Статья6Создание предметно-развивающей среды для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников


Создание предметно-развивающей среды для проведения занятий
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…
Ш.А. АмонашвилиКризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей.
Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания.
XXI век… Сегодня Россия переживает один из непростых исторических периодов, но самая большая опасность, подстерегающая наше общество то, что материальные ценности доминируют над духовными, и у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Духовно-нравственное воспитание необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие.
В современном обществе дошкольная подготовка, несмотря на высокий потенциал системы дошкольного образования, не используется в полном объеме, так как часть детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье, частично из-за дефицита мест в дошкольных учреждениях или по другим причинам.
Актуальной проблемой в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.
Одним из направлений решения этих проблем и изменения существующей ситуации, для детей и их родителей может стать развитие вариативных форм дошкольного образования на основе неполного пребывания детей в образовательном учреждении.
Кратковременный, но систематический режим пребывания в образовательном учреждении позволяет содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника и дальнейшей успешной адаптации ребёнка к условиям школьной системе образования и социализации в социум.
Общепризнанным является тот факт, что становление личности человека начинается в дошкольном возрасте. Независимо от того, где воспитывается ребёнок - важно создать все необходимые условия для его воспитания и развития.
Для каждого человека важно научиться жить рядом и вместе с другими людьми. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве. В большом обществе, где возможна большая избирательность, и тем более в маленьком нужно уметь работать в коллективе, в команде.
Поэтому очень важно, чтобы дети с дошкольного возраста учились устанавливать контакты с другими людьми: и детьми и взрослыми, учились считаться друг с другом, помогать распределять работу, приходить на помощь, понимать возможности и потребности других людей.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнуют общественность во всем мире и в нашей стране в частности.
В МКУ ДО «ГЦДиЮТ» с сентября 2010 года организована студия раннего развития «Малышок», сентябрь 2011 года создан проект ГКПД, для детей, которые не посещают ДОУ, с целью оказания педагогических услуг по приобщению детей к образовательной деятельности и духовно-нравственному воспитанию и развитию.
В рамках реализации направления Федеральной целевой программы развития образования «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» на 2011-2015 годы, на территории Кабардино-Балкарской Республики, приказом Министерством Образования и науки КБР от «24» мая 2012 года, МКУ ДО «ГЦДиЮТ» стал базовой площадкой федеральной стажировочной площадки по кластерному направлению: «Управление в условиях развития новых форм дошкольного образования», по теме: «Особенности организации и управления деятельностью групп для детей дошкольного возраста при ОУ».
Для успешной реализации деятельности студии раннего развития детей «Малышок» были поставлены следующие цели:
создание педагогических условий, способствующих личностному и духовно-нравственному воспитанию дошкольников;
обеспечение выравнивания стартовых возможностей будущих школьников;
выявление и развитие способностей каждого  воспитанника, воспитание личности, обладающей базовыми знаниями;
формирование гражданина и патриота Российской Федерации и Кабардино-Балкарской республики, воспитание в духе уважения к традициям своего народа и других народов, проживающих рядом.
Для достижения целей ставились решения основных задач:
развитие познавательной сферы ребенка, активное овладение им способами познавательно-практической деятельности;
обогащение духовного опыта ребенка через духовно-нравственное воспитание, посредством предметно-развивающей среды;
формирование социальных и  творческих способностей;
формирование чувства  сопричастности окружающей действительности.  
Создав предметно-развивающую среду в ГКПД (группах кратковременного пребывания детей) студии раннего развития «Малышок» мы смогли частично достичь цели и решить задачи по духовно-нравственному воспитанию наших воспитанников.
Работа в ГКПД направлена на оказание квалифицированной помощи молодым семьям из различных социальных групп и слоев населения в воспитании детей дошкольного возраста не посещающих детский сад. 
Основные целевые группы: молодые родители от 22 до 35 лет; дети от 3 до 7 лет.
Групп кратковременного пребывания детей функционируют на базе МКУ ДО «ГЦДиЮТ» и его структурных подразделениях: клуб «Эдельвейс», клуб «Нарат».  Детям предоставляется возможность общения со сверстниками, развивается их творческий потенциал, духовно-нравственные качества, улучшается моральное и психологическое здоровье детей.
В соответствии с ФГОС непосредственно образовательная деятельность носит развивающий характер, поэтому в работе ГКПД педагоги и педагоги-организаторы применяют самое действенное средство на дошкольника – игра, театральное действие, сказкотерапия.
Изучают обычаи, традиции и праздники народов проживающих на территории РФ и Кабардино-Балкарской республике, используя музейную педагогику.
Постоянно в ГКПД работает педагог-психолог по программе «Будь здоров, малыш!».
В результате анкетирования проведённого среди родителей ГКПД выяснилось, что они имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах, традициях и обычаях.
Поэтому была организована школа для родителей «Учимся понимать друг друга», где систематически проводятся консультации узких специалистов, совместные мероприятия: ребёнок, педагог, родитель.
Для детей старшего дошкольного возраста проводятся учебные занятия по дополнительным образовательным программам подготовки к обучению в школе.
Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. В это время у детей формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться духовно-нравственные качества.
В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В ГКПД создана такая предметно-развивающая среда, которая пробуждает в душе ребёнке лучшие чувства. Окружающие предметы, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого российского народа. В начале учебного года в ГКПД студии раннего развития «Малышок» не было определённого места, в котором дети могли бы знакомиться с предметами декоративно-прикладного искусства, бытом людей в старину. Работа по приобщению к культуре народов проживающих на территории Кабардино-Балкарской республики и РФ проходила на занятиях, и частично посещая музеи и исторические места.
Анализ предметно-развивающей среды позволил сделать выводы, что необходимо привлечь родителей к сбору иллюстративного материала, пошиву народных костюмов; установить взаимодействие ГКПД с родителями оснастить группу предметами старины, предметами народных промыслов и т. д., а в перспективе создание мини-музея.
Дошкольный  возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте.
Духовно-нравственное воспитание в студии раннего развития «Малышок» является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в ГКПД является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Результаты  воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих, условий - реализации комплексного подхода к воспитанию. Такой комплексный подход к воспитанию мы находим в культурах народов РФ и Северного Кавказа, изучении традиций и обычаев.
Любая народная культура в своей основе не только духовна, но и нравственна, поэтому в ГКПД планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам национальных культур.
Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в студии раннего развития «Малышок» систематически проводятся различные выставки и мероприятия: 
«День открытых дверей»;
«Посвящение в воспитанники»;
«День пожилого человека»;
«Мир души моей»;
«День матери»;
«Вместе весело шагать».
Как один из вариантов технологии духовно-нравственного воспитания и обучения используется  метод проектов с применением музейной педагогики. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, создавать детско-взрослые совместные проекты, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом.
За годы существования студии раннего развития «Малышок» были реализованы следующие проекты:
«Земля – наш общий дом!», 2013 год – экология земли;
«На ладонь мою садитесь птицы», 2014 год – любовь к живой природе;
«Ёлочка - красавица», 2014 год – изучение обычаев и традиций встречи Нового года в различных странах;
«Осенние приключения», 2015 год – бережное отношение к природе;
«Папы разные нужны, папы разные важны», 2015 год – патриотическое воспитание;
«Как Маша с друзьями Новый год встречала», 2015 год – театрализованное мероприятие;
«Моя мама лучше всех», 2015 год – 8 Марта;
«Мы разные, но мы вместе…», 2015 год – совместный с детьми инвалидами - толерантность;
«Радуга эмоций», 2015 год – психологический проект;
«Этих дней не смолкнет слава…», 2015 год – связь поколений, посвящённый 70-ию Великой Победы и другие.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности МКУ ДО «ГЦДиЮТ». Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания, так как воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Оно способствует развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; ведёт каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Особо хотелось бы отметить, что благодаря системе работы по духовно – нравственному воспитанию дети стали больше интересоваться своей семьёй, её родословной, своей малой родиной и национальной принадлежностью.
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин». Таким образом, то, в каком направлении будет развиваться личность ребёнка, зависит как от личности педагога, нравственной атмосферы и уклада в ГКПД, так и от участия родителей в процессе воспитания и обучения.
Сотрудничество семьи и МКУ ДО «ГЦДиЮТ» предполагает гармонизацию влияния на своих воспитанников, основание которой видится в общности интересов всех институтов воспитания.
Подводя итоги необходимо отметить, что создание предметно-развивающей среды для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, позволило говорить о необходимости создания системы воспитания по духовно-нравственному возрождению России, возвращение поколению XXI века таких понятий, как: высокая духовность и нравственность, доброта, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие, бережное отношение к природе, толерантность, сострадание, мужество, свобода, семья и Родина.Все это  будет способствовать «сохранению исторической преемственности поколений; развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формированию духовно-нравственных качеств личности». 
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков