Методическая разработка урока по ПМ 02 «Изготовление лекал» МДК 02.03 «Конструктивное моделирование» Для обучающихся по профессии 29.01.05 Закройщик


Рассмотрено на заседании Утверждено на заседании
МО «Дизайн и сервис» Методического Совета
Протокол №___________ Протокол №__________
«_____» «_______» 20 г.« ____» «__________» 20___
_____________В.И. Мухина ____________И. Ю. Волкова
Методическая разработка
урока по ПМ 02 «Изготовление лекал»
МДК 02.03 «Конструктивное моделирование»
Для обучающихся по профессии 29.01.05 Закройщик
Новошахтинск
Методическая разработка нетрадиционного урока по ПМ 02 « Изготовление лекал» предназначена для преподавателей МДК по профессии «Закройщик».
Проблема методов обучения в последнее время привлекает к себе особое внимание. Передовой педагогической практикой зафиксировано много интересных находок применения активных методов обучения и их систем и выполнено немало исследований. ФГОСы нового поколения вызывают необходимость дальнейшего совершенствования методов и приемов обучения.
Жизнь требует, чтобы студенты были подготовлены к труду, к творческому решению производственных задач, а для этого необходимо формировать профессиональные и общие компетенции. Чем в большее количество видов учебной деятельности будут вовлечены обучающиеся, тем более богатый жизненный опыт они получат, и, следовательно, будут иметь более широкие возможности для реализации себя как в личностном, так и в профессиональном плане.
Составитель : Гриценко В.В. преподаватель ГБПОУ РО « НТТ», высшая квалификационная категория.
Введение
Один из постулатов китайской философии гласит: « Пока человек играет, он развивается». Поэтому не случайно использование в учебном процессе игр привлекает внимание не только как «развлечение», а, прежде всего, как стимул к развитию. Сегодня работодателя интересуют не только профессиональные знания и умения , но и такие личностные и профессиональные качества как воспитанность, уровень культуры, умение логически мыслить, применять полученные знания при решении «реальных задач», владеть собой в сложных экстремальных ситуациях, работать в команде, быть дисциплинированным.
Практика и личный опыт подсказывают, что необходим творческий подход к построению урока, его неповторимое многообразие. Отдельные, даже очень хорошо подготовленные уроки не позволяют достичь каких-нибудь существенных результатов, когда речь идет о четырехлетнем обучении. Гарантировать качество знаний может лишь система занятий, построенная определенным образом. Преподавателю недостаточно знать отдельные методические приемы, более важно владеть педагогической технологией в целом, т.е. уметь выстраивать эти приемы в обоснованный, соответствующий реальным условиям комплекс. Поскольку конкретные цели на каждом курсе различны, то и педагогическая технология должна быть гибкой, вариативной, допускающей использование различных видов уроков и их сочетаний.
Чтобы урок был интересным, обучающиеся должны принимать в нем активное участие. Применение игровых технологий помогают снять усталость, эмоционально настроить на восприятие учебного материала. Эту технологию можно использовать как форму проведения всего урока или отдельной его части при закреплении или обобщении пройденного материала. Хорошо развивают внимание, тренируют память, способствуют более глубокому усвоению и закреплению обучающимися получаемых на уроке знаний: кроссворды, ребусы, блиц-опросы, работа в группах и т.д., воспитывает коллективизм, более сильные обучающиеся помогают слабым, а дух соревнования заставляет активизировать мыслительную деятельность.
План урока
Тема программы: Профессиональный модуль 02 «Изготовление лекал»
МДК 02.03 «Конструктивное моделирование», тема «Конструктивное моделирование изделий платьево-блузочного ассортимента»
Тема урока: «Конструктивное моделирование платья и сарафана»
Цели урока:
Обучающая:
Организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний, что позволит им:
На уровне представления - различать детали кроя различных моделей одежды;
На уровне понимания - сделать расчеты и выполнить построения чертежа;
На уровне применения - использовать необходимые инструменты и приспособления, таблицы для выполнения построения чертежей;
На уровне творчества - развивать образную фантазию для составления модели одежды по деталям кроя;
Развивающая:
развивать техническое и творческое мышление, профессиональную интуицию;
опираясь на профессиональные компетенции, способствовать формированию и развитию навыков профессиональной мобильности;
Развивать и совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, взаимоконтроля;
Развивать самостоятельность при принятии обоснованных решений; реакцию принимать быстрые решения при выполнении профессиональных задач;
Воспитывающая:
Совершенствование профессиональной культуры и стремления добиться высоких результатов в обучении;
чувство ответственности, взаимопонимание, умение работать в коллективе и принимать нестандартные решения.
Задачи урока:
Закрепление и обобщение полученных знаний и умений при изучении темы «Конструктивное моделирование платьев и сарафанов»
Совершенствование профессиональных и общих компетенций:
ПК 2.1 Выполнять расчет и построение чертежа базовой конструкции изделия.
ПК 2.2Выполнять конструктивное моделирование.
ПК 2.3Изготавливать лекала деталей изделий.
ОК 1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Тип урока: Комбинированный
Методы обучения: репродуктивные
Словесный: эвристическая беседа, обмен информацией;
Наглядно- иллюстративный: Экранные средства обучения, рисунки, схемы, чертежи; кроссворды; таблицы.
Информационно-развивающий: Электронные презентации;
Материально-техническое обеспечение урока:
Мультимедийный проектор
Слайды, демонстрационный экран;
Оценочная ведомость успеха обучающихся;
Музыкальное оформление;
Раздаточный материал: Кроссворды;
НКО- конверты;
Трафареты фигур;
Бочонок с номерами;
Чертежи основы конструкции в М 1:4;
Таблицы с размерными признаками;
Инструменты личного пользования ( линейки закройщика, карандаши, ластик, цветные карандаши, бумага);
Секундомер;Межпредметные связи:
Учебная дисциплина «История костюма», темы « Костюм XVII, XVIII, XIX вв.»
Учебная дисциплина «Материаловедение»: Тема « Ассортимент тканей»;
ПМ 01 « Прием заказов на изготовление изделий», МДК 01.01 « Выбор фасонов», тема « Композиция костюма»; МДК 01.02 « Размерные признаки фигуры», тема «Расчет и построение чертежей базовых конструкций»
ПМ 04 « Пошив изделий по индивидуальным заказам», МДК 04. 01 «Технология пошива изделий по индивидуальным заказам», тема «Технология изготовления изделий ассортиментных групп»
Учебная дисциплина «Обществознание»: Тема « Социальная ячейка общества»
Подготовка к уроку:
Вывесить заранее вопросы для повторения;
Разделить группу на 3 « семьи»; Каждая семья получает задание(визитка): придумать название, эмблему, девиз.
Сделать перестановку в кабинете, сдвинув парты для каждой «семьи»;
Выбрать членов жюри из обучающихся четвертого курса (3 человека);Подготовить оценочную ведомость успеха « семей»;
Подготовить слайды.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихсяОрганизационный момент ( 1 мин) 1. Приветствие;
2. Отметить посещаемость обучающихся;
3.Сообщить тему и цель урока, девиз; (слайд №1,2)
4. Сообщить условия игры: Каждая семья принимает активное участие в геймах и по результатам получает одинаковые оценки . Жюри внимательно следят за скоростью и правильностью ответов и выставляют баллы. ( слайд №3)
Отвечают на приветствие;
Внимательно слушают преподавателя.
Целевая ориентация ( 2 мин) Актуализация на освоение общих и профессиональных компетенций:
«Сегодня у нас с вами необычный урок, урок- игра «Счастливый случай». Счастливый случай заработать отличные оценки и показать свои знания по теме «Конструирование платьев и сарафанов»
Девиз нашего урока:
« Пусть кипит работа,
сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
а наши Знания!»
Вы за время учебы стали дружной семьей, вместе проводите большое количество времени. На уроках обществознания вы изучали, что семья- это малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Поэтому мы и назвали группы «семьями». Глава «семьи» - лучший обучающийся по предмету. Каждая «семья» получила задание придумать название, эмблему и девиз, сделать презентацию, а также подготовиться к уроку по вопросам пройденного материала»
Слушают.
Осмысливают слова преподавателя, настраиваются на активную работу.
Актуализация опорных знаний и умений
(38 мин) Представление ( 3 мин) Каждой семье предоставляется слово ( электронная презентация)
Геймы:
Перед началом каждого гейма звучит музыка , преподаватель объясняет условия выполнения заданий.
Члены жюри проверяют работы, следят за правильностью ответов и результаты заносят в оценочную ведомость успеха обучающихся;
1 гейм: «Разминка» (3 мин)
Каждая «семья» получает кроссворд и та семья, которая быстрее разгадает кроссворд, получает дополнительно 1 балл, остальные за каждое слово -1 балл.
2 гейм: « Заморочки из бочки» (12мин)
В бочке лежат карточки с номерами вопросов( из тех, что были вывешены предварительно). Члены семьи по очереди достают карточки с номерами и отвечают. За каждый правильный ответ -1 бал.
3 гейм: « Спешите видеть» ( 10 мин)
Каждому члену семьи предлагается выполнить расчет и достроить чертеж. Какая семья быстро и правильно выполнит задание, получит соответственно 5,4 и 3 бала.
4 гейм « Темная лошадка» ( 5 мин)
В последнее время много говорят и пишут об НЛО, а к нам на игру пожаловал НКО- неопознанный конструктивный объект. Он находится в конвертах - это детали кроя. Каждой семье по деталям кроя необходимо нарисовать модели, используя трафарет фигуры. Кто быстрее и правильно справится с заданием, получают 5,4 и 3 бала.
Полученные рисунки представляют главы семей и преподаватель сравнивает их с рисунками моделей одежды, выполненными заранее.
5 гейм: Блиц-опрос«Дальше- дальше» (5 мин)
Это самый азартный гейм, ведь здесь каждая семья в течении 1 минуты отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ -1 балл. Если члены семьи не знают ответ на вопрос- говорят «дальше». Каждая семья представляет эмблему, название, девиз.
Активно и дружно разгадывают кроссворд.
Все члены семьи внимательно слушают и при необходимости помогают отвечающему.
Каждый член семьи выполняет расчет и достраивает чертеж. Глава семьи следит за скоростью и точностью выполнения задания.
Рассматривают детали кроя и рисуют модель одежды, используя трафарет фигуры .Отвечают на вопросы
Подведение итогов и рефлексия
5 мин. Жюри подводят итоги, сообщают о результатах. Та семья, которая набрала наибольшее количество баллов, получает отличные оценки, остальные соответственно хорошие и удовлетворительные.
Преподаватель подводит итоги урока. Вручает сладкие призы лучшей семьи. Слушают, проявляют эмоции.
Высказывают мнение об уроке.
Вопросы для повторения.
1. Размерные признаки, по которым ведется размерная типология.
2.Что такое прибавка ? От чего зависит прибавка и ее составные части?
3. Какие линии образуют основную схему чертежа конструкции изделия?
4.Какие декоративные детали используются в женских платьях и сарафанах?
5.Как рассчитать сумму растворов вытачек по линии талии в конструкции плечевого изделия;
6.Какие виды воротников вам известны? Построение воротников.
7.Как рассчитать ширину полузаноса при построении при построении центральной застежки?
8.Чем отличается оборка от рюши? Оборка от волана?
9.Как рассчитать высоту оката рукава?
10.Назовите виды выреза горловины?
11.Каких стилевых направлений могут быть сарафаны?
12. Какой ассортимент тканей может применяться для изготовления летних платьев и сарафанов?
13.Каковы правила перевода нагрудной вытачки?
14.Последовательность выполнения приемов технического моделирования.
15. Свойства композиции костюма.
16.Зрительные иллюзии ( Как скрыть недостатки фигуры?)
17.Расчет и построение чертежей основы конструкции прямого, прилегающего силуэтов.
1 -й гейм « Разминка»

2 гейм: « Заморочки из бочки» (12мин)
В бочке лежат карточки с номерами вопросов( из тех, что были вывешены предварительно). Члены семьи по очереди достают карточки с номерами и отвечают. За каждый правильный ответ -1 бал.
1.Какие измерения необходимы для построения чертежа основы конструкции?
2. Какие виды выреза горловины вам известны? Как наметить вырез горловины?
3. Что такое прибавка ? От чего зависит прибавка и ее составные части?
4. Какие линии образуют основную схему чертежа конструкции изделия?
5. Какие декоративные детали используются в женских платьях и сарафанах?
6. Какие виды воротников вам известны? Принцип построения отложных воротников.
7.Как рассчитать ширину полузаноса при построении центральной застежки? Почему застежку называют двубортной?
8.Чем отличается оборка от рюши? Оборка от волана?
10.Каких стилевых направлений могут быть сарафаны? А силуэтных форм?
11. Какой ассортимент тканей может применяться для изготовления летних платьев и сарафанов?
12.Каковы правила перевода нагрудной вытачки?
13.Последовательность выполнения приемов технического моделирования.
14. Назовите свойства композиции костюма.
15.Как рассчитать высоту оката рукава? Какие измерения необходимы для построения втачного рукава?
3 гейм: « Спешите видеть» ( 10 мин)
Каждому члену семьи предлагается выполнить расчет и достроить чертеж ( построить втачки по линии талии). Какая семья быстро и правильно выполнит задание, получит соответственно 5,4 и 3 балла.
Исходные данные на экране ( Слайд №3)
Эталон расчетов:
Эталон расчета: В= А0а1 - ТТ1 - (СТ +ПТ) =50-1- ( 33,8 +3) =12,2
Раствор передней вытачки = 2,5 см;
Раствор задней вытачки = 3,0 см;
Раствор боковой вытачки = В - ( рас-р перед. + рас-р. задн.) =
12,2 - ( 2,5 + 3,0) = 7,0
Эталон построения вытачек по линии талии

4-й гейм « Темная лошадка»
Творческое задание к гейму- « НКО»
( Неопознанный конструктивный объект)
В последнее время много говорят и пишут об НЛО, а к нам на игру пожаловал НКО- неопознанный конструктивный объект. Он находится в конвертах - это детали кроя. Каждой семье по деталям кроя необходимо нарисовать модели ,используя трафарет фигуры. Кто быстрее и правильно справится с заданием, получают 5,4 и 3 балла.
Полученные рисунки представляют главы семей и преподаватель сравнивает их с рисунками моделей одежды, выполненными заранее.
Конверт, где находятся детали кроя

Эталон рисунка « НКО»
Модель №1

Эталон рисунка « НКО»
Модель №2

Эталон рисунка « НКО»
Модель №3

Детали кроя « НКО» ( Модель № 1)

Детали кроя « НКО» ( Модель № 1)

Детали кроя « НКО» ( Модель № 2)

Детали кроя « НКО» ( Модель № 3)

Детали кроя « НКО» ( Модель № 3)

5 гейм: Блиц-опрос «Дальше- дальше» (5 мин)
Это самый азартный гейм, ведь здесь каждая семья в течении 1 минуты отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ -1 бал. Если члены семьи не знают ответ на вопрос- говорят «дальше».
Блиц- опрос № 1
1.Какие вытачки располагаются на полочке?
2.Какие виды стоячих воротников вам известны?
3.Какое слово переводится как « мера, способ, правило»?
4.Отворот на груди платья называется...
5.Длина сарафана до середины икры.
6.Застежка, закрытая планкой.
7.Как иначе называют фольклорный стиль?
8.Назовите первого художника- модельера советской России.
9.Вырез, когда плечи остаются открытыми.
10. Украшение для дамской шляпки в виде сетки.
11.Из каких деталей состоит воротник.
12. Чему равен раствор плечевой вытачки для сутулой фигуры?
13. Для чего дублируют детали?
14. Чему равна длина петли?
15Какие измерения необходимы для нахождения центра груди?
16.Что вначале кроят верхний или нижний воротник?
17. Как проходит осевая задней вытачки?
18.Какие силуэтные формы вам известны?
19.Как называют деталь, которую кроят по форме горловины?
20. Куда заутюживают талиевые вытачки?
21.Как проходит нить основы в рукаве?
22Назовите контрольные точки на пройме.
23.Можно ли нанести модельную линию через открытую вытачку?
24. Возможно ли при переносе нагрудной вытачки сокращение ее раствора?
Блиц- опрос №2
1Какие вытачки располагаются на спинке?
2.Назовите воротники на открытой горловине.
3.Тесьма, используемая в качестве застежки.
4.Головной убор, соединенный с одеждой.
5.Длина сарафана до колен.
6.Место соединения воротника с лацканом.
7.Какие типы осанок вам известны?
8. Чему равен раствор передней вытачки?
9. Как кроят оборку?
10. На какой линии намечают место расположения петель?
11. Чему равна величина клешения платья с рельефами?
12.Как называется стиль платья с подрезом под грудью?
13.Что такое баланс?
14.Можно ли перенести вытачку в средний срез полочки?
15.Как иначе называют квадратный вырез горловины?
16.Как проходит линия талии в прилегающем силуэте?
17. Как рассчитать раствор нагрудной вытачки?
18. Чему равна ширина подборта ?19. От чего зависит степень прилегания воротника к шее?
20.Какова последовательность процесса технического моделирования?
21. Резко выраженные различия в цвете называют …………..
22.Назовите горизонтальные линии, составляющие базовую сетку чертежа основы конструкции.
23.Как зрительно уменьшить рост?
24Строение поверхности ткани либо свойственное от природы, либо полученное в процессе обработки называют……………..
Блиц- опрос №3
1. Клиновидные вставки в нижней части сарафана.
2.Длина сарафана до щиколоток.
3.Кто открыл дорогу моде в России в 18 веке?
4.Как иначе называют деловой стиль?
5.Шелковая ткань с блестящей поверхностью
6.Мелкие шарики из цветного стекла с отверстиями, используемые для отделки.
7.Какой стиль переводится как « скала»?
8.По какой системе конструирования мы изучаем предмет?
9.Какое измерение необходимо для определения ширины рукава под проймой?
10.Как рассчитать раствор боковой вытачки?
11.Отделочная деталь ,соединенная с изделием посередине?
12.Назовите контрольные точки по окату рукава.
13.Назовите основные цвета.
14.Для обработки борта кроят деталь ……..
15.Как проходит боковой срез спинки в прямом силуэте?
16.Как определить положение конечной плечевой точки спинки?
17.Какие линии воротника имеют конструктивное значение, а какие оформляют по модели?
18.Чередование, повторение элементов в одежде называют…………….
19.Как зрительно увеличить рост?
20.Какие измерения фигуры используют для построения нагрудной вытачки?
21.Закономерное расположение равных частей относительно друг друга…………………
22. Смешение стилей
23Как определить полнотную группу?
24. Как проходит боковой срез спинки в прямом силуэте?
Заключение
После проведения такого и других уроков с применением активных методов обучения провожу анализ:
1 Чего я хотела достичь при изучении темы? Получилось ли?
2. Каково мое отношение к содержанию прошедших уроков?
3.Какой из уроков был самым интересным и почему?
4 Что не понравилось на проведенных занятиях?
Анализ- важный элемент, который помогает осмысливать и оценивать свою деятельность, находить пути улучшения и правильно планировать уроки. Преподаватель должен находить способы соединить воедино образование и воспитание, усвоение прочных знаний и отношение тесного сотрудничества с обучающимися в атмосфере искреннего доверия и душевного тепла.
Мне очень понравились слова одного преподавателя из г. Москва « Стиль отношений с учащимися строю на следующих принципах: не запрещать, а направлять, не управлять, а самоуправлять, не принуждать, а убеждать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора, никогда не показывать, что умнее их. Почувствовав ваше превосходство, учащийся, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но уйдет в себя, как улитка в раковину.»Используемая литература
Основные источники:
1 Кочесова Л. В. Коваленко Е. В. « Проектирование современных швейных изделий на индивидуальную фигуру» Учебное пособие. ФГУ «Фиро» 2011г
2 Радченко И. А. «Конструирование и моделирование одежды на нетиповые фигуры» Учебное пособие 2011г.
3 Янчевская Е. А. «Особенности конструирования женской одежды различных возрастных групп» Учебное пособие. ФГУ «Фиро» 2011г
Дополнительные источники:
1 Липина Е. В. Черыгова Н. В. «Производственное обучение профессии «Закройщик» Рабочая тетрадь. Учебное пособие. ФГУ «Фиро» 2011г
2 Липина Е. В. Черыгова Н. В. «Производственное обучение профессии «Закройщик» Учебное пособие. ФГУ «Фиро» 2011.
3 Радченко И. А. «Основы конструирования женской одежды» Рабочая тетрадь. Учебное пособие. 2011г
4 Садыкова Р.К. « Технология одежды» Рабочая тетрадь. Учебное пособие. 2011г
5 Крючкова Г. А. « Технология швейно- трикотажных изделий» Учебник.
6 Косинец И. Б. « Дефекты швейных изделий» Учебное пособие. ФГУ «Фиро» 2011г
7 Ермилова В. В « Материаловедение и художественное оформление одежды» М. 2000г.
8 Сакулин Б. С. « Конструирование женской и мужской одежды» М. 2003г
9 Отечественные журналы: « Ателье», « Индустрия моды».