Литературная игра Умники и умники


Сценарий игры «Умники и умницы»
Цели: 1) познакомиться со сведениями о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, выходящими за рамки школьной программы; 2) расширять кругозор обучающихся; 3) заинтересовать творчеством поэта.
Дата проведения – 15 октября 2014 года.
Место проведения – МБОУ СОШ № 3 с. Александров-Гай Саратовской обл.
Ход мероприятия.
I. Вступительное слово учителя. - Сегодня, в этот тёплый день золотой осени, вся наша страна и мы с вами отмечаем 200 лет со дня рождения великого поэта - М. Ю. Лермонтова. Он погиб очень рано, не дожив до 27 лет, но при этом оставил богатое наследие – удивительную, завораживающую лирику, интересную прозу, а также драматические произведения. Вот уже около двух столетий читатели поражаются: как ещё юный поэт мог писать такие глубокие стихи, поэмы, романы, драмы!?
Сегодня я не буду рассказывать вам о его жизни, о его творчестве, потому что об этом расскажете вы на нашей игре. Скажу одно: Лермонтов и его произведения вдохновляют поэтов и писателей на создание стихов о нём, его родине, его родных. У меня в руках сборник, который называется «Венок Лермонтову», перед началом игры мы послушаем стихи из этого сборника. Большую роль в жизни поэта сыграла бабушка, о ней Андрей Дементьев написал стихотворение, которое так и называется «Бабушка Лермонтова». Послушайте его в исполнении Кондрашовой Анастасии.
(Чтение стихотворений на фоне музыки Е. С. Шашиной «Выхожу один я на дорогу»).
- Пушкин и Лермонтов при жизни не были знакомы, но связь этих поэтов незримо существовала. Об этом стихотворение «Правнук Пушкина в Тарханах».
- А теперь переходим к игре.
II. Игра «Умники и умницы».
1.Представление ареопага
2.Знакомство с правилами игры.
Первый агон.
На дорожки вызываются обучающиеся 5- 6 классов: Шугайкина Полина, Ляляева Ангелина, Шугайкина Юлия. Для выбора дорожек проводится конкурс красноречия «Моё любимое произведение М. Ю. Лермонтова».
Вопросы для зелёной дорожки (по сказке «Ашик-Кериб»)
Вы дочь богатого турка, который жил в Тифлизе, Вы полюбили бедного певца. Представьтесь, кто Вы? (Магуль-Мегери).
Вы с Ашиком-Керибом любите друг друга, но он не соглашается просить Вашей руки у отца, как предлагали Вы. Какое решение принимает Ашик-Кериб?
До условленного срока, когда Ашик-Кериб должен был вернуться, оставалось меньше года, а он не подавал о себе знать. Как Вы, Магуль-Мегери решили напомнить ему о себе?
Как Вы узнали, что Ваш возлюбленный вернулся?
Вопросы для жёлтой дорожки.
Вы напросились вместе с Ашиком-Керибом пктешествовать, а когда тот первым переплыл реку, встретившуюся вам на пути, Вы забрали его одежду и ускакали. Представьтесь, кто Вы? (Куршуд-бек)
Что ВЫ рассказали об Ашик-Керибе, вернувшись в Тифлиз с его одеждой? Кто поверил Вашим словам, а кто – нет?
Куршуд-бек, вышла бы за Вас замуж Магуль-Мегери, если бы не вернулся Ашик-Кериб?
Вопросы для красной дорожки.
Вы живёте в Тифлизе, «пророк ничего не дал Вам, кроме высокого сердца и дара песен». Представьтесь, кто Вы? (Ашик-Кериб)
Ашик-Кериб, оставалось два дня до назначенного Вам любимой девушкой срока возвращения. Вы же в это время находились от неё на расстоянии, которое можно преодолеть лишь за два месяца. Как Вы смогли вернуться к назначенному сроку за столь короткое время?
Второй агон.
На дорожки вызываются обучающиеся 7-9 классов: Мирошников Владислав, Поликарпова Алина, Радченко Оксана. Для выбора дорожек проводится конкурс красноречия «Мой Лермонтов».
Вопросы для зелёной дорожки
(по поэме «Песня про купца Калашникова»).
О каком герое поэмы сказал В. Г. Белинский: «Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не простят и сдачи дадут… Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы…» (Калашников).
Итак, Вы - купец Калашников. Что рассказала Вам Алёна Дмитриевна, вернувшись из церкви домой? Почему просит у Вас защиты?
Вы вышли на кулачный бой. Зачем? Что и кому говорите?
Степан Парамонович, если бы Вы не одолели Кирибеевича в бою, кто должен был вместо Вас постоять за честь семьи?
Вопросы для жёлтой дорожки.
О каком герое поэмы сказал В. Г. Белинский: «Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей… Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!» (Кирибеевич).
Итак, Вы – опричник Кирибеевич. На пиру у царя Вы рассказываете про свою печаль. Что Вы говорите и что скрываете от царя?
Вы вышли на кулачный бой. Зачем? Что и кому говорили?
Вопросы для красной дорожки.
О каком герое поэмы сказал В. Г. Белинский: «Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…» (Иван Грозный).
Итак, Вы – разгневанный царь Иван Васильевич. Виновник Вашего гнева – любимый опричник Кирибеевич. Чем он Вас прогневил? Ваши слова и действия?
Третий агон.
На дорожки вызываются обучающиеся 10 класса: Вологина Анастасия, Смольская Анастасия, Бекежанова Алина. Для выбора дорожек проводится конкурс красноречия «Недаром помнит вся Россия…».
Вопросы для зелёной дорожки
(по роману «Герой нашего времени»)
Угадайте, кто вы:
«Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении можно заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные. У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза?» (Печорин).
«Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба, бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости». Итак, господин Печорин, кто Ваш противник, превосходящий Вас в ловкости? (Девушка-контрабандистка).
Какие главы романа «Герой нашего времени» автор обнаружил в вашем журнале «Журнале Печорина»? («Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист»)
Вы утверждали, что к дружбе не способны. Почему?
(«Из двух друзей всегда один раб другому, хотя ни один из них в этом себе не признается; рабом – я быть не могу, а повелевать – труд утомительный, потому что у меня. есть и лакеи и деньги».)
Вопросы для жёлтой дорожки.
Отгадайте, кто вы: «Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его, колени его дрожали». (Максим Максимыч).
Какие странности вы отметили в Печорине?
(“В дождик, в холод, целый день на охоте, все иззябнут, устанут, а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставнем стукнет; он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один; по целым часам, слова не добьешься, зато как начнет рассказывать животики со смеху надорвешь»).Когда умерла Бэла, вы на месте Печорина умерли бы от горя. Вы стали утешать Печорина, начали говорить утешительные слова. Как отреагировал на это Печорин? (Он поднял голову и засмеялся).
Вопросы для красной дорожки.
Угадайте, кто Вы: «Был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок, одна нога у него была короче другой; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли». (Вернер)
Какое прозвище имели Вы, доктор? (Мефистофель)
Вопросы для финала.
5-6 классы
1. Где родился М. Ю. Лермонтов?
2. Где прошло его детство?
3. Кто занимался его воспитанием?
4. Откуда эти строки:
А) Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Б) Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали питомцы столетий!
В) И в праздник вечером росистым
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
7-9 классы
1.Назовите учебные заведения, где учился Лермонтов.
2.Были ли лично знакомы Пушкин и Лермонтов?
3.Что послужило поводом для отправки поэта в первую ссылку? Куда?
4.Какое стихотворение М. Лермонтова посвящено войне 1812 года?
5.Откуда эти строки:
А) Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей,
Пускай она поплачет…
Ей ничего не значит.
Б) …Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
В) И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше, и кругом
В тени рассыпанный аул…
10 класс1.Назовите адресатов любовной лирики М. Лермонтова.
2.Что послужило поводом для последней дуэли Лермонтова? С кем он стрелялся?
3.Где погиб Лермонтов и где похоронен?
4.Откуда эти строки:
А) Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы,
Не мог понять в сей миг кровавый
На что он руку поднимал.
Б) Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала – я тебя не знал!
В) Земля тряслась, как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.
Г) Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья;
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Д) Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной, чтоб вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
III. Подведение итогов, вручение сувениров всем, кто присутствовал на игре: агонистам, теоретикам, гостям.