Программа курса обучения молодых учителей математики «Современные образовательные технологии в предметной деятельности учителя математики»


Муниципальное бюджетное среднеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 80»













Программа курса обучения молодых учителей математики
по теме


«Современные образовательные технологии
в предметной деятельности учителя математики»












Номинация: «Авторская образовательная программа»

Направление: «Общее образование»

Автор: Ласточкина Ольга Геннадьевна

Год написания: 2012


Пояснительная записка
к авторской программе курса обучения молодых учителей математики «Современные образовательные технологии в предметной деятельности учителя математики»

Настоящая программа курса подготовлена в рамках авторского инновационно - исследовательского проекта «Обучение в сотрудничестве» и предлагается в качестве повышения квалификации молодых учителей математики, целью является стимулирование активности педагогов к использованию в своей профессиональной деятельности современных образовательных технологий помогающих реализовать требования ФГОС по обучению учащихся в средней школе.
Проектные и дистанционные технологии современны, эффективны и позволяют учителю обучать доступно и качественно. Обучение учащихся и развитие одаренности – забота государства.
Так как Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования вводится изучение предметной области "Математика и информатика", то учителю математики необходимо владеть современными информационными технологиями, из которых наиболее эффективные дистанционные технологии. И тогда предметные результаты ориентированы на более глубокое освоение обучающимися систематических знаний и способов действий и на решение задач освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Одним из эффективных механизмов обеспечения качественного и эффективного обучения можно рассматривать организацию дистанционной поддержки каждого ученика, высокомотивированного, одаренного, детей с проблемами здоровья.
Определяется, что стандарт должен быть положен в основу деятельности работников образования. Поэтому, обучаясь по данной программе, учителя находятся в режиме активной деятельности. Освоят проектную и дистанционную технологии обучения, кейс-метод, виды проектов. Разработают сценарии занятий и экспертные карты оценки занятий по математике в проблемно – эвристическом стиле, в режиме проектно- исследовательской деятельности с использованием информационных технологий
Создадут автоматизированное рабочее место учителя, свой виртуальный кабинет для дистанционной работы с учащимися. Проведут дистанционные занятия с учащимся.
Образовательные продукты получат самооценку, оценку учащихся и их родителей, профессионального сообщества учителей, профессиональных экспертов.
Созданное таким образом образовательное поле, с активным применением дистанционных образовательных технологий и эффективных методов обучения, создает ситуацию успеха и самореализации личности обучающегося педагога в социуме, позволяет обучать современно, доступно и качественно в свете реализации требований ФГОС основного и среднего (полного) общего образования.

Цель программы:
Стимулирование познавательной активности педагогов к использованию в своей профессиональной деятельности эффективных образовательных технологий помогающих осуществить качественное и доступное обучение каждого ученика, высоко мотивированного и одаренного, детей с проблемами здоровья.
Задачи программы:
Актуализировать поиск и необходимость внедрения эффективных образовательных технологий и методов в учебный процесс в современной информационно насыщенной среде через представление и популяризацию педагогами своего педагогического опыта.
Познакомить слушателей с методическими аспектами использования проектной технологии и исследовательской, проблемно – эвристического метода, кейс – метода и метода case-study, ИКТ и организовать оценку авторских образовательных продуктов разработчика обучающимися учителями по созданной ими экспертной карте.
Систематизировать технологии, техники, методы и средства продуктивного обучения успешных и одаренных учащихся.
Создать, ориентируясь на творчество в группах и обучение в сотрудничестве, новый образовательный продукт по математике в режиме использования эффективных технологий и современных методов обучения. Отработать новый вариант его диагностики и типологический способ интерпретации ее результатов.
Осуществить пробы педагогов по дистанционной подготовке учителя и его учащихся к уроку математики, к ЕГЭ и ГИА и их дистанционному общению через виртуальный кабинет, в режиме вебинара с использованием программы Skype и образовательных ресурсов сети интернет.





Ключевые идеи опыта:
Стимулируя познавательную активность учителей по использованию в обучении учащихся эффективных технологий и современных методов обучения , на занятии используются стимулы: перспектива ближняя, средняя и дальняя, доверия, новизны, эмоциональный, познавательного интереса, жизненно-практических значений знаний, преодоление боязни неудачи, создание атмосферы творчества, общения и сотрудничества, познавательной деятельности педагога, самостоятельной деятельности, поощрения, мотив успеха, признания личности педагога, поощрения.
Пробы педагогов строятся на принципах педагогического взаимодействия:
гуманистическая направленность ( реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала стажера);
творчество (умение создавать и реализовывать новые подходы к определению содержания и форм педагогической деятельности);
опережающий фактор педагогической деятельности ( педагог работает для будущего);
эмоциональная вовлеченность (переживания опыта),

Используемые технологии:
Проектная технология. Используется данная технология при обучении педагогов в сотрудничестве и организует их активную познавательную деятельность, опираясь на индивидуальные познавательные стили обучающихся. Полученные знания, умения и навыки применяются на практике при решении конкретных жизненных проблем, а именно, использование эффективных технологий для получения качественного обучения. Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные, предметные.
Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование педагогом собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания в режиме применения информационных технологий.
Метод case-stady или метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Совместными усилиями группы обучающихся педагогов проанализируют ситуацию – case, и выработают практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Метод кейсов (анализ конкретной учебной ситуаций) – метод обучения. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки в практической деятельности. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения.
Дистанционное обучение осуществляется как обучение с преподавателем, по современным компьютерным технологиям, под полным контролем, с индивидуальным сопровождением. Организованное Интернет - обучение имеет свои очевидные преимущества, как для участника курса, так и для его ученика: свобода места, экономятся время и средства, можно выполнить интенсивную подготовку по тестам экзамена, даются полезные дополнительные и надпредметные знания, ведется активное сотрудничество педагога с учениками и наоборот. Кроме того, педагог и учащиеся активно используют информацию учебных сайтов, что способствует повышению качественного обучения всех учащихся и является доступным для детей с проблемами здоровья. По данной технологии обучаться могут выпускники и других классов, желающие улучшить свои знания по математике. И это реальная помощь учителя учащимся в самостоятельной подготовке к государственной итоговой аттестации, олимпиадам.

Обучая учащихся математике в сотрудничестве и используя при этом современные информационные технологии, участники курса успешно решает задачи:
повысить эффективность и качество процесса обучения;
повысить активность познавательной деятельности;
расширить объем поиска нужной информации,
создать комфортные условия существования в мире информации,
развить различные видов мышления;
развить коммуникативные способности;
формировать умения принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
формировать информационную культуру;
развивать умения моделировать задачу или ситуацию;
формировать умения осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность;
уметь выполнять социальный заказ общества;
подготовить информационно грамотную личность;
подготовить пользователя компьютерными средствами.

Содержательный блок программы
Оборудование:
Наличие двух компьютерных классов
Наличие локальной сети и глобальной сети Интернет
Интерактивная доска
Внешние или встроенные источники звука;
Микрофон (для общения в голосовом режиме);
Веб-камера (для общения в режиме видео).

Программа обучения: тема, количество часов, содержание работы по теме:

Программа обучения молодых специалистов по теме «Современные образовательные технологии в предметной деятельности учителя математики» разработана в рамках авторских образовательных проектов «Обучение в сотрудничестве», «Математика дистанционно» и адресована учителям математики общеобразовательных школ.

Длительность обучения – 36 часов. Процесс обучения педагогов по настоящей программе завершается выполнением работы по предмету математика и представлением её на фестивале разработок участников курса, в рекламном ролике лучших мини – проектов уроков в сети Интернет и на вернисаже авторских фрагментов уроков в режиме вебинара.

Посредством показа видео ролика и постановки проблемных вопросов по применению в своей деятельности современных образовательных технологий разжечь «дискуссию – зажигалочку» среди слушателей и вывести аудиторию к обсуждению значимости их в получении качественного обучения учащихся. Анализируя собственный педагогический опыт и представляя его сообществу, слушатели погружаются в инновационную деятельность стажировки с первых занятий. Проведение мини – фестиваля идей среди обучающихся позволяет выделить наиболее эффективные образовательные технологии, методы обучения учащихся математике. Обучающиеся обозначают проблемы и пути их реализации.
Конструирование занятий нового знания осуществляется по технологии деятельностного метода обучения на основе взаимопонимания и сотрудничества. Создается образовательная напряженность. Разработчик программы, организует эвристическое обучение как обучение, ставящее целью конструирование стажером собственного смысла, целей, содержания образования, а также процесса его организации и диагностики. Далее знакомит слушателей с материалами своей методической копилки и дает возможность обучающимся оценить его наработки и свои, используя экспертную карту, разработанную слушателями на занятиях курса.
Обучение предметному дистанционному общению педагогов с их учениками, через виртуальный кабинет, где созданы интерактивные тесты, тренинги, зачеты, самостоятельные работы, контрольные работы и многое другое осуществляется как обучение с преподавателем, по современным компьютерным технологиям, под полным контролем, с индивидуальным сопровождением. Открытие тайн скоростной и увлекательной подготовки учителя к уроку математики, моментальной проверки решенных учениками задач стимулирует слушателей к активному применению информационных образовательных технологий в своей педагогической инновационной деятельности.
Дистанционное обучение способствует формированию над предметных компетенций в урочной и внеурочной деятельности, позволяет учителю «увидеть» себя в новой системе обучения и помогает осуществить качественное и доступное обучение каждого ученика, высоко мотивированного и одаренного, детей с проблемами здоровья.

Учебный план обучения на 36 часов.


Тема
Количество часов



Лекция
Семинар
Активные пробы педагогов
Занятия в сети интернет

1.
Методические аспекты использования современных технологий и методов на уроке математики с учетом
развития индивидуального познавательного стиля учащихся

2

4

7
(6 +1 Онлайн)


2

1.1
Актуализация необходимости внедрения эффективных образовательных технологий в учебный процесс




2




1.1
Проектная технология. Типы проектов



1

1.1
Кейс-метод как содержательная основа проблемно-эвристического обучения





1.2
ИКТ на уроках математики





1.3
Разработка сценария и экспертной карты оценки занятия по математике в проблемно – эвристическом стиле или в режиме проектно- исследовательской деятельности с использованием информационных технологий


2

2


1.4
Фестиваль разработок молодых учителей


2


1.5
Экспертиза педагогического и технологического сценариев по измеряемым критериям


1

2


1.7
Реклама лучших мини – проектов уроков, выполненных учителями, в сети Интернет


1

1
Онлайн
занятие

1

2.
Качественное и доступное обучение каждого ученика, высоко мотивированного и одаренного, детей с проблемами здоровья в Интернет образовательной деятельности: проблемы и поиски

2

3

9
(3+2 Онлайн)


7

2.1
Образовательные возможности сервисов сети. Подбор электронных ресурсов для использования в педагогической деятельности учителя математики


2

2


2.2
Автоматизированное рабочее место учителя





2.3
Россыпи педагогических находок в работе с одаренными детьми

2

1

2.4
Организация виртуальной образовательной среды, обеспечивающей возможность групповой и индивидуальной ориентации на каждого обучаемого, в том числе и учащегося с проблемами здоровья

1
1

1

2.5
Дистанционное обучение как обучение с преподавателем, по современным компьютерным технологиям, под полным контролем, с индивидуальным сопровождением


4
3

2.6
Интерактивное тестирование молодыми педагогами своих учащихся по интерактивным индивидуальным для каждого учащихся тестам ЕГЭ и ГИА



1
Онлайн
занятие
2

2.7
Вернисаж авторских фрагментов уроков в режиме вебинара


1
Онлайн
занятие



Итого 36 часов
4
7
16
(10 +3 Онлайн)
9


Способы оценки результатов обучающихся педагогов

Внешняя оценка результатов обучающихся:
Механизм объективной внешней оценки результатов курса, в числе и с использованием сети интернет:
Формируются такие компетентности педагогов:
Сотрудничества в творческой деятельности. Организация учебного процесса в малых учебных группах способствует повысить активность познавательной деятельности;
Повышение информационно – коммуникационной компетентности стажеров. Использование средств ИКТ для создания учебно-методического продукта позволяет повысить эффективность образовательного процесса и качество обучения математике.
Умение осуществлять проектно - исследовательскую деятельность. Создается новый образовательный продукт по математике в режиме использования эффективных технологий и современных методов обучения.
Умение обучать качественно и доступно каждого ученика, высоко мотивированного и одаренного, детей с проблемами здоровья. Дистанционное обучение осуществляется как обучение с преподавателем, по современным компьютерным технологиям, под полным контролем, с индивидуальным сопровождением. Оценки учащихся за выполненные тесты и тренинги автоматически фиксируются в Интернет-журнале на сайте в виртуальном кабинете учителя.
Повышение профессионального опыта. Разработка по математике оценивается педагогическим обществом в сети Интернет и на вернисаже в режиме вебинара.

Самооценивание обучающихся собственных результатов:
Педагоги оценивают себя по результатам собственной деятельности в рамках обучения на курсе по разработанному ими объективному механизму:
В рамках курса обучающиеся разработали медиаурок, урок с использованием компьютера или внеклассное занятие по математике, используя современные эффективные технологии и методы.
Данный продукт был представлен на обсуждение коллегам на семинаре и прошел защиту на фестивале авторских разработок, где в роли общественных экспертов были сами стажеры.
Экспертизу провели по экспертной карте, которую разработали педагоги по измеряемым в баллах критериям.
Лучшие мини- проекты уроков рекламируются и представляются для оценки широкому кругу профессионального сообщества в сети Интернет,
где получают рекомендации по их использованию другими педагогами в своей предметной деятельности.
В рамках занятий курса «математика дистанционно» обучающиеся осуществляют пробы интерактивного тестирования своих учащихся по составленным ими интерактивным индивидуальным для каждого учащихся тестам, работая в режиме прямого включения интернет образовательных
сайтов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] технологии оценивается наглядно.
Доступность и качество обучения учащихся участниками курса определяется сразу, по оценкам, полученным учащимися в электронном журнале.
В режиме вебинара проворится вернисаж авторских фрагментов уроков, разработанных во время курса обучения, участники получают независимую экспертизу своего труда и рекомендации к распространению опубликованию в сетях Интернет
Созданное таким образом образовательное поле, с активным применением эффективных образовательных технологий и методов обучения, создает ситуацию успеха и самореализации личности педагога в социуме, позволяет обучать доступно и качественно.

Список использованной литературы.
Статья « Почему мой выбор – дистанционно» Автор – Виталий Владимирович Сторожевых
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/
Портал "Профориентир», Дистанционное образование
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Технологии виртуального обучения. Автор: Иван Семенков
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 215