Тема: Раскладка лекал на ткани. Раскрой юбки.


Класс: 6 Дата: 12 февраля
Тема: Раскладка лекал на ткани. Раскрой юбки.
Цели:
Образовательные: ознакомить учащихся с требованиями к раскрою швейных изделий; научить готовить ткань к раскрою, выполнять экономно раскладку выкройки на ткань, раскраивать юбку. Рассмотреть безопасность жизнедеятельности и организацию рабочего места учащихся. Воспитательные: формирование чувства бережливости, аккуратности, внимательности, культуры учащихся, самостоятельности и активности, сознательность учения.
Развивающие: развивать у учащихся пространственное воображение, наблюдательность, сообразительность, творческое мышление, эстетический вкус.
Межпредметные связи: математика, черчение, литература.
Профориентация: ознакомление с профессией закройщика.
Наглядность: инструкционные карты, детали выкройки (мини-лекала), образцы раскладки выкроек на ткани.
Материально – техническая база: компьютер, проектор, экран, технологическая карта к уроку, презентация темы.
Методы обучения: познавательные, проблемно-поисковые, исследовательские.
Инструменты, приспособления и материалы: ножницы, ткань, булавки, мел, выкройки.
Объект труда: юбка (детали кроя).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.Приветствие;
Проверка готовности учащихся к уроку;
Позитивный настрой: С любимым делом жизнь в стократ милее,
Лишь надо приложить к нему терпенье.
И мастерство становится смелее,
Когда приходит к сердцу вдохновение.
- Сегодня у нас открывается новое ателье «Школьница». Где вы покажите свои знания, умения и навыки. Оценивать вы будите себя сами, выставляя баллы в маршрутном листе. И в конце урока получите квалификацию «Закройщик лёгкой одежды». Чтобы работать в ателье, вы должны владеть определёнными знаниями и умениями. Их мы проверим с помощью кроссворда. Выполнять задания, будим в группах.
II. Проверка домашнего задания с помощью кроссворда, выставление баллов в маршрутном листе.
Зарисовка, наброски модели одежды (эскиз).
Чтобы сшить изделие, необходимо иметь его … (выкройку).
Данные для построения чертежа (мерки).
Построение чертежа выкройки изделия (конструирование).
Процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью (моделирование).
Поясное швейное изделие (юбка).
Классический покрой юбки … (прямая).
III. Актуализация знаний учащихся.
- Как называется профессия человека, который занимается раскроем швейных изделий? (закройщик)
- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово «закройщик»? (предметы, действия, качества)
- Что для закройщика важно? С чем он работает? (Ткань).
- План нашего урока состоит из пунктов: 1. Подготовка ткани к раскрою
2. Раскладка деталей выкройки на ткани
3. Раскрой юбки
- Глядя на три пункта нашего плана, назовите тему и цели урока.
IV. Изучение нового материала.
- При раскрое выделяют три основных этапа:
Подготовка ткани к раскрою
Раскладка деталей выкройки на ткани
Раскрой юбки
- Рассмотрим первый этап «Подготовка ткани к раскрою»
- Все ткани, кроме тканей с ворсом (бархат, вельвет и др.), при увлажнении дают усадку по длине и немного по ширине. Чтобы этого не произошло, ткань перед раскроем необходимо… (декатировать).
- Проверка тканей на наличие возможных дефектов (учащиеся перечисляют дефекты ткани).
- Затем определить лицевую и изнаночную стороны, для того чтобы сложить ткань для раскроя, лицевой стороной внутрь (учащиеся сами объясняют способы определения).
- Следующий этап определение направления нити основы. Это необходимо знать для того, чтобы располагать детали выкройки согласно указанному на них направлению (учащиеся сами объясняют способы определения).
- Определение направления рисунка, ворса. На однотонных тканях и с неопределённым рисунком лекала деталей юбки можно раскладывать верхними срезами в разных направлениях. Но если рисунок направлен в одну сторону, то лекала располагают верхними срезами в одном направлении. При раскрое ткани в полоску или клетку следят за тем, чтобы они совпадали по цвету, ширине, рисунку и проходили строго посередине переднего и заднего полотнища юбки. На тканях с ворсом лекала располагают в одном направлении. Например, в юбке из вельвета или бархата ворс должен идти сверху вниз.
- Настил ткани. Существуют два способа настила ткани:
1. «Настил в сгиб» ткань складывают вдоль пополам, лицевой стороной внутрь, совмещая при этом кромки. Такой способ применяют при раскрое широких тканей.
2. «Настил в разворот» ткань раскладывают развёрнутой во всю ширину, лицевой стороной вниз, или в два слоя, лицевой стороной внутрь. Этот способ применяют при раскрое тканей разной ширины. При складывании ткани в клетку или рисунка расположение у кромок может быть не одинаковым, тогда ткань складывают по центру симметрии. Места пересечения клеток совмещают и складывают по всей площади сложенной ткани через 15 – 20 см.
- Лекала к раскрою мы с вами подготовили на прошлом уроке. В чём заключалась подготовка лекал к раскрою (ответы учащихся)?
- Выполнение второго этапа «Раскладка деталей выкройки на ткани» вы узнаете, поработав с учебником с.83
- Перечислите этапы «Раскладки деталей выкройки на ткани» (ответы учащихся).
а) экономно разложить с учётом припусков на швы, приколоть;
б) обвести тонкой сплошной линией;
в) разметить вытачки;
г) штриховой линией наметить припуски на швы;
д) снять лекала и сколоть детали булавками.
- С третьим этапом мы познакомимся на следующем уроке. А сейчас закрепим полученные знания.
- Назовите этапы подготовки ткани к раскрою.
- Какие способы настила вам известны?
- Что включает в себя этап «Раскладки деталей выкройки на ткани»?
V. Практическая работа.1. Повторение правил безопасной работы с булавками, ножницами и организацией рабочего места. Напоминаю учащимся, что после этапов «Подготовка ткани к раскрою» и «Раскладки деталей выкройки на ткани» в маршрутном листе надо поставить баллы за проделанную работу.
2. Выполнение самостоятельной работы по плану:
а) Декатерование ткани.
б) Выявление дефектов ткани.
в) Определение лицевой и изнаночной сторон.
г) Определение направления нити основы.
д) Раскладка ткани на рабочем столе.
е) Обвести контуры лекал деталей юбки и наметить припуски на швы.
ж) Сделать контрольную проверку.Примерно после 5 -6 этапа проводится физминутка «Гимнастика для глаз». После этапов «Подготовка ткани к раскрою» и «Раскладки деталей выкройки на ткани» в маршрутном листе учащиеся ставят баллы за проделанную работу. Учитель осуществляет текущий контроль. Учащиеся, которые завершили работу первыми, выступают в роли консультанта.
VI. Закрепление изученного материала.
На доске написаны предложения, где нужно вставить недостающие слова.
Раскладывая выкройки на ткани, учитываем направление ….. нити.
Вначале раскладывают все…..детали, а затем ….. .Существует два способа настила ткани ….. и ….. .Контур выкройки обводят ….. линией.
Припуски на швы обводят ….. линей.
VII. Итог урока и оценка проделанной работы.
Подсчитывается общее количество баллов, набранных ученицами. Вручаются дипломы с квалификацией «Закройщик лёгкого платья».
- На следующем уроке, тема которого «Подготовка деталей кроя к обработке» мы будем работать в швейном цехе, в роли швеи лёгкого платья.
- Урок завершён, всем творческих успехов!