Урок по информатике на тему Электронные таблицы. Знакомство с табличным процессором Microsoft Excel (9 класс)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Электронные таблицы. Знакомство с табличным процессором Microsoft Excel
(Тема урока)
ФИО: Севрюгина Ольга Михайловна Место работы: МБОУ СОШ №53 г.о. Самара Должность: Учитель Предмет: Информатика и ИКТ Класс: 9 класс Тема и номер урока в теме: Урок 36. Электронные таблицы. Знакомство
с табличным процессором Microsoft ExcelБазовый учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса /Босова Л.Л. –
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
8. Цель урока: Сформировать понятия электронная таблица, табличный процессор. Освоить основные приемы обработки числовой информации в табличном  процессоре Excel; закрепить умения и навыки работы созданием таблиц в Excel.
9. Задачи:
- обучающие - Сформировать представление о файловой структуре.
-развивающие – Развивать умения рационально организовать свою деятельность
-воспитательные - Воспитание информационной культуры учащихся, аккуратности и бережного отношения к технике и информации. формирование самостоятельности и ответственности при работе с компьютером; прививать интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Формы работы учащихся: фронтальная беседа; лекция; самостоятельная практическая работа за компьютером.
12. Необходимое техническое оборудование: Рабочее место учащихся ПК и теоретический стол, учебник, рабочее место учителя, мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданием.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Организационный момент. Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока.
Ученики приветствуют учителя. Записывают тему урока в тетради. (2 мин)
Актуализация знаний. Ответьте на вопросы:
С какими видами информации работают известные вам программные средства?
Какие программные средства используются для работы с текстом?
Перечислите известные Вам текстовые редакторы?
Какие программные средства используются для работы с графическими объектами?
Какие программные средства используются для работы с музыкой?
Знакомы ли Вы с программой, которая предназначена для работы с числовой информацией?
Ответы учеников:
1.Текст, иллюстрации, таблицы, графики.
2.Microsoft Word, Microsoft Excel
3. Microsoft Word, Блокнот, Notepad,
4. CorelDRAW, GIMP, Adobe Photoshop
5. Movie Maker
6. Microsoft Excel (5 мин )
Объяснение нового материала. (15 мин)
Для работы с числовой информацией (данными) используют специальную программу, называемую электронной таблицей или табличным процессором. В пакете прикладных программ MS Office табличный процессор называется Microsoft Excel . Данный процессор широко используется в различных профессиях, например, бухгалтер, библиотекарь, предприниматель и т.д.
Давайте рассмотрим таблицу. (Слайд 3)
При использовании MS Word мы без труда могли бы создать эту таблицу. По этой таблице мы видим сколько стоит тот или иной продукт, а также их суммарную стоимость. Но если вместо 2 кг яблок нам понадобится 2,5 кг, то все придется пересчитывать и заполнять таблицу заново. Это неудобно. Поэтому, для проведения вычислений в таблице удобнее использовать программу MS Excel. Запишите определение электронных таблиц: Электронные таблицы –это прикладная программа, предназначенная для организации табличных вычислений на компьютере. (Слайд 4) Электронная таблица состоит из столбцов и строк. На пересечении строки и столбца находится ячейка, которая имеет индивидуальный адрес. Адрес ячейки электронной таблицы состоит из заголовка столбца и заголовка строки. Ячейка с которой производятся какие-либо действия называется активной. (Слайд 5)
В процессе работы с электронными таблицами достаточно часто требуется работать с несколькими ячейками. Эти ячейки образуют диапазон, который задается адресами ячеек верхней и нижней границ диапазона, разделенных двоеточием. (Слайд 6)
Задание: Попробуем определить имя активной ячейки и имена выделенных диапазонов. (Слайд 7) (Правильный ответ – С2; А5:С5, Е2:F2, А1:А2)
В работе с электронными таблицами можно выделить три основных типа данных: числа, текст и формулы. (Слайд 8) В Excel всем данным хранящимся в ячейке можно присвоить формат. Основные форматы: Числовой, Процентный, Денежный,
Текстовый, Дата, Время. (Слайд 9). Теперь мы знаем, как вводить и представлять данные, посмотрим, как их обрабатывать. Для обработки данных существуют формулы. Формула должна начинаться со знака равенства и может включать в себя числа, имена ячеек (ссылки на адреса ячеек), функции и знаки математических операций. (Слайд 10, 11). А сейчас я раздам вам карточки с заданиями, разного уровня сложности, выполнить задание нужно на карточке. (6 мин). (карточки )Для придания таблице другого внешнего вида можно изменять цвет ячеек, цвет и стиль линий, различно форматировать текст в ячейке. После просмотра презентации я прошу вас устремить взгляд в окно, поморгайте глазками, это может нам для дальнейшей работы.
Практическая часть урока (12 мин).
А теперь давайте вспомним таблицу, которая была в начале урока и попробуем создать ее с помощью MS Excel. Прошу вас всех сесть за компьютеры, я раздам вам карточки с таблицей и описанием хода работы (карточки ).
После того как вы выполнили задание на компьютере, объединитесь в группы по 2 человека и решите кроссворд, пройдя по ссылке http://sc.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/19663/. Работа за компьютером 10 мин. После выполнения заданий, выполните комплекс упражнений для глаз и позвоночника (1 мин), после чего займите свое рабочее место за партой.
Рефлексия (4-5 мин). Учитель задает вопросы, чтобы выяснить как учащиеся усвоили новый материал (Слайд 12).
Домашнее задание. (1-2 мин) в учебнике стр 100-107, задание №11 на стр 108. Дополнительное творческое задание на выбор:
создать таблицу и рассчитать калорийность салата – оливье.
создать таблицу и рассчитать стоимость открытия кафе.
Составить бланк заказа учебников на 9 класс и сделать расчет. (можно обратится к библиотекарю за консультацией).