Мастер – класс «Китайское модульное оригами или оригами в стиле 3 D, как средство для развития творческих способностей учащихся»


КГУ «Средняя школа № 18» акимата города Рудного
Мастер – класс
«Китайское модульное оригами или оригами в стиле 3 D, как средство для развития творческих способностей учащихся»
Учитель технологии: Шутова Л. Н.
Рудный, 2016 год
Мастер-класс
Тема: «Китайское модульного оригами или оригами в стиле 3 D, как средство для развития творческих способностей учащихся».
Цель мастер-класса:  повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми.
Задачи:
Повышение профессионального уровня педагогов и обмен опытом работы по модульному оригами.
Рассмотреть модульное оригами, как  одну из техник работы с бумагой: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения модуля и его значение для развития ребенка
Создать условия для плодотворной работы участников мастер-класса, выполнить журавлика в технике классического оригами, изготовить изделие «Снежинка» техникой работы с бумагой «модульное оригами»
Вызывать положительные эмоции при работе  с бумагой, формировать положительное отношение к своей готовой работе, вызывать чувство удовлетворения от проделанной работы
План проведения:
Вступительная часть:
Объявление темы и цели мастер-класса.
Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
Теоретическая часть:
Актуальность темы «Китайское модульное оригами или оригами в стиле 3 D », как средство для развития творческих способностей учащихся.
Немного из истории возникновения оригами.
Просмотр презентации «Мир бумажных игрушек».
Практическая часть:
Освоение приемов складывания базовых форм оригами, треугольного модуля
Изготовление классической фигурки японского журавлика оригами.
Изготовление изделия «Снежинка» из треугольных китайских модулей.
Рефлексия участников мастер-класса - обратная связь. Подведение итогов.
Материал: Видеопроектор, бумага для печати и ксерокопирования, бумага для записи, канцелярский нож, ножницы, образцы готовых изделий.
Ход мастер- класса:
1.Вступительная часть.
Организационный момент. Встреча и размещение участников.
Уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать на нашем мероприятии!
Целевые установки. Содержание мастер-класса.
2.Теоретическая часть:
Ни что так не радует и не приносит удовлетворение, как вещь, изготовленная своими руками.  Сегодня мы познакомимся с новой техникой работы  с бумагой – «модульное оригами».
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу.
Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие.
У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
   Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Среди многообразия видов ручного творчества особое место занимает - конструирование. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни ребенка, в ней находят своё отражение особенности восприятия ребенком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. Одним из видов конструирования является конструирование из бумаги «оригами».
Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. Не перечислить всех достоинств оригами. Доступность бумаги как материала, простота её обработки – привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание.
Значение оригами для развития ребенка:- учит детей  различным приемам работы с бумагой;- знакомит детей с основными геометрическими понятиями;- стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения.                                                 - развивает мелкую моторику рук и глазомер.- помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. - развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.- совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.
Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов.
И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Систематическое занятие с ребёнком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Немного из истории оригами. С классическим оригами мы хорошо знакомы. Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги —  кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты.
Оригами (яп. «сложенная бумага») — это древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага.
Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания — задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте – оригами.
Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.
В периоды Адзути Момояма (1573–1603) и Эдо (1603–1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда были изобретены ставшие теперь классическими фигурки оригами, например, журавлик (цуру) – традиционный японский символ счастья и долголетия. Оригами стало традицией, передаваемой из поколения в поколение, преимущественно по женской линии. Историки утверждают, что по манере складывания и составу фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась мастерица.
Во второй половине XIX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом. Тем не менее, своё «оригами» существовало в Европе и до этого. В частности испанская пахарита (птичка) возможно, была одной из первых сложенных из бумаги фигурок в Европе и вообще в мире.
Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.
Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой.
Существует несколько разных техник оригами.
Самое древнее – это классическое оригами, в котором поделка складывается из квадратного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.
Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих мелких частей (модулей), каждый из которых складывается из листа бумаги.
Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы, в котором модули сшиваются или склеиваются.
Да, действительно, из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии бумажные шары - кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами».
В самом начале знакомства детьми с оригами мы вместе овладели базовыми формами и приемами оригами изготавливали фигуры животных и птиц, обычным складыванием бумаги из геометрических форм, а недавно познакомились с удивительными игрушками из одинаковых бумажных фигурок треугольной формы. Это оригами из треугольников или просто «модульное оригами».
Что такое «модульное оригами»? Модульное оригами обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели – благо бумагу можно достать даже в тюрьме.  И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это – абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярно в Китае. «Модульное оригами» — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила упругости не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.
Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последние, правда могут быть разных типов). Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна. В сколько-нибудь сложных изделиях объёмного модульного оригами (например, большинство кусудам) без использования клея и других средств соединения обойтись не удаётся.
Особенности этой техники:  использование довольно простого треугольного модуля; типичный способ соединения модулей (модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться); очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой. В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными.
Таким образом, можно говорить о том, что такая техника содержит значительный элемент творчества.
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому –
Я пойму!»…
Оказалось, что маленький бумажный треугольник таит в себе фантастические возможности. Яркое впечатление от открытия совершенно новых возможностей бумажного мира усилило наше с ребятами желание во что бы, то, ни стало познакомиться с этой необычной техникой.
Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей, и дети начинают лучше учиться. Таким образом, занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Но все-таки оригами, прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.
Практическая часть:
Маг, что придумал бумагу цветнуюКрасную, желтую и голубую,Верил, наверно, что могут ребятаСделать фигурки из разных квадратов.Эти фигурки на всем белом светеЗнали лишь только японские дети.Символом мира стал белый журавлик,Символом счастья – бумажный кораблик.Сказочных бабочек, розовых зайцевВыполнить можно при помощи пальцев.Я предлагаю попробовать с вамиВыучить технику «оригами».                 Сейчас с помощью технологической карты мы научимся складывать японского журавлика. Почему для своего мастер-класса я выбрала именно японского журавлика? Тот, кто хоть раз интересовался оригами и культурой Японии вообще, знает, что журавль неотъемлемая часть японской культуры. Для японца журавль символизирует долголетие и процветание. А еще журавль символизирует – надежду. Вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение – символ мира. Вы, конечно, слышали легенду о японской девочке Садако Сасаки, больной лейкемией, молившей о мире на Земле после бомбардировки Хиросимы. В больнице Садако складывала журавликов. Считается, что если сделать тысячу бумажных журавликов, то желания сбудутся и даже тяжелая болезнь отступит. Она успела сделать 644… Позже ее друзья свернули недостающих. Спустя некоторое время японские дети стали собирать деньги на памятник всем детям, погибшим от атомной бомбы. За три года они сумели собрать нужную сумму. В конце 1958 года в Хиросиме появился монумент, о котором мечтали друзья Садако. С тех пор и до наших дней каждый год 6 августа, в день бомбардировки, этот монумент покрывается гирляндами из тысяч и тысяч бумажных журавликов. Вот и мы с вами сделаем японских журавликов – символов мира. Надо сказать, что способов сборки различных журавликов существует множество. Мы выполним классическую модель.
108585152336500Изготовление треугольного модуля.
Треугольный модуль складывается из прямоугольника обычной  бумаги для печати белой или цветной. Можно получить нужные прямоугольники делением листа бумаги, кратным формата А 4, на равные части.
Если длинную и короткую стороны формата А4 разделить на 4 равные части и разрезать по намеченным линиям, то получатся прямоугольники примерно 53×74 мм.
-125285527749500
Если длинную сторону формата А4 разделить на 8 частей, а короткую на 4 части, то получатся
-124142598234500прямоугольники 37×53 мм.
Схема складывания модуля:
Согните прямоугольник пополам.
Согните и разогните, чтобы наметить линию середины. Поверните горой к себе.
Согните края к середине.
Переверните.
Поднимите края вверх, и загни уголки, не перегибая их через треугольник.
Согните пополам.
Модуль готов.
Рефлексия - обратная связь:
Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Уважаемые коллеги я очень рада, что вы приняли активное участие в этом мастер-классе. Хотелось бы услышать ваши отзывы и предложения по теме: «Китайское модульного оригами или оригами в стиле 3 D, как средство для развития творческих способностей учащихся». Надеюсь, мой мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме, а также поможет вам в оформление группы и будет наглядным пособием на занятиях.
Спасибо за внимание!
Литература.
С.Н. Соколова Знакомство детей с окружающим миром с помощью техники оригами. М.: Айрис-пресс, 2004. – 50 с.
С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
Долженко Г. И. 100 оригами. – Ярославль: Академия развития.
Весёлые самоделки. Наглядное пособие для детей школьного возраста. – М.: ГРАНТ-ПРЕСС, АСТ-ПРЕСС. 1995. – 32 С.
Богатова И. Рождественское оригами. - 2001, № 12.
Богатова И. Цветочные композиции из бумаги. - 2002, № 10.
Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами. - «Аст-пресс». 2010. - 104С.
Самоанализ мастер-класса
Проведенного Шутовой Ларисой Николаевной для педагогов
на тему: «Китайское модульного оригами или оригами в стиле 3 D, как средство для развития творческих способностей учащихся».
Целью данного мастер-класса было повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми.
Поставленные задачи были выполнены полностью. Были созданы условия для участников мастер-класса для плодотворной работы при выполнении журавлика в технике классического оригами. Мастер-класс был проведен в форме лекции с элементами презентации плюс практическая работа. С педагогами и для них, без участия детей.
Были представлены несколько работ выполненных в технике оригами. Участники были обеспечены материалами и инструментами.
Вступительная часть состояла из объявления темы мастер-класса  и его содержания.
В теоретической части было дано краткое сообщение по истории оригами, значении оригами для развития ребенка.
Во время практической работы по схеме педагоги выполнили поделку японский классический журавлик и «Снежинка» в технике модульного оригами .
В завершении был подведен итог
Вывод. Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения, сделать хорошие работы. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера было доброжелательной, мне с педагогами было общаться легко. Практическая часть, вызвала небольшие затруднения, но все справились с заданием на отлично. В целом мне мастер – класс понравился, результатом я довольна.