Методическая разработка урока технологии на тему Раскладка лекал на ткани. Обмеловка деталей и раскрой ночной сорочки. Техника безопасности при выполнении практических работ.

14.10.2016г. 7-Б класс
Тема урока: «Раскладка лекал на ткани. Обмеловка деталей и раскрой ночной сорочки. Техника безопасности при выполнении практических работ.»
Цели:  Подготовить ткань к раскрою.
развивать мелкую моторику рук, связную речь,
-воспитывать экономное и рациональное расходование ткани.
Задачи:
Образовательные: дополнить знания учащихся о подготовке выкройки, настила ткани,  закрепить понятия о необходимости сохранения рисунка. Научить экономному раскрою ночной сорочки.
Воспитательные:  Воспитать культуру труда и чувства требовательности к себе. Опрятность, эстетический труд
Развивающие: Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности, формирование у учащихся самостоятельного, логического мышления, творческого воображения, познавательного интереса.
Оборудование и материалы: ткань, ножницы, лекала, мел, образцы, булавки. .
Ход урока.
I. Организационный момент
    -проверка готовности учащихся к уроку;
    -сообщение темы и целей урока.
II. Вводный инструктаж учителя.
    - Проверка организованности начала работы, организация рабочих мест.
    -Повторение правил техники безопасности при работе с острыми предметами:   - правила пользования ножницами, иглами, булавками.
(лезвие ножниц должно опираться на поверхность стола);
     - правила пользования булавками  (сначала прикалывают к ткани уголки выкроек, располагая булавки диагонально, затем – края деталей по припускам на швы; чтобы не пораниться, булавки вкалываются так,  чтобы острие полностью было в ткани).
а). Повторение пройденного материала
   - От каких мерок зависит размер изделия?
   - Из каких деталей состоит чертеж ночной сорочки?
    - Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда?
    - Назовите срезы по линии выкройки.
     - Назовите величину припусков на швы.
- Для чего снимают мерку Дст?
- Какие мерки записывают в половинном размере?
III. Переход к изучению новой темы.
Чтобы перейти к новой теме необходимо разгадать кроссворд.
1.Плечевое изделие. (сарафан)
2.Изделие, которое можно пошить на основе ночной сорочки.(платье)
3.По какой мерке определяют размер одежды. (Сг)
4.Что надо проверить на ткани перед раскроем. (дефект)
5.Чтобы изменить внешний вид ночной сорочки, надо пришить (кружево)
6.По направлению какой нити выполняется раскрой. (долевая)
7.Какую мерку записывают в полном размере. (длина)
Тема нашего урока «Подготовка ткани к раскрою и раскрой ночной сорочки». На уроке вы узнаете, в чём состоит подготовка ткани к раскрою. И с помощью практической работы подготовим ткань к раскрою.
IV. Физкультминутка
V.Изучение новой темы.
Учитель.   Раскройные работы начинают с подготовки ткани к раскрою.
При подготовке  ткани к раскрою предстоит выполнить следующие этапы работы:       
а) Определить направление на ткани долевой нити:      
  - по кромке;
       - по степени растяжения – нить основы меньше тянется
       - основная нить – прямая, а уточная – извилистая.
. Нить основы направлена вдоль кромки ткани. При раскладке выкроек старайтесь избегать отклонения от направления нити основы. Иначе, готовое изделие может «закрутиться» на человеке.
б)лицевую и изнаночную стороны. 
Определите лицевую сторону ткани.  Ткань обычно сложена в рулоне вдвое. Шерстяные ткани сложены лицевой стороной внутрь, а шелковые – наружу. На кромке ткани проколы направлены с изнаночной на лицевую сторону ткани. Все ткацкие дефекты обычно выведены на изнаночную сторону ткани).
- на лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной;
- на лицевой стороне ткани рисунок переплетения более четкий.
  -  лицевая сторона более гладкая, так как ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.   
в) Направление рисунка. Если ткань с рисунком, то надо рассмотреть, как направлены его детали - в одну или в разные стороны. Это придется учитывать при раскладке, чтобы на всех деталях изделия было одно направление рисунка.
г) Проверить дефекты. Осмотрите ткань на наличие дефектов. На лицевой поверхности ткани не должно быть: инородных волокон, коротких утолщений нитей, отсутствия одной или нескольких нитей основы или нитей утка, разнооттеночности. Не должно быть дефектов в окраске ткани. Все обнаруженные дефекты отметьте мылом или мелом на изнаночной стороне ткани. Обратите внимание на них при раскрое.  
д) Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.
Декатирование. Некоторые ткани в процессе влажно-тепловой обработки (глажения), стирки подвержены усадке. Чтобы избежать этого, ткань нужно перед раскроем декатировать (провести влажно-тепловую обработку).
е) Проутюжить ткань. Ткань утюжьте по направлению нитей основы, не растягивая. Ткань утюжат, чтобы удалить замины и складки.
ж) Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.
з) Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.
Практическая работа.
  - Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций.
  -Концентрация внимания на наиболее эффективных приемах выполнения
операций.
  - Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
и) Настилание ткани.
Перед раскладкой выкройки, ткань складывают в сгиб,  лицевой стороной внутрь, совмещая кромки, и раскладывают ткань на столе сгибом к себе, следя за тем, чтобы не было перекосов ткани.
Раскрой ночной сорочки.   Повторение подготовительного этапа раскроя:
          - подготовка ткани к раскрою;
         - раскрой ночной сорочки;
         - правила пользования ножницами (лезвие ножниц должно опираться на поверхность стола);
         - правила пользования булавками  (сначала прикалывают к ткани уголки выкроек, располагая булавки диагонально, затем – края деталей по припускам на швы; чтобы не пораниться, булавки вкалываются так,  чтобы острие полностью было в ткани).
     Во время практической работы учитель делает целевое обходы, контролируя правильность и рациональность выполнения раскладки деталей выкройки на ткани, обмеловки деталей и их раскроя, соблюдения правил безопасной работы.

  1)Раскладка деталей выкройки (чертёж) на ткани выполняется в следующей последовательности, с учетом  направления нитей  основы, рисунка и дефектов.
Ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо, чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку. По очереди каждую деталь выкройки прикалываем булавками к ткани.
Складываем ткань пополам, лицевой стороной вовнутрь, выравниваем с помощью угольника поперечный срез ткани (чтобы не было перекоса деталей при раскладке выкроек). Раскладка начинается с выровненного края, причем сначала раскладываем крупные детали, а затем более мелкие. Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной
       Выкройки обязательно прикалывают булавками.
2)Обрисовка выкройки.
Детали обводим мелом рядом с контуром выкройки - по этим линиям будут проходить швы. Потом контур выкройки обводим еще раз, отступая от нее на ширину припуска. Это линии, по которым будет проводиться раскрой, и контрольные точки. Их проводят остро заточенным портновским мелом, или тонким кусочком мыла, или мягким карандашом.
 3)Вырезают детали по второй меловой линии, учитывая припуски на швы.
Обязательно необходимо производить самоконтроль или взаимоконтроль не после выполнения операции раскроя, а до вырезания деталей изделия, чтобы иметь возможность исправить допущенную ошибку. (Об этом необходимо предупредить учащихся.)
Учитель показывает несколько вариантов раскладки на ткани выкройки ночной сорочки, приемы обмеловки контуров деталей (с учетом на швы) и приемам работы ножницами вдоль контуров выкройки.
Способы перенесения линий выкройки.
Ребята, как вы думаете, каким способом можно перенести метки с одной стороны на другую? Какие инструменты необходимы для этого?
Подготовка деталей кроя к обработке заключается в переносе контурных линий, конструктивных линий и маркировок на детали кроя различными способами. Контурные линии (линии бока, плеча, низа, проймы, горловины и др.), конструктивные линии (вытачки, линии середины переда и др.) намечают на верхней детали и переносят на второй слой, т.е. на парную деталь или симметричную сторону.
а) с использованием копировальной бумаги и резца - колесика.
б) с использованием булавок.
в) при помощи прямых стежков.
г) при помощи копировальных стежков.
С использованием копировальной бумаги и резца-колесика. Копировальную бумагу, контрастную по цвету, накладывают вместе с выкройкой и проводят резцом-колесиком вдоль краев выкройки. Прямые линии проводят по линейке, контрольные точки - короткими штрихами.
С использованием булавок. Вдоль линии контура выкройки верхней детали вкалывают булавки насквозь через два слоя, на нижней детали мелком делают метки, а затем проводят линии. Способ не пригоден для тонких тканей.
При помощи прямых стежков. Конструктивные линии, которые необходимо видеть на лицевой стороне ткани, переносят прямыми стежками, разъединив детали кроя после прокладывания линий.
При помощи копировальных стежков. Детали скалывают и по контурным линиям верхней детали прокладывают копировальные стежки, затем детали раздвигают и нитки разрезают.
VI. Закрепление изученного материала.
Вопросы:
1. Какие операции входят в подготовку ткани к раскрою?
2. Как учитываются дефекты ткани при раскрое?
3.  Почему при раскладке выкройки на ткани деталь обводится два раза?
4. Что такое декатирование?
5. Какие правила ТБ следует соблюдать при работе с ножницами, булавками и иглами?
6. Какими свойствами обладают нити основы и утка?
7. Сколько ткани требуется для изготовления ночной сорочки?
8. Перечислите детали кроя вашей модели.
9. Какие линии на крое необходимо перенести на симметричную сторону?
10. Какими способами переносят линии на симметричную сторону?
11. Для чего наносят линии середины на детали кроя?
12. Для чего скалывают крой булавками?
VII. Анализ урока.
Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания, разбирает типичные ошибки. Оценивает выполненную работу, объявляет оценки, аргументируем их.
Домашнее задание: выучить правила подготовки ткани и деталей кроя к раскрою, принести ткань, детали кроя, рабочую коробку, зарисовать раскладку деталей кроя в тетради.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115