Конспект урока по окружающему миру на тему комнатные растения (2 класс)


Конспект урока по окружающему миру 2 класс
ТЕМА. Комнатные растения
Цель: познакомить учащихся с комнатными растениями на примере тех растений, которые находятся в классе; обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.
Оборудование: комнатные растения, таблица “В мире цветов”, карточки с текстами о комнатных растениях, экран, компьютер, презентация ученика, выставка книг и рисунков о комнатных растениях, памятки “Правила ухода за комнатными растениями”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего заданияРасскажите о садовых растениях нашего края. Как люди ухаживают за растениями сада в разные времена года? А в каком саду цветы цветут даже снежной холодной зимой?
Учитель. Послушайте сказку Б. Вовк “Чьи цветы лучше?”
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…
- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…
Холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.
- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…
- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.
- Как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду?
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.
IV. Знакомство с комнатными растениями.
1.Вводная беседа.
- Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остались зелёными и даже цветут? (Ученики высказывают свои предположения)
- Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом.
- Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит комнатные растения – источник красоты.
- А для чего ещё нам нужны комнатные растения?
На доске:

- В конце урока мы должны будем дополнить эту схему.
- В нашем классе очень много комнатных растений, давайте, познакомимся с ними поближе.
2.Сообщения учащихся и стихи о любимых комнатных растениях.
1) О бальзамине.

Хрустит за окошком морозный денёк.Стоит на окошке цветок-огонёк.Малиновым цветом цветут лепестки,Как будто и вправду зажглись огоньки. Его поливаю, его берегу,Его подарить никому не могу!Уж очень он ярок, уж очень хорош,Уж очень на мамину сказку похож!Е. Благинина
Бальзамин называют “огонёк” за яркие красные и малиновые цветки. А ещё, в народе, он получил шутливо-ласковое название “Ванька-мокрый” за свои прозрачно-водянистые стебли. Родина бальзамина - тропические леса Африки. Завезён в Европу в 1596 году. Неприхотливое, обильно цветущее растение. Из корней бальзамина делают жёлто-красную краску – хну. Бальзамин светолюбивое растение, но не выносит прямых солнечных лучей.
2) Об алоэ.

Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?Какое оно алоэ – алое, голубое?Доброе или злое? Маленькое или большое?Хорошее или плохое?Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.А маминой лучшей подруге алоэ не помогло-э. И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ:Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.Б. Заходер
Алоэ - вечнозелёное многолетнее растение (суккулент), распространён в диком виде в Африке, на Аравийском полуострове и острове Мадагаскар. В России алоэ известен как “столетник”, само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней. Его родина – юг Африки. В Африке это растение достигает в высоту 20 метров, а листья до 60 см. длиной и 15 см. толщиной! Листья у алоэ мясистые, зеленовато-сизые, сочные. Само название растения алоэ переводится как “горький”, потому что сок растения имеет горький вкус. Алоэ – нетребователен к уходу, он любит: светлое тёплое окно, свежий воздух – поэтому правильно будет расположить его под форточкой; небольшой горшочек, редкий полив. Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и крови.
3.Рассказ учителя о комнатных растениях, которые находятся в классной комнате, сопровождающийся показом этих растений.
- Сколько комнатных растений у нас в классе?
- Среди комнатных растений нашего класса есть:

Лекарственные – каланхоэ, гибискус, сансевьера, толстянка.
Барометры – кала (“плачет” перед дождём).
Растения-пылесосы – фикус, диффенбахия, папоротник – нефролепис, традесканция, хлорофитум,
- У нас в классе несколько хлорофитумов и это не случайно, т. к. хлорофитум – лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения хлорофитума достаточно для очистки воздуха на кухне. Учёные предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно.
Защищают от радиоактивного излучения – кактусы.
Ядовитые растения– молочай, олеандр, диффенбахия! – На горшочки с этими растениями мы прикрепим знаки “Будь осторожен!”
4. Презентация ученика “Зелёная аптека на моём окне”(Power Point).ПРИЛОЖЕНИЕ.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление названий комнатных растений.
1. “Угадай, кто я?” - Угадать и показать это растение в классе.

- Стоит мокрый Ванёк,А в кудрях – огонёк. ( Бальзамин)
- Лист горбочком, с желобочком,Шипы имеет, а ранить не умеет.Зато лечит нас в любой день и час. ( Алоэ)
- Что за хвост пошёл в рост: Не в пруду, не в речке –На окне, у печки. (Сансевьера /щучий хвост/)
- Зелёный, в колючках,Похож на ежа,А цветки атласныеБелые, жёлтые, красные. (Кактус)
- Комнатное растение, в народе называемое “бабьи сплетни”. (Традесканция)
- “Рождественская звезда”. (Пуансеттия)
2. Угадай по описанию.
- Растение похоже на маленькое дерево. Листья некрупные, но толстые и гладкие. В народе называют “денежное дерево”. (Толстянка)
- Стебель растения не виден, но зато листья очень длинные, тонкие, вырезные, похожи на перья птицы. Молодые листочки на концах закручены. (Папоротник-нефролепис)
VII. Правила ухода за комнатными растениями.
1.Чтение памятки “Правила ухода за комнатными растениями”.
Памятка
Правила ухода за комнатными растениями:
Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
2.Практическая работа в парах.
- Проделайте эту работу с комнатным растение, стоящим на вашей парте.
VIII. Итог урока. - Для чего же нам нужны комнатные растения?

-Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
…Ты должен над цветами наклонитьсяНе для того, чтоб рвать или срезать,А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.(С. Вургун)
Оценки за работу на уроке: Плотников Д.-5,Савельев Н.-4,Шалина -5,Шестакова- 5.
IX. Домашние задание.1. стр.76-79