ЭТИЧЕСКИЙ ЗАРЯД ДОБРОТЫ – ЭТО УВЕРЕННОСТЬ, ОБЩЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

А.П. Адзинова,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 9

Этический заряд доброты – это уверенность, общение и здоровье учащихся

Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной школы.
Всемирная организация здоровья приняла следующее определение этого понятия:
«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В формировании представлений о здоровье школа может участвовать как через систему воспитательной внеурочной работы, так и через образовательный процесс, включающий уроки естествознания, окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства и др.
Уже в начальных классах школы важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, их осознанию и закреплению. Чтобы этого достичь, необходима система воспитания этической культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе школы, которая включает и этический заряд доброты.
С учащимися 1-го класса для создания тесного контакта в эмоциональной сфере провожу так называемые «минутки радости», т.к. неудовлетворённость в эмоциональной сфере ведёт за собой нарушение дисциплины, падение интереса к учёбе, снижение познавательного мотива и срывы в здоровье.
Что такое минутки радости? Первый урок обязательно начинаю с физминутки с улыбкой, физических упражнений на внимание и скорость, которые способствуют снятию эмоционального напряжения (даже вялые, без настроения пришедшие утром учащиеся забывают о своих недугах и включаются в работу с энтузиазмом). После проведённых физических упражнений прошу учащихся улыбнуться друг другу, поздороваться «глазами». И у ребят возникает ощущение доверительности, доброжелательности. Таким образом, «минутки радости» – часть эмоционального этического заряда доброты.
Эмоциональный этический заряд доброты – это специальный методический приём: начиная день, выражать свою уверенность, что они будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, не будут обижать друг друга, не будут создавать конфликтных ситуаций. А любой конфликт или боязнь ребёнка, неуверенность создают проблемы в здоровье. Учитель при этом и сам настраивается на доброжелательную волну, что само по себе чрезвычайно важно для здоровья и является основой построения взаимоотношений учителя и учащихся.
Чего же добивается учитель, используя данный методический приём? Постепенно в детском коллективе формируется привычка моральной оценки поступков с позиций доброжелательности и уважения друг к другу, формируются задатки самоконтроля в поведении учащихся, устанавливается доброжелательная атмосфера в их взаимоотношениях.
Так, например, на уроках литературного чтения использую игру «Я могу быть волшебником». Учащиеся выбирают сказку, в которую они хотят попасть. Следуют вопросы:
Что же волшебного там происходит?
Что делают в сказках волшебники? (творят добро)
В чем это выражается?
А вы можете помочь доброму человеку? Как?
А помешать злому? Как?
Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта.
Народная мудрость гласит: доброта, что солнце. Как вы понимаете это выражение?
Да, солнышко всех озаряет своими лучами. А что мы ощущаем от этих лучей? (теплоту, внимание, заботливость)
Получается, что лучики волшебные. Я беру волшебную палочку, взмахиваю ею – и лучик летит (называю имя). Он делает тебя внимательным и заботливым.
К кому бы ты хотел проявить своё внимание и заботу? Что бы ты сделал? Почему? (и т.д.)
В этой игровой ситуации учитель дает возможность желающим взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный лучик доброты близким, сверстникам, героям произведений и т.д.
Все это позволяет учащимся правильно оценивать ситуацию, вызвать добрые пожелания, делать выводы, анализировать, развивать речь, быть активными, самостоятельными.
Учитель может использовать приём свитка. (Обращение к учащимся)
Пусть каждый совершит волшебство. (Взмахивает волшебной палочкой). Да свершится чудо! Какое? Какое каждый из вас захочет! Для этого вы должны записать свое чудо на волшебном свитке, и оно обязательно исполнится.
На каждую первую парту ряда кладется лист бумаги. Дети записывают своё желание и заворачивают край листа, чтобы последующий не видел сделанной записи, и передают другому. В итоге получаются свитки желаний, которые учитель, разворачивая, читает вслух. Перед учителем и детьми раскрывается целая палитра желаний. В итоге это и своеобразный срез, методика изучения детских проявлений.
Убедиться в силе добра поможет игра в волшебный цветик-семицветик. Ж
·елающие дети (их семь человек) становятся у доски, берутся за руки, образуя «лепестки». Со словами: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели» – один из лепестков отрывается и летит к кому ему хочется из класса. Он обращается к другу с добрыми пожеланиями, ласковыми словами.
Учащиеся становятся добрее, стараются как можно выразительнее и ярче сформулировать свои пожелания – отсюда развивается речь учащихся, появляется уверенность, проявляется искренность.
Факультатив «Твое здоровье» также является неотъемлемой частью по использованию метода этического заряда доброты, т.к. занятия по темам, «Как воспитывать уверенность»; «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным», «Спеши делать добро», « Надо уметь сдерживать себя» учат быть не только физически здоровыми, но и нравственно.
Игры, практические занятия (рисунки, анкеты, сочинение сказок, подбор пословиц, анализ различных жизненных ситуаций) помогают учащимся избавиться от чувства страха, боязни, учат жить и общаться без напряжения, что способствует быть увереннее на уроках, высказывать и отстаивать свое мнение.
А на уроках естествознания, окружающего мира при изучении темы «Человек» можно использовать модель дерева, которая представляет здоровье человека, а ветки его – это физическое, нервно-психическое и нравственное здоровье.
На предыдущих уроках, рассмотрев и исследовав с учащимися физическое и нервно-психическое здоровье, мы продолжаем работу с моделью дерева. Учащиеся зачитывают правила поведения в природе. Затем учитель спрашивает:
Как вы думаете, какой вопрос я вам приготовила?
Правильно. Почему на уроке о здоровье мы вспомнили правила поведения в природе? (учащиеся высказывают предположения)
Верно. Наше доброе отношение к окружающему миру природы характеризует наше здоровье. Мы в тетради рисуем еще одну веточку и называем ее нравственным здоровьем.
На модели дерева висят листочки, которые учащиеся срывают и читают, что же составляет нравственное здоровье (любовь к маме, природе, животным; помощь, добро, забота). Найденная учащимися на одном из листиков пословица «В здоровом теле – здоровый дух» разбирается по смыслу. И мы приходим к общему мнению, что только нравственно здоровые люди могут считаться здоровыми. Здоровое тело определяется здоровьем души. Это очень важная веточка нашего здоровья.
Читается стихотворение Л. Николаенко, а учащиеся думают, почему это стихотворение предлагается послушать.
Не стой равнодушно, Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то, кто-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно
Был прожит.
Что годы живешь ты не зря!
Подводя итоги урока, мы говорим о том, что как настоящее дерево, если оно могучее и крепкое, может противостоять ветрам, морозам, и засухи, так и наше здоровье поможет нам пройти через все жизненные невзгоды. Обращаем внимание, на то, что, говоря о здоровье, мы постоянно вспоминаем о доброте, заботе и помощи.
Очень эффективна коллективная деятельность этической направленности. Это театрализованные представления. Представления (как для учащихся, которые играют, так и для учащихся, которые показывают) служат реализации и развитию накопленных детьми нравственных знаний, умений, навыков, утверждают в общественном мнении младших школьников ценность нравственных норм поведения.
Театральные приёмы применимы в условиях любого класса, школы. Играть сценки, представлять кого-то, художественно читать стихи и прозу, нестандартно, с выдумкой проводить школьные праздники – во всех этих действиях присутствуют особенно театрального языка. И это искусство живого действия доступно школе и практически легко ею осваивается при заинтересованном и творческом отношении к обучению и воспитанию.
Нужны ли на уроке навыки взаимного общения учащихся, навыки коллективной работы, когда каждый зависит от всех, а все – от каждого? Нужна ли творческая смелость детей, их вера в свои силы? Нужны ли упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи? Все это могут дать уроку театральные методы работы. Театральные упражнения помогают учителю развивать у младших школьников способность ориентироваться в окружающей обстановке, чуткость по отношению друг к другу, смелость и выразительность во время выступлений, восприимчивость произведениям литературы, кино, живописи.
Таким образом, использование элементов приема этического заряда доброты – это уверенность, общение, здоровье и успех учащихся.
15