Открытый урок по географии в 7 классе. Тема урока: «Умники и умницы»


МОУ Сибиряковская основная общеобразовательная школа.
Тулунский район, Иркутская область.
Учитель: Терехова Екатерина Фёдоровна учитель географии
и основ безопасности.
Открытый урок по географии в 7 классе.
Тема урока: «Умники и умницы»
Цели урока: 1)Закрепить знания об Африке на этапе «Первичное усвоение знаний.
2). Используя различные источники знаний, а это в ос-
новном , знания, которые дети накопили при изучении материка
Африка, формировать умения логическимыслить (развивать логическое мышление, развивать речь, уверенность в себе).
3)Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников, формировать коммуникативные навыки. Создать условия для формирования толерантности, умения искать и нахо-
дить нужные решения, упорства для достижения цели.
Оборудование. Дорожки вырезаю из плотной рулонной обёрточной бумаги, она коричневая но по краю прикрепляю листы цветной бума-
ги: жёлтую-жёлтая дорожка; красную – красная дорожка; зелёную – зелёная дорожка. Дорожки делим на части полосками этой же цветной бумаги.
Красная- делим на 2 части(2 этапа); жёлтая – (3этапа) делим на3час.;
Зелёная – делим на 4 части (4 этапа).
У учителя материал по Африке, который будет использоваться в игре.
Изготовили из плотной бумаги медали и ордена. Хорошо бы и музыку
из одноимённой телевизионной передачи применить на уроке.
В кабинете географии: карты тематические «Африки», таблицы, кар-
тины
Тип урока: урок-игра.
Формы организации: фронтальная;
Приёмы: общая характеристика, рассуждения;
Методы обучения: словесные, практические;
Общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, про-блемный, исследовательский.
По дидактическим задачам методы: применение знаний, творчес-
кой деятельности, контроля.
Ход урока.
Учитель говорит: Я рада приветствоватьвсех присутствующихнаинтеллектуальной игре «Умники и умницы».
Тема игры: «Африка» - физико – географическая характеристика ма-
терика по предложенному плану.
Мы выбираем агонистов(агон – соревнование). В зале – теоретики.
Если агонист не справился с заданием, его передают в зал – теорети-
кам. Если теоретик отвечаетполучает–орден и в последствии стано-
вится умником и его принимают торжественно в «Клуб умников».
Если участники игры не полно отвечают на вопрос получают-медаль.
Две медали можно обменять на орден.
Медаль - 4балла а вот орден - 5баллов.
Агонисты выбраны на уроке по итогам цифрового диктанта. Я их пре-
дставляю в начале игры.
Они выбирают дорожки. Учитель ещё раз напоминает условия игры:
Красная доржка- 2этапа, на ней нельзя ошибаться; поправить можно положение если ошибся, ответив на вопрос-блиц (без подго-
товки).Жёлтая дорожка – 3этапа, можно ошибиться один раз;
Зелёная дорожка – 4этапа, можно ошибаться два раза.
Пролог. В нём два конкурса: 1) знание новых слов (блиц);
2)знание карты Африки.
Пролог мы провели в период подготовки, поэтому на уроке слушаем вступление учителя. Кстати сказать жюри готово анализировать рабо-
ту учащихся. И так – мы начинаем!
Африка – второй по величине после Евразии материк. Площадь, вк-
лючая острова - 30,3 млн. кв. км(54,5). Береговая линия изрезана слабо, имеет только один большой залив и один крупный полуостров.
Оказывается: Древние греческие историки и географы, начиная с Геродота (5век до н.э.), называли Африку Ливией и, преуменьшая её
размеры, считали полуостровом Азии. Впервые в европейской литера-
туре название «Африка» встречается в конце третьего века до н. э. в
одном из дошедших до нас фрагментов эпической поэмы «Анналы»Квинта Энния, но относится название не к материку, а только к небо-
льшой его части – основной территории Карфагена. После разруше-ния Карфагена 146 г. до н.э.) римляне организовали на его бывшей территории провинцию Африка (или Африга), и это название позднее распространилось на весь материк.Португальская экспедиция, возглавляемая БартоломеуДиашемотправилась на восток отыскивать путь в Индию. Показалось неизвес-
тное побережье, но из – за очередной бури, дливщейся три дня, не уда
лось подойти к берегу, и только на обратном пути Диаш открыл юж-
ный выступ Африки, который назвал «мысом Бурь». Историки утвер-
ждают, что португальский король приказал назвать его мысом «Доб-
рой надежды», обрадованный вестью о существовании морскогопу-
ти в Индию.
Учащиеся занимают выбранные дорожки. И первый этап игры:
1 Географическое положение.
Длина береговой линии 30500км. Береговая линия слабо изрезана,
имеет только один залив и один крупный полуостров.
( назовите залив и полуостров).
Африка омывается двумя океанами на западе и востоке и двумя
морями на севере и северо-востоке.
(а как называются?)
2 «Строение земной коры и рельеф материка».
Средняя высота над уровнем мирового океана 750м. Высочай-
шая горная вершина (5895м) является вулканом, увенчанный вечной
снеговой шапкой. (Вспомните название горы).
3 «Великие Африканские разломы»
В этом районе располагаются все действующиевулканы, точнее
дремлющие. Здесь же расположены в трещинах узкие вытянутые озёрав числе самых глубоких в мире. (Объясните что за район).
Второй этап игры:
1 Климат и климатообразующие факторы.
Африка, как вы знаете, пересекается экватором почти посредине
над экватором наблюдаем восходящее движение воздуха.
(Как это влияет на количество осадков в области экватора).
2 Внутренние воды и водные ресурсы.
Водопад на реке Замбези низвергает огромную массу воды очень широким фронтом д 1800м и с относительнонебольшой высоты 120-130м.
Это самый большой водопад по ширине на земном шаре. Местные жи-
тели называют его Моси – о Тунья, что значит «Дым, который грохо-
чет». (О каком водопаде идёт речь?)
3Водные объекты на побережье Африки.
Крупнейший залив, омывающий западное побережье Африки.
(Ну и как называется?)
Третий этап игры:
1 Пустыни Африки.
Третью часть материка занимают пустыни, одна из них является
величайшей в мире, её площадь 7 млн. кв. км. (Назовите её).
2 Самое, самое в Африке.
Реки Африки велики и многоводны, быстры и изобилуют водо-
падами, но в основном текут в экваториальной области. Только одна из протяжённых рек на планете с её притоком Кагерой (6671км.) пере-
секает пустынный север и впадает в Средиземное море.
( О какой реке мы говорим).
3 Исследователи Африки.
Именем американского исследователя названы семь водопадов
в верхнем течении реки Конго. Этот исследователь пересёк Африку с востока на запад, посетил район Великих Восточно-Африканских озёр
открыл исток реки Конго.
(Назовите имя и фамилию путешественника).
Четвёртый этап игры:
1 Население самого жаркого материка.
Рассмотрите фотографии пигмеев в дождевом лесу (рис81 с 113учебник и ( рис 84 г. Кейптаун). Что можно сказать об образе жизни
людей в двух разных местах одного материка.
Как вы думаете согласились бы пигмеи переехать в Кейптаун?
2 Органический мир Африки.
Она может за несколько часов уничтожить весь урожай.
(Кто это?)
Родина этого растения Эфиопское нагорье, но выращивают больше эту культуру в Южной Америке.
(Как называется это растение?)
3 Природные зоны самого интересного материка.
По таблице «Влажные вечно-зелёные леса опишите природу».
Жюри подводит итоги, выявляется победитель.
Берём интервью у победителя. (вопросы заранее подготовлены учителем).
Надо иметь ввиду, что походу игры агонистам вручались ордена
и медали.
Мною продуманы вопросы«На всякий случай».
А, оказывается.
Самая северная точка – мыс Эль-Абьяд, южная – мыс Игольный
Западная – мыс Альмади, восточная – мыс Хафун.
( А в каких странах находятся мысы).
Самая прямая дорога в мире находится в Северной Африке.
На этой автостраде на протяжении 650км. нет ни одного поворота.
Вулканы, находящиеся близ озера Кивув Руанде, периодичес-
ки изливают в озеро лаву. В кипящей воде варятся рыбы и водоросли.
Достаточно вулкану затихнуть, как местные жители выплывают на лодках и вылавливают варёную рыбу. Последний раз «уха» готовилась в озере в 1948году.
На юге Африки протекает река с названием цвета, но цвет здесь не причём. В этой местности появились переселенцы из Голландии
- буры, которые называли реку в честь принца Оранского, а утверди-
лась в географии как река Оранжевая.
Название стране дало озеро, с которым по существу связана вся жизнь её обитателей. (Государство и озеро Чад).
Работа с картой.
Найти на карте: Гибралтарский пролив, Баб – Эль – Мандебский пролив, Гвинейский залив, влк. Килиманджаро, впадина Калахари,
О. Мадагаскар.
Найти на карте: реки Конго, Нил с Кагерой, Замбези, Нигер, Оранжевая, Лимпопо.
Найти на карте: озёра Виктория, Чад, Танганьика.
Найти на карте: найдите на карте мира части света; на каком материке расположены две части света? (Европа и Азия)
В какой части света находятся два материка? ( Америка).
Название каких частей света совпадают с названием материков?
( Африка, Австралия, Антарктида).
Найти на карте: пустыни Сахара, Намиб.
Найти на карте: формы рельефа Восточно-Африканское плоского-
горье, Эфиопское нагорье, горы Атлас, Драконовы и Капские горы.
А теперь вопрос на засыпку.
(Ответ ищите в самом вопросе).
«Крупнейший водопад Африки, с высотой падения воды(853м) называется Тугела. На какой реке находится водопад? (Тугела).