическому и умственному
экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
Задачи проекта:
Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Познакомить с культурой и традициями Мордовии Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории; научить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков, скверов);
Приобщать к культуре и традициям русского и мордовского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие , доброту, сочувствие;
Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам ,их традициям;
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.
Формировать бережное отношение к природе и всему живому и эмоциональное, поэтическое отношение к природе
Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.
Развивать интерес к русским и мордовским традициям и промыслам.
Познакомить детей с достопримечательностями родного края.
Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины.
Развивать эмоционально — целостное отношение к родному краю.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Вид проекта: тематический.
Участники:
воспитатели
дети средней группы,
родители воспитанников,
Сроки реализации: долгосрочный (октябрь-май)
Формы работы:
с детьми:
Беседы;
занятия;
рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
выставки детских работ по проекту «Моя малая Родина» в ДОУ;
заучивание стихов, пословиц, поговорок;
творческая речевая деятельность;
утренники, развлечения, конкурсы;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Моя малая Родина»»;
сочинение рассказов и сказок о семье
с родителями:
Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;
дни открытых дверей;
Фотоконкурсы;
праздники;
Этапы реализации проекта:
Подготовительный, включает в себя:
Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
Подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок, пословиц;
Создание и пополнение предметно – развивающей среды.
Основной, включает в себя:
Привлечение родителей к оказанию помощи;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций;
Рисование рисунков;
Проведение с детьми бесед.
Заключительный.
Ожидаемый результат:
Дети имеют представление о городе, в котором они живут. Знают, что их «малая» Родина, испытывают чувства гордости за свой край.
Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
Имеют представление об исторических памятниках.
Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
Формирование чувств национального достоинства, ответственность.

Перспективный план работы с детьми
Октябрь
«Моя семья»
1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
2. Рисование «Семейный портрет».
3. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
4. Рисование на тему «Я и моя семья».
Работа с родителями «Моя родословная».
Ноябрь
«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».
1. Целевая прогулка «Моя улица»
2. Беседа на тему «Наши добрые дела»
3. Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории
4. Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»
5. оформление папки-передвижки «Мой любимый город»
Работа с родителями: Составление схемы «Я иду в свой детский сад»
Декабрь
«Я живу в Мордовии»
1. игра – путешествие «Я живу на земле Мордовской»
2. Рассматривание открыток «Птицы и животные нашего края» 3. Беседа« Будем беречь, и охранять природу».
4. Беседа на тему «Красная книга Мордовия »
5. Рисование «Белая берёза под моим окном»
Январь
«Наша Родина – Россия»
1. Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»
2. Дидактическая игра «Кто живёт в нашей республике»
3. Беседа «Государственная символика России»
4. Рисование « Российский флаг»
5. Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»
Работа с родителями: игра-викторина «Россия – Родина моя»
Февраль
«День защитника Отечества»
1. Беседа на тему «День Защитника Отечества »
2. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»
3. Дидактическая игра «Найди место на карте для военной технике»
4. Рассматривание картины В. Васнецовой «Богатыри»
Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап : «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки».
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
1. Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»
2. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
3. Рисование «Для мамы расчёску я нарисую, порадую милую, дорогую»
4. Игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение? »
5. Чтение стихов о маме
Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца»
Апрель
«Реки Мордовии».
1. Беседа о реках, показ иллюстраций и фотографий о красоте рек и людей, которые трудятся на реке.
2. Рисование на тему «Мокша – матушка»
3. Аппликация «Подводное царство»
4. Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке»
Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми
Май
«Этот день победы»
1. Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»
2. Экскурсия к памятнику погибших воинов во время В. О. В.
3. Встреча с ветеранами труда и детьми войны
4. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»
5. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне
Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.