Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме: Экономика и экология ФГОС


План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Тема: Экономика и экология
Цель: познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной.
Задачи:
- научить обнаруживать связи между экономикой и экологией, осознавать значение природных богатств и необходимости бережного отношения к ним;
- развивать умение работать в группах;
- развивать самостоятельность в принятии решений и использования знаний на практике.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1. Мотивационный этап
-Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс
И для меня уже отрада вниманье ваших умных глаз,
Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок, Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.
2. Целевой этап
- Дорогие мои друзья, я приглашаю вас на урок окружающего мира. Ответьте на мои вопросы и определите тему урока:
- Как называется искусство ведения хозяйства? (Открывается карточка со словом: ЭКОНОМИКА)
- Как называется наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой? (Открывается карточка со словом ЭКОЛОГИЯ)
-Между этими двумя понятиями ставлю знак, обозначающий ВЛИЯНИЕ, ВОЗДЕЙСТВИЕ. Попробуйте сформулировать основную задачу урока, опираясь на получившуюся схему. (В треугольнике открывается задача урока: рассмотреть влияние экономики на экологию.)
- Как вы думаете, для чего нам нужен этот урок? Чему мы на нем можем научиться?
- Мы должны понять, что у экономики 2 стороны. Одна – это та необходимая и полезная продукция, без которой не прожить, а другая -….. Впрочем, обратите внимание на доску.
3. Содержательный этап
А) показ слайдов, рассказ учителя
- Гибель Аральского моря, Казахстан
Аральское море до усыхания являлось четвертым по площади озером в мире после Каспийского моря. Его обмеление началось в 1960-х, когда большую часть стока Сырдарьи и Амударьи искусственно направили в каналы, орошающие хлопковые и рисовые поля на территории Узбекистана и южного Казахстана. В результате море значительно отступило от своего берега, и обнажилось дно, покрытое морскими солями с примесью пестицидов и других химикатов.
- Выброс ядовитых соединений в Бхопале, Индия
Бхопальская катастрофа - последствия аварии на химическом заводе по производству удобрений в индийском городе Бхопал. Ранним утром 3 декабря 1984 года погибли 2 тысячи человек и 15 тысяч - в последующие годы. Посмотрите, как выглядел этот город раньше, а теперь его называют «мертвый город».
-Чернобольская катастрофа, СССР
В нашей стране тоже была страшная катастрофа. Разрушение 26 апреля 1986 года четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС, расположенной на территории Украины. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю ядерной энергетики. Этот мемориал установлен в честь погибших в результате аварии на Чернобольской АЭС.
- Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе
20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе взорвалась нефтяная платформа в океане, и нефть стала выливаться в океан. Ежедневно в воды Мексиканского залива продолжает выливаться 800 тысяч литров нефти. Это стало огромным бедствием для окружающей среды.
- Авария на АЭС в Японии 2011г.
Крупная радиационная авария, произошедшая 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами , которая сопровождалась выбросами радиации в атмосферу, нанося вред окружающей природе и простым людям.
- Какие эмоции возникли у вас в ходе моего рассказа?
- Как называются такие ситуации?
- Как вы думаете, по чьей вине происходят экологические катастрофы? Вот это и есть вторая сторона экономики.
Б) Тест.
- Так что же важнее? Все, чем мы пользуемся в жизни или природа, которая нас окружает?
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы заранее разделились на 4 команды. 2 команды – экологи, которые обвиняют экономику. 2 другие команды – промышленники, которые выступают в защиту экономики. В ходе нашего урока командам придется отвечать на вопросы. За правильный ответ – фишка. В конце урока посчитаем фишки и выявим победителя, который соответственно получит «5».
(Дети сидят в классе, разделенные на 4 группы)
- Но сначала нужно сдать небольшой экзамен на соответствие гордых званий: эколог и промышленник (тест)
1.Окружающая среда – это …
а) тепло, свет, пища, воздух, вода
б) животные, растения
в) оба варианта вместе
2. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?а) холодные
б) теплые
в) чистые
3. Для выработки энергии нельзя использовать…
а) воду
б) облака
в) ветер
г) солнце
4. Виновниками загрязнения окружающей среды являются …
а) птицы
б) звери
в) люди
5. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, грибы, растения?
а) Книга рекордов Гиннеса
б) Красная книга
в) Зелёная книга
6. Как называют работу, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей?
а) экономика
б) услуги
в) товары
7. Укажи названия вещей и предметов, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.
а) услуги
б) товары
в) экономика
- Молодцы! Все сдали экзамен и можем переходить к прениям.
В) Судебное заседание (выступают заранее подготовленные дети)
- Слово предоставляется стороне обвинения – экологам.
Экологи: Мы обвиняем сельское хозяйство в том, что оно загрязняет почву ядохимикатами и синтетическими удобрениями.
- Приглашается защита – группа промышленников.
Промышленники: Человеку необходимо питаться, а продукты питания дает нам сельское хозяйство.
Ученик: - Ни одной стране не обойтись
Без сельского хозяйства!
Чтоб от голода спастись,
Придётся постараться!
Экологи: Мы так же обвиняем металлургию и машиностроение за выбросы в атмосферу и мировой океан токсичных отходов.
- Свидетели защиты просят слово.
Промышленники: Эта отрасль промышленности обеспечивает экономику металлами. Особенно много выплавляется стали. Металлургия производит также алюминий, медь, цинк, никель и другие металлы, необходимые в хозяйстве страны. А без транспорта невозможна современная жизнь.
Ученик: Всё, что в мире из металла,
Ведь таким не просто стало.
Металлурги сталь варили,
В формы нужные разлили.
Экологи: Так же мы обвиняем электроэнергетику. Вследствие перекрытия рек, уменьшается популяция рыб, увеличивается рост зеленых водорослей, уменьшается количество плодородной земли, растет электромагнитное напряжение.
Промышленники: Электроэнергетика необходима. Эта отрасль промышленности производит электрическую энергию. Без электричества остановились бы фабрики и заводы, в каждой квартире погас бы свет, выключились электроприборы.
Ученик: И в города, и в поселения,
Через моря и горы синие,
Течёт по нашему велению
И летним днём, и в ночи зимние,
Река с названьем электричество.
Мы практики, не теоретики.
Нам качество важней количества.
Экологи: Нельзя забывать о вреде химической промышленности. Мы, экологи, обвиняем ее в загрязнении воздуха, воды и почвы. Да и сама их продукция (стиральные порошки, моющие средства) загрязняют окружающую среду.
Промышленники: Химия – это наука о веществах. Химическая промышленность производит множество веществ, которые используются в быту и в хозяйстве страны: соду, стиральные порошки, моющие средства, пластмассы, лаки краски и многое другое. Отходы химической промышленности разлагаются сотни лет и загрязняют нашу Землю.
Ученик: Куда вокруг не посмотри
Везде плоды увидишь ты
Науки сей: от сплава до пластмассы.
Ведь химия царит во всём,
Она везде, где мы живём.
Но только, чтоб была бы в радость,
А не несла бы вред и гадость.
- Итак, ребята, мы заслушали экологов, которые обвиняли экономику, и промышленников, которые выступали в ее защиту. К какому выводу можно прийти? (у экономики 2 стороны: полезная и вредная)
4. Практический этап
Командам предлагается выбрать листок с заданием и ответить на вопрос

Г) Экологические задачи.
- Давайте немного отвлечемся и порешаем задачки.
1) Брошенная бумага лежит до полного разложения 2 года, а полиэтиленовый пакет 200 лет. Во сколько раз дольше пролежит до полного разложения бумага, чем полиэтиленовый пакет?
- Какой вывод можно сделать из решения этой задачи?
2) На Земле на каждые 100 л воды приходится только 2 л чистой воды. Во сколько раз на Земле меньше чистой воды, чем загрязненной?
- Что помогает нам понять решение этой задачи?
3) Если сдать 60 кг макулатуры, то сохранишь от вырубки 1 дерево. Сколько деревьев сохранишь, если сдашь 300 кг макулатуры?
- Какую пользу приносит сбор макулатуры?
4)В 2014 школьник разбил и бросил стеклянную банку. В каком году эта банка полностью разложится, если для этого требуется 1000 лет?
- Сделайте вывод из этой задачи.
Д) Промышленность края.
– Ребята, в нашем городе тоже большое количество промышленных предприятий. Давайте их вспомним:
АвтовазГЭС
ТольяттиАзотТольяттикаучук- Давайте подумаем, а предприятия нашего города наносят вред окружающей среде?
(Каждой команде предлагается выбрать карточки с названием предприятия города и сделать предположение о вреде данного предприятия)
- Сделайте общий вывод.
Е) Экологические прогнозы.
Для того чтобы предсказать, к каким последствиям может привести вмешательство человека в природу, ученые-экологи делают экологические прогнозы. Экологи помогают решить, будет безопасным предприятие или нет, можно его строить в этом месте или нет.
- Давайте, мы побудем немного экологами и попробуем сделать экологический прогноз.
(Каждой команде предлагается выбрать карточки с названием экологической катастрофы и сделать экологический прогноз)
- произойдет авария нефтеналивного танкера;
- если на реке построят платину;
- если в озеро сбросят ядовитые отходы производства;
- если фермеры решат уничтожить всех хищных птиц.
Ж) - Ребята, мы много спорили, исследовали, приводили примеры.
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы и экономику развивать, и экологию сохранить?
- Перед вами на доске пути выхода из этой ситуации. Предположите пользу для окружающей среды.
(Командам предлагается два варианта для ответа)
- правильное размещение промышленных сооружений
- посадка лесов
- использование натуральных удобрений
- установка очистительных сооружений
- прекращение выбросов промышленных отходов
- использование экологических прогнозов
- обеспечение техники безопасности на производстве
- использование энергии солнца
- Вывод: человек, развивая отрасли экономики для удовлетворения своих потребностей, не должен наносить вред себе и окружающей природе. Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, необходимо их изучать, предвидеть вероятность возникновения, делать экологические прогнозы.
5. Контрольно-оценочный этап.
- Давайте посчитаем ваши фишки.
- Победила команда…. Они получают медали «Юный эколог» и отметку «5».
6. Этап подведения итогов урока.
- Вот мы и разрешили спор между экономикой и экологией. Я предлагаю поставить между ними знак «=», ибо обе эти науки важны.
7. Рефлексия.
- Какие эмоции вы испытали на уроке?
- Какие вы для себя сделали выводы?
- Считаете ли вы, что этот урок помог вам научиться бережнее относиться к окружающей среде? Почему?
8.Информация о домашнем задании.
с. 75-78 – пересказывать, отвечать на вопросы.
Повышенный уровень: подготовить доклад о экологической катастрофе.