Рабочая программа кружка Умелые руки (лепка) по внеурочной деятельности


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК» г. ВОЛГОДОНСКА
(МБОУ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК Г.ВОЛГОДОНСКА)
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол №1
30.08.2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Лицей «Политэк» «Политэ г.ВолгодонскаПриказ от 30.08.2016 №137
___________Т.А.Самсонюк
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УМЕЛЫЕ РУКИ»
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование
1-в класс
Учитель: Устименко Н.П.
Волгодонск
2016г.
Данная программа кружка внеурочной деятельности «Умелые руки» составлена на основе:
ФГОС начального общего образования;
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей «Политэк» г.Волгодонска (ФГОС НОО);
Приказа МБОУ «Лицей «Политэк» г.Волгодонска от 01.08.2016 №126 «О внесении изменений в положение о рабочей программе»;
«Не просто пластилин» Савушкин С.Н. , Москва: Карапуз, 2015.
Рабочие тетради «Пластилин и пуговицы», «Пластилин и чесночная давилка»,
«Пластилин и зубочистки», «Пластилин и кожа крокодила» , Москва: Карапуз,
2015.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов, инструментов, материалов.
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Далее – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
Учащиеся должны знать:
*правила организации рабочего места;
*правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.
*названия и назначение инструментов;
*названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
*исходные формы изделий;
*приемы доработки исходных форм;
*последовательность технологических операций.
*культуру поведения и труда.
Учащиеся должны уметь:
*правильно организовать рабочее место;
*пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
* соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
*выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
*правильно использовать приемы доработки исходных форм;
*использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
*пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
*самостоятельно выполнять несложное изделие;
*оформлять готовое изделие;
*правильно вести себя в общественных местах;
*оказывать посильную помощь товарищам и взрослым;
*организовывать свое рабочее место и досуг;
* заботиться о своем здоровье.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Основной вид занятий – практический.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Беседа о свойствах пластилина, о приемах его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, о плотном соединении частей путем примазывания одной части изделия к другой. Рассматривание наглядного материала. Беседа о семи цветах радуги.
Ознакомление с техникой пластилинографии, приемами выполнения декоративных налепов разной формы, вливание одного цвета в другой.
Освоение приемов пластилинографии.
Рассматривание иллюстраций , беседа о форме, цвете, величине.
Создание выразительного образа посредством цвета и объема.
Закрепление навыков работы с пластилином: скатывание длинных колбасок, деление их стекой на равные части, перекручивание пластилиновых колбасок в жгутики, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.
Рассказ о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.
Рассказ детей об образе посредством пластилинографии.
Использование бросового материала для придания объекту завершенности, выразительности.
Приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание.
Самостоятельный выбор способов лепки в соответствии с характером создаваемого образа.
Закрепление технических и изобразительных навыков и умений (пластический способ, оттягивание от общего объема).
Создание выразительного сюжета в полуобъеме использование нетрадиционной техники рисования пластилином.
Разговор о цвете, его гармонии в жизни природы.
Беседа о природных особенностях, цвете шерсти изображаемого животного.
Использование знакомых способов лепки (оттягивание деталей, соединение частей путем примазывания).
Рассказ о создании лепной картины с выпуклым изображением. Самостоятельное придумывание узора для своего изделия.
Ознакомление с понятием «пейзаж». Показ нанесения рельефного рисунка с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам.
Беседа о чувстве цвета, об оттенках белого цвета.
Подготовка картин к выставке «Я горжусь, что умею...».
Самостоятельное задумывание сюжета картины.
«Море» - (коллективная работа)
Беседа об обитателях подводного мира
Подготовка работ к выставке.
Создание композиции из отдельных деталей.
Совершенствование формообразующих движений рук в работе с пластилином.

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В соответствии с учебным планом на кружок «Умелые руки» в 1 классе отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 66 часов. С учетом выходных и праздничных дней, на основании Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2016 году» от 24.09.2015 г. № 1017, Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2017 году» от ______ № ____ программа будет реализована полностью в количестве 64 часа, так как 2 часа, согласно расписания в МБОУ «Лицей «Политэк» г.Волгодонска, приходится на выходной день:
2 часа – 24.02.2017г. (выходной за 01.01.2017г.),
Этот час будет компенсирован за счет обобщения материала.
Количество часов в I четверти – 18 часов;
количество часов во II четверти – 14 часов;
количество часов в III четверти – 16 часов;
количество часов в IV четверти – 16 часов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «ЛЕПКА» 1 класс

п/п Дата Количество часов Тема Развиваемые
способности Планируемые результаты
Личностные УУД Метапредметные УУД
1 четверть (18 часов)
Вводный блок (10 часов)
1
2 01.09
01.09 2 Инструменты и материалы. Знакомство с правилами техники безопасности. Материал — пластилин.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструкциями.
3
4
5
6 08.09
08.09
15.09
15.09 4 Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра.
Изделие «Неваляшка».
Изделие-пирамидка. Развитие концентрации внимания. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструментом и материалом.
7
8
9
10 22.09
22.09
29.09
29.09 4 Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра.
Изделия «Апельсин» и «Лимон»
Изделия «Вишня» и «Виноград» Тренировка внимания. Развитие мышления, пространственного воображения Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом. Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах.
Пластилин и пуговицы ( 16 часов)
11
12
13
14
15
16
06.10
06.10
13.10
13.10
20.10
20.10
6 Выполнение изделий простых объемных форм с использованием пуговиц разных диаметров и форм.
Изделие «Паровоз»
Изделие «Вагончики»
Изделие «Свинка»
Изделие «Поросята»
Изделие «Божья коровка»
Изделие «Сова» Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
17
18
27.10
27.10
2 Выполнение изделий простых объемных форм с использованием пуговиц разных диаметров и форм.
Изделие «Гусеница»
Изделие «Веточка для гусеницы»
Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом
2 четверть (14 часов)
19
2021
22
10.11
10.1117.11
17.11
4 Выполнение изделий простых объемных форм с использованием пуговиц разных диаметров и форм.
Изделие «Лягушка»
Изделие «Рыбка»
Изделие «Динозавр»
Изделие «Бронтозаврик» Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом
23
242526
24.11
24.11
01.12
01.12 4 Выполнение изделий простых объемных форм с использованием пуговиц разных диаметров и форм.
Изделие «Бабочка»
Изделие по своему выбору.
Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции. Формирование умения выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом
Пластилин и кожа крокодила (10 часов)
27
28
29
30 08.12
08.12
15.12
15.12 4 Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием скрепок, застёжки-молнии, шурупа, гайки, трубочки для коктейля и т.п.
Изделие «Рыбка»
Изделие «Крокодил»
Изделие «Ящерица»
Изделие «Черепаха» Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
3132 22.12
22.12
2 Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием скрепок, застёжки-молнии, шурупа, гайки, трубочки для коктейля и т.п.
Изделие «Ананас»
Изделие «Осьминог»
Совершенствование воображения.
Действие по образцу. Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
3 четверть (16 часов)
33
34
12.01
12.01
2 Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием скрепок, застёжки-молнии, шурупа, гайки, трубочки для коктейля и т.п.
Изделие «Броненосец»
Изделие «Морская звезда» Совершенствование воображения.
Действие по образцу. Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
35
36 19.01
19.01 2 Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием скрепок, застёжки-молнии, шурупа, гайки, трубочки для коктейля и т.п.
Изделие «Самолёт»
Изделие по своему выбору.
Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию.
Пластилин и чесночная давилка (12 часов)
37
38
39
40 26.01
26.01
02.02
02.02 4 Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием чесночной давилки
Изделие «Лев»
Изделие «Ослик»
Изделие «Кит»
Изделие «Страус» Совершенствование воображения.
Действие по образцу Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и
его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
41
42
43
44 16.02
16.02
02.03
02.03 4 Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием чесночной давилки
Изделие «Птичка»
Изделие «Гнездо»
Изделие «Мамонт»
Изделие «Рыбка» Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
45
46
47
48 09.03
09.03
16.03
16.03 4 Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием чесночной давилки
Изделие «Улитка»
Изделие «Баран»
Изделие по своему выбору Полнота наблюдения - исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей. Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений). Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.
4 четверть (16 часов)
Пластилин и палочки (16 часов)
49
50
51
52 30.03
30.03
06.04
06.04 4 Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием деревянных палочек, зубочисток.
Изделие «Кактус»
Изделие «Ёжик»
Изделие «Павлин»
Изделие «Паучок» Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления.
Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
53
54
55
56 13.04
13.04
20.04
20.04 4 Выполнение изделий сложных объемных форм с использованием деревянных палочек, зубочисток.
Изделие «Стрекоза»
Изделие «Аист»
Изделие «Дикобраз»
Изделие «Жираф» Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
Развитие саморегуляциир как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию
57
58
27.04
27.04 2 Проект «Птичий двор» Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
59
60 04.05
04.05 2 Проект «Море» Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Уметь анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков
Формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и
его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
61
62 11.05
11.05 2 Проект «Картина из пластилина» Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил
Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению
Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.
Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию
63
64 18.05
18.05 2 Посещение выставки прикладного творчества.
Полнота наблюдения - исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей. Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Структурирование знаний при выработке умения читать задание, работать с учебной литературой
Умение понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору. Умение адекватно принимать задачу, данную в определённом условии, формировать умение самопроверки по образцу
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОна заседании методического объединенияЗаместитель директора по УВР
учителей начальных классовШевченко Н.М.___________
МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска
Протокол от 26.08.2016г. №1
Руководитель МО __________ Кабанихина М.Г.
подпись Ф.И.О.
Приложение
Правила поведения
1. На перемене не бегай и не прыгай в классе, чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.
2. На уроке соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать учителя. Работай руками, а не языком.
3. Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.
4. Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки. Не сори оберткой от пластилина, приноси его из дома распакованным.
5. Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет.
6. Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи. Грязным пластилином никогда не работай.
7. Используй чистый пластилин второй раз, третий, даже если все цвета смешались и он стал серым.
8. Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.
9. Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.
10. Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.
11. В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки.
Правила подготовки рабочего места перед началом урока
1. Достань принадлежности лепки.
2. Надень рабочую одежду.
3. Положи на парту рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий.
4. Тряпку для рук держи в кармане рабочей одежды.
Правила уборки своего рабочего места
(за 2–3 минуты до конца занятия)
1. Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.
3. Стеком почисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.
5. Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.