Разработка внеклассного занятия по разговору о правильном питании

Тема урока: «Сервировка стола к завтраку»
Тип урока: комбинированный
Цели урока: Познакомить учащихся с новыми понятиями сервировки стола, правила поведения за столом, правилами сервировки, блюдами на завтрак, дневным рационом, видами тарелок и приборами, с историей их появления.
Развивать творческие способности при подборе приборов для завтрака, при складывании салфеток
Воспитывать стремление к аккуратности, красоте, культуре поведения
Научить приемам складывания салфеток , расстановки посуды
Методы обучения: самостоятельная работа, объяснение с элементами беседы, демонстрация учебных пособий, практическая работа
Оборудование: компьютор экран, презентация, набор посуды, приборов, скатерть, салфетки, инструкционные карты.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
Отметка отсутствующих, сообщение темы и цели(сл.1-3)
2.Повторение пройденного материала.(сл.4-6)
3.Изложение нового материала.(сл.7-21)
1.Блюда на завтрак (сл.7) Ребята, что вы кушаете на завтрак? У всех завтраки разные. Перечислите, какие блюда едят только ложкой. Для каких блюд требуется вилка?
Для завтрака - одно мясное или рыбное блюдо с овощами или крупяным гарниром, молочные или кисломолочные продукты, чай, кофе, выпечные изделия
Вывод: сервировка стола создаёт определённый порядок на столе помогает пользоваться посудой и приборами, повышает аппетит во время еды.
2.Дневной рацион (сл.8)
Сколько раз в день человек должен принимать пищу?
Назовите простейшую схему приёма пищи.
Сколько раз питаются дети в детском саду, школьники?
3.Виды тарелок и приборов (сл.9-10) Вспомним, какие вы знаете тарелки и приборы? Какая посуда необходима для горячих напитков?
Тарелки
Пирожковые Закусочные
Десертные Столовые
мелкие глубокие мелкие глубокие


Приборы
Рыбные Столовые Закусочные
Десертные Фруктовые
4.Из истории сервировки стола.(сл.11-12) В VII в. при многих королевских дворах не было ни скатертей, ни тарелок. Кушанья накладывали в углубления на дубовом столе.
В XIV-XV в. В домах богатых торговцев появились ножи, ложки, тарелки из олова и дерева. Столы украшали плюшевые скатерти, усыпанные цветами.
В XVI в. в Европе стало обычным делом пользоваться ножами и ложками. Только вилка укоренялась медленно.
В XVII в. начал формироваться современный вид столовых приборов.
Первая в России фабрика по производству посуды была построена купцом А. Гребенщиковым в 1724г. в Москве. Там производили фаянсовую посуду белого цвета, покрытую эмалью. Но основным видом посуды у простого люда была глиняная
5.Правила сервировки стола к завтраку(сл.13)
Размер скатерти должен соответствовать размеру стола.
Скатерть должна подходить к посуде.
Скатерть должна отвечать поводу приема пищи.
Скатерть должна хорошо вписываться в интерьер комнаты.
Обычно стол покрывают белой накрахмаленной скатертью, но к чаю или кофе можно цветной.
Скатерть должна спускаться со стола на 25 см, но не ниже сиденья стула.
На стол сначала ставят посуду, затем раскладывают приборы.
Тарелки ставят на расстоянии 2 см от края стола, приборы – на одной линии с краем тарелки. Пирожковую тарелку ставят на расстоянии 510 см от основной тарелки.
При сервировке стола нож кладут справа от тарелки лезвием к ней, вилку - слева от тарелки рожками вверх.
Гастрономические продукты ставить на середину стола.

6.Правила поведения за столом(сл.14)
Сидеть за столом надо прямо, на столе могут находиться только кисти рук.
Во время еды ложку держат в правой руке, черпают от себя, окончив есть, оставляют в тарелке. Нож держат в правой руке, вилку- в левой. Если едят одной вилкой, её держат в правой руке.
На тарелку следует класть столько, сколько можно съесть.
Есть и пить бесшумно - одно из первых застольных правил. Не нужно втягивать или засасывать пищу с самого края ложки, вилки или чашки.
Рискованно пытаться говорить, когда у вас полный рот, пережёвывать пищу передними зубами, дуть на пищу.
Уронив нож или вилку, не старайтесь поднять их, а попросите другой прибор.
Закуски с общего блюда накладывают на свою тарелку общим прибором, который после этого возвращают на место.
Если потребовалось достать что-либо со стола, попросите соседа передать блюдо. Некрасиво протягивать руку через соседа или придвигать к себе блюдо через весь стол.
Все, что не пачкает рук (хлеб, печенье, фрукты и т.п.) берут руками.
Чай, кофе, какао пьют из чашки или из стакана, а если горячо, пользуются чайной ложкой.
Размешивать сахар надо бесшумно, чтобы ложка не стучала о стакан
5.Практическая работа 1. «Сервировка стола к завтраку»
Набор посуды: мелкие тарелки, закусочные тарелки, чашки с блюдцами, масленка, сахарница, вазочка- конфетница, хлебница, маленькие ложки, вилки, хлебный нож, нож для масла и сыра, салфетки.
1.Вспомним правила гигиены и санитарии.
2.Приступим к работе согласно инструкционной карте.
Инструкционная карта «Сервировка стола к завтраку»
Основой прибора для завтрака из одного блюда является тарелка - мелкая или глубокая, для горячего блюда.
Справ от неё кладется прибор, которым едят блюдо: ложка или вилка.
Ложку или вилку кладут вогнутой стороной вниз, то есть зубцы у вилки должны быть направлены вверх.
В центре стола располагаются предметы: тарелка с хлебом, сахарница, посуда с маслом, тарелка с закусками.
Для горячего напитка ставят чашки или стаканы, к ним прилагается чайная ложка.
В оформление сладкого стола входит вазочка с вареньем, розетки для него, общая вазочка для кондитерских изделий и отдельная тарелка для каждого (порционная).
Для удобства в салфетнице следует поставить бумажные салфетки.
Школьницы работают по бригадам, подходят к своему столу, бригадиры получают карточки с перечнем посуды для сервировки, самостоятельно сервируют стол для завтрака.
Практическая работа№2 Сегодня мы научимся с вами как красиво можно украсить стол с помощью салфеток.
«Складывание салфеток» согласно инструкционной карте.(сл.15-19)
6.Закрепление темы.
Что нового узнали из истории сервировки стола?
Какие правила сервировки стола знаете?
Какие правила поведения за солом знаете?
Что такое сервировка?
7.Итог урока. Что узнали нового? Чему научились? Нужно ли вам это? Какие новые слова запомнили? (сл.20)
8. Уборка рабочего места.










15