Использование наглядных средств на уроках профессионально-трудового обучения для обеспечения безопасной и комфортной образовательной среды для детей с ОВЗ.

Использование наглядных средств на уроках профессионально-трудового обучения для обеспечения безопасной и комфортной образовательной среды для детей с ОВЗ.
Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения. Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы на уроке является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которая напрямую влияет на повышение качества образования. Несомненно, именно от учителя, его педагогического стиля будет зависеть атмосфера на уроке и внеурочное время. Создание такой атмосферы это требование, которое вытекает из программных целей и закономерностей обучения, а для детей с ОВЗ это оказывается насущной необходимостью.
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость. Существуют следующие критерии психологического комфорта на уроке.
Критерии психологического комфорта урока:
Отсутствие усталости у детей и учителя
Положительный эмоциональный настрой
Удовлетворение от сделанной работы
Желание продолжать работу
Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным. Психологический комфорт на уроке - важное условие эффективности обучения и воспитания. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой себя «как дома».
Наличие благоприятного климата на уроке обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, поэтому педагогу следует шире использовать разнообразные средства, влияющие на создание творческой атмосферы и благоприятного климата. Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.
К мерам влияния на психологический климат относится использование наглядных средств на уроке.
Программы трудового обучения 5-9 классов включают относительно сложный для детей материал, изучение которого недостаточно результативно без применения наглядных средств. Успешность практической деятельности воспитанников на уроках швейного дела, а значит и его психологический комфорт, зависит от их способности усваивать предметные образцы изделий, планировать и контролировать работу. Формированию такой способности во многом способствует практика применения наглядных средств обучения.
Эффективность применения наглядных средств в основном объясняется тем, что при чувственном восприятии (прежде всего зрительном) образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения. К наглядным средствам относятся реальные предметы, изображения, трудовые действия, с помощью которых раскрывается сущность воспринятого учениками. Таким образом, создается возможность получения информации, отсутствующей при процессе непосредственного восприятия изучаемого.
Наглядными средствами в мастерской могут быть швейные машины и инструменты. Они могут служить наглядными средствами, когда используются учителем для объяснения, в других случаях они служат орудием труда.
Необходимым наглядным средством также служит изделие – образец. В швейном деле основным наглядным средством служит натуральный образец. Кроме того, используются натуральные образцы выполнения отдельных операций, соединений деталей или отдельных деталей целого изделия (например, карманы воротники и т.д.)
Так же существуют условно-графические наглядные средства обучения. Это чертежи деталей, схемы, отражающие технологические процессы, классификация предметов и явлений.
К наглядным средствам относятся оформленные для демонстрации тексты. В основном – это правила техники безопасности и правила эффективной организации практической работы.
Большое значение на уроках швейного дела уделяется применению изобразительных наглядных средств. К изобразительным наглядным средствам относятся учебные плакаты, рисунки , фотографии, учебные фильмы. В коррекционной школе к данному виду наглядных средств предъявляются повышенные требования. Изображения должны быть четкими, красочными, целенаправленно отражать предметы и их свойства, т.е. соответствовать задачам одного или нескольких занятий.
Применение наглядных средств помогает развить у учащихся умение организовать собственную умственную и физическую деятельность. Целенаправленное включение наглядных средств в структуру урока позволяет активизировать внимание обучающихся, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала. А соответственно, успешное освоение предмета трудового обучения способствует созданию психологического комфорта у учащихся, даёт уверенность в собственных силах, способствует более удачному вхождению выпускников в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность.
Изобразительные и условно-графические средства наглядности, а также современные мультимедиа приложения ( аудио- и видеофрагменты, анимация) являются одними из самых эффективных дидактических средств, которые играют существенную роль в интеллектуальной познавательной деятельности учащихся.
Их применение на высоком уровне стало возможным при использовании интерактивной доски.
Использование интерактивной доски как одного из современных достижений науки имеет массу преимуществ для учебного процесса. Она позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала, осуществлять обучение с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, выполнять многие активные виды упражнений со всеми учениками одновременно. Компьютерное тестирование позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы, презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию.

А так же способствует активизации познавательной деятельности и повышению качественной успеваемости школьников; развитию навыков самостоятельности и самоконтроля у учащихся; снижению у них дидактических затруднений, повышению активности и инициативности , развитию информационного мышления школьников; формированию информационно-коммуникационной компетенции; приобретению навыков работы на персональном компьютере.
Применение на уроках интерактивной доски помогает создать действие и динамику. Учеба с помощью интерактивных досок – абсолютно новый метод преподавания, хотя основы успешного проведения урока одни и те же. Главное, чтобы преподаватель вел занятие по четкому плану, намеченной структуре, достигал определенных целей. А интерактивность - это дополнительный инструмент, при умелом пользовании которым можно добиться глобальных результатов.
Как можно достичь психолого-педагогического комфорта на уроке используя интерактивную доску?
1. Демонстрируя презентации, демонстрации и создавая модели.
Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.
2. Активно вовлекая учащихся в учебный процесс
Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников. Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легкодоступны, она обеспечивает хороший темп урока.
3. Улучшая темпа и течения урока.
Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

Используя наглядные средства на уроке необходимо соблюдать следующие принципы наглядности на уроках труда:
* наглядные материалы должны соответствовать целям и содержанию трудового обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида,
* пособия должны быть доступными и составлены с учетом возрастных особенностей детей с нарушением интеллекта,
* наглядные средства должны быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом,

* пособия должны быть выполнены с соблюдением эстетических и санитарно-гигиенических требований,
* содержание пособий должно составлять минимальное количество объектов (1-3) и не содержать разнородной информации,
* при работе с наглядностью необходимо организовывать детальный анализ каждой части пособия ( устанавливать главную и второстепенную информацию, этапы работы и их причинно-следственные связи) с многократным закреплением, повторением содержания,
*обязательна предварительная подготовка к восприятию учениками новых наглядных материалов через систему упражнений по формированию базовых знаний о предметах, свойствах и устройствах наглядных средств,
* необходимо постепенное усложнение предъявляемых средств обучения,
* использование наглядности с учетом индивидуальных особенностей школьников (подбор по цвету, величине, способу изготовления, количества выполняемых операций и т.д.),
* для успешного усвоения информации, содержащейся в пособиях, необходимо проводить целенаправленную работу по коррекции зрительного, слухового, тактильного восприятий, памяти, мышления, моторики, нарушений в пространственной и временной ориентации, а также активизации речи (путем пополнения словарного запаса детей, закрепления лексико-грамматических структур, орфографических правил, побуждения к монологу и диалогу), воспитанию любознательности, наблюдательности, аккуратности, умений работать в коллективе и т.д.

Итак, опираясь на вышесказанное можно сделать следующий вывод , что создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы на уроке - это снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание такой атмосферы, в которой дети чувствуют себя комфортно, спокойно и уверенно. Практика показывает, что психолого-педагогическая комфортность в обучении способствует выработке у учащихся положительной учебной мотивации, снижению уровня агрессивности школьников и в целом улучшению качества образовательной среды.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15