Интеллектуальная игра по русскому языку Умники и умницы среди 4-ых классов


Школа-лицей №123 имени Темирбека Жургенова

Интеллектуальная игра по русскому языку
«Умники и умницы»
Класс: 4 «А, Ә, Б»
Учитель: Орынбаева Сандугаш2016 год
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» 5 класс
Цель: Повышение эффективности изучения русского языка.
Задачи:
закрепление полученных знаний в игровой форме;
расширение кругозора и словарного запаса учащихся;
повышение интереса и активности к изучению русского языка;
формирование умения работать в группе.
Оборудование:
интерактивная доска
компьютер,
Ресурсы:
презентация PowerPoint (Презентация);
карточки с заданиями
Ход мероприятия
Слайд №2.
Напутствие для команд.
И пусть быстрей кипит борьба,Сильней соревнование,Успех решает не судьба,А только наши знания.
Русский язык – необыкновенный  язык, и  в   этом    мы  сегодня   убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка.
Представление команд.
1 этап. Разминка
Задание для команд
Отгадайте загадки
По итогам 1 этапа – команда, набравшая наибольшее количество очков выбирает задание
1.Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (Азбука)
2.Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят? (Буквы )3.Земля белая, а птицы на ней черные? (Бумага и буквы )4.Буквы значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд, Каждый в условленном месте стоит И называется….. (Алфавит)
5. Может быть в слове 100 одинаковых букв? ( Сто-л, сто-г, сто-п, сто-к )2 этап
На каждом этапе команды могут выбрать задание на разные разделы русского языка.
Слайд №3
Выбери тему: фонетика, орфография
Слайд №4
Фонетика: прочитай слова по транскрипции
й’акар’
л’йотн’эабй’атный’
Слайд№5
Орфография: Как пишется слово х…р…ш.?
ара
ора
ароороСлайд №6
Выберите тему: скороговорки, фонетика.
Слайд №7
Фонетика:Сколько звуков и букв в словах.
Тюльпан
Якорь
листья
Слайд №8
Быстро и четко произнесите скороговорки.
Кукушка кукушонку сшила капюшон.
Осип охрип, Архип осип.
Слайд№9
Выберите тему: фонетика, части речи
Слайд№10.
Какой частью речи являются выделенные слова.
Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила.
Снежное покрывало,
Все поле покрывало.
Слайд №11
В каком времени года живет звук [э]?
Лето
Осень
Зима
Весна
Слайд №12
Выберите тему: ударение, орфография
Слайд №13
Поставьте ударение в выделенных словах.
Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили.
Я мою руки. Мою руку взял доктор.
Ребёнок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм.
Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребёнка.
Слайд №14
Найди ошибки в тексте.
Ушло тёплое лето.прошла осинь. Выпал первый снек. Пришла зема. подули ветры холадом. Голые стаятдиревя.
Слайд №17.
Выберите тему: фразеологизмы, лексика
Слайд № 18
Подбери к данным словам и выражениям синонимы с удвоенными согласными.
Специальность –
Обучение животных –
Асфальтированная дорога–
Популярная игра на льду –
Слайд № 19.
Быстро и правильно произнести скороговорки
У пенька опять пять опят.
У реки росла рябина, а текла ,рябила
Слайд №20
Выберите тему: приставки, фонетика
Слайд №21
Исключите из цепочки лишние слова.
Тракторист, пианист, танкист, печник
Хвостище, глазоньки, усище, когтище
Шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр
Слайд №22
В каких словах все согласные звуки твердые.
Варит
Скажешь
Смена
Картина
Слайд№24
Выберите тему: пословицы, имя существительное
Слайд №25
Отгадай пословицу по двум словам.
Свет - тьма
Встречают - провожают
Погибай - выручай
Слайд №26.
Определи падеж существительного кот.
У норы добычи ждёт,Притаившись, серый кот.Мышь осталась без хвостаВырываясь от кота.А теперь и за верстуНе приблизится к коту.Крыса старая и та, Видя грозного кота,Удерёт в нору под дом,Чтоб не встретиться с котом.Там дрожит и в темноте,Вспоминая о коте.
Слайд №27.
Выберите тему: шарады, лексика.
Слайд №28.
Отгадай пословицу по двум словам.
Свет - тьма
Встречают - провожают
Погибай – выручай
Слайд №28
Подберите к словам антонимы
Широкий –
Твёрдый –
Старый –
Скучный –
Слайд № 29
Выберите тему: пословицы, на смекалку
Слайд № 30.
Из данных слов составьте пословицы.
Один, семь, отрежь, раз, отмерь, раз.
Коню, не, в, дареному, зубы, смотрят.Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.
Слайд №31
Из слов каждой строчки составьте новые. Используйте для этого их первые слоги.
Забор, гадкий, камера.
Кролик, ватрушка, каша.
Пояс, годность, какаду
Слайд №33.
Выберите тему: фонетика, имя существительное
Слайд №34.
Назовите данные слова в родительном падеже.
Сон
Шов
День
Отец
Слайд №35
В каком ряду во всех словах есть звук [к]
Композитор, вдруг, кисель
Кимоно, кишечник, прятки
Друг, очерк, корешок
Слайд №36
Назовите данные слова в родительном падеже.
Сон
Шов
День
Отец
3 этап – суперигра(Ответить на вопрос ).
А) В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).
Б) Имена девочек состоят из 2-х букв А и удвоенных согласных. Как их зовут? (Алла, Анна).
Г) Чем оканчиваются день и ночь ? ( Ь )Д ) Что стоит посредине земли? ( М )Е ) Чем кончается лето и начинается осень ? ( О )Слайд №37
Подведение итогов.
- А теперь посмотрим, кто же у нас стал умницей, кто набрал больше всех наград.
- Молодцы, ребята! Сегодня вы все показали высокие знания, отличную эрудицию. Так нужен ли нам русский язык? Стоит ли нам его изучать?
Верно, ребята. Мы всегда должны с любовью относиться к родному языку
Награждение команд. Команда, набравшая наибольшее количество очков побеждает.