Умножение и деление трёхзначных чисел, оканчивающихся нулями (приемы устных вычислений)


Тема урока:
Умножение и деление трёхзначных чисел, оканчивающихся нулями
(приемы устных вычислений)

Цель урока: научить умножению и делению чисел, оканчивающихся одним или двумя нулями (случаи, которые сводятся к табличному умножению и делению).
Задачи:
- закреплять умения составлять и решать простые и составные задачи (в 2-3 действия) на умножение-деление в пределах 1000;
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы;
- воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный (урок закрепления знаний и ознакомления учащихся с новым материалом).
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе

Ход урока:
Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, какой праздник отмечала наша страна 12 апреля? (День Космонавтики)
- Вы знаете, кто первым полетел в космос? (Ю.А.Гагарин)
- В каком году это было? (12 апреля 1961г.)
- Полёт первого в мире космонавта продолжался 1час48 минут. Сколько это минут?
- Как вы думаете, каким должен быть человек, который решил стать космонавтом? (Умным, сильным, ловким, мужественным и знающим)
- Нужны ли космонавту математические знания? Как вы думаете, зачем?
- Кто из вас мечтает полететь в космос?
Предлагаю этот урок посвятить тренировке к предстоящему космическому путешествию.

Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы закрепим знания и умения, приобретённые на предыдущих занятиях, будем совершенствовать приёмы устных вычислений в пределах 1000;
- научимся умножать и делить трёхзначные числа, оканчивающиеся одним или двумя нулями.

Устный счет
1. Логическая задача
Одно яйцо для завтрака космонавта варится 5 минут, сколько минут будут вариться 6 таких яиц?
2. а) Если на каждую рубашку для космонавта идёт по 3 м полотна, то из куска полотна выйдет 9 рубашек. Сколько метров полотна было в куске?
Решение: 3 9 = 27 (м)
б) На 2 костюма для космонавтов идёт 8 м прочной материи. Сколько метров материи надо на 1 костюм?
Решение: 8 : 2 = 4 (м)
3. На орбиту все Спутники выводят по чётным числам.
Назовите чётные числа от 1 до 30.
4. Космические ракеты запускают исключительно по нечётным числам.
Назовите нечётные числа от 1 до 31.
5. Космический нож стоит 200 рублей. Сколько заплатили за 3 таких ножа?
Решение: 200 3 = 600 (р.)

6. Вычислит. Поставьте ответы в порядке убывания. Прочитайте скороговорку.
91:7Ч10
у

(170-110):5
У

96-64:4
рубашки

56:8Ч7
рубашка

(96-64):4
Ивашки

80:(4+76)
кармашки



Индивидуальная работа (во время устного счета)
Карточка № 1
Найдите значения выражений и сравните (<, >, =)
15 : 5 – 2 * 15 : (5 – 2)
3 8 – 20 : 4 * (3 8 - 20) : 4
48 + 36 + 14 * 48 + (36 + 14)
Карточка № 2
Найдите значения выражений и сравните (<, >, =)
12 : 6 – 2 * 12 : (6 - 2)
73 – 17 + 29 * 73 - (17+ 29)
36 : 9 + 3 – 2 * (36 : 9 + 3) – 2
Карточка № 3
Найдите значения выражений и сравните (<, >, =)
2 10 + 2 * 10 5 + 5
70 : 7 + 7 * 30: 3 + 3
100 : 10 + 10 * 40 : 10 + 4
Карточка № 4
42* 5*7
3*6 *8*
*09 143

Проверочная работа (пятиминутка) в тетради на печатной основе стр.60№4, стр.61№9
Условие: -оба задания правильно выполнены – отлично
- одно задание (по выбору учащегося) без ошибок - хорошо

Работа над новым материалом.
1. Решите примеры с помощью второй строки (работать выходят к доске)
60 4 80 : 2 540 : 9
6 дес. 4 = 24 дес. 8 дес. : 2 = 4 дес. 54 дес. : 9 = 6 дес.
60 4 = 240 80 : 2 = 40 540 : 9 = 60

Сделайте вывод – умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями, можно заменить действиями с десятками и сотнями
Чтение и сопоставление самостоятельно сделанного вывода с выводом в учебнике на стр. 82

Умножение и деление трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями, как и сложение и вычитание, легко заменить действиями с сотнями и десятками.
Например:
180 4 = 720 потому, что 18 дес. 4 = 72 дес.
900 : 3 = 300 потому, что 9сот. : 3 = 3 сот.

Закрепление (работа по учебнику)
№ 1 стр.82 устно(с комментированием)
Сравни выражения в каждом столбике и вычисли их значения:
8 : 2 = 4
800 : 2 = 400
20 5 = 100
200 5 = 1000
23 4 = 92
230 4 = 920
48 : 3 = 16
480 : 3 = 160



Откройте тетради, запишите дату
№ 2 стр.82 письменно(с комментированием)
Вычисли с устным объяснением: 300 3 = 900
400 : 4 = 100
840 : 2 = 420
560 : 4 = 280
10 : 5 = 2
1000 : 5 = 200
Задание на стр.82 «Проверь себя и оцени свои успехи» выполняют три ученика у доски, затем проверка с объяснением
600:2=300 140Ч3=420 720:4=180

Задача №3 письменно
Лыжник прошёл 200м. Это составило пятую часть всей дистанции. Чему равно расстояние от старта до финиша?
Решение: 200 5 = 1000 (км)
Ответ: 1000 км расстояние.

Работа над пройденным материалом.
Задача № 11 (стр.78) упражнения для закрепления
В авторемонтной мастерской 90 рабочих: 72 слесаря, механиков в 6 раз меньше, чем слесарей, остальные – электрики. Сколько электриков в мастерской?
Дети дополняют вопрос к задаче.
Составляют план решения задачи.
Записывают решение в тетрадь.
Проводим проверку.
72:6=12 (чел.) – механиков
72+12=84 (чел.) – механиков и слесарей
90-84=6 (чел.)
Ответ: 6 электриков в мастерской.
Проверка: 72+12+6=90 (чел.)
Самостоятельная работа в рабочей тетради на печатной основе (стр.59 №1) взаимопроверка

Домашнее задание
Упр. № 4, 6 (стр.82)

Итог урока. Математическая предполётная тренировка прошла успешно?!
А вот насколько и с каким настроением, прошу вас высказаться
Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке? (Мы познакомились с устным приёмом умножения и деления трёхзначных чисел, оканчивающихся одним или двумя нулями)
– Что у вас получалось? Не получалось? Почему? (Ответы детей)

· Какое у вас настроение?
- В следующий раз продолжим подготовку?
Поздравляю












Карточка № 1

Найдите значения выражений и сравните (<, >, =)

15 : 5 – 2 * 15 : (5 – 2)
3 8 – 20 : 4 * (3 8 - 20) : 4
48 + 36 + 14 * 48 + (36 + 14)

Карточка № 2

Найдите значения выражений и сравните (<, >, =)

12 : 6 – 2 * 12 : (6 - 2)
73 – 17 + 29 * 73 - (17+ 29)
36 : 9 + 3 – 2 * (36 : 9 + 3) – 2


Карточка № 3

Найдите значения выражений и сравните (<, >, =)

2 10 + 2 * 10 5 + 5
70 : 7 + 7 * 30: 3 + 3
100 : 10 + 10 * 40 : 10 + 4


Карточка № 4 (2 человека)
Поставьте вместо звёздочек нужные цифры
42* 5*7
3*6 *8*
*09 143

15