Конспект урока по окружающему миру на тему Домашние любимцы и комнатные растения (1 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УНЪЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Тема: «Домашние любимцы и комнатные растения».
Конспект урока по «Окружающему миру» 1 класс.
Путова Галина Петровна
МКОУ "Унъюганская СОШ №2"
Учитель начальных классов
Декабрь 2014 года
п.Унъюган, Октябрьский район,
Тюменская область
Данный урок-урок открытия нового знания по окружающему миру для учеников 1 класса. Это четвёртый урок по теме «Живые обитатели планеты». Содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе.
Тема: «Домашние любимцы и комнатные растения».
Цель урока:
Познакомить обучающихся с ролью и значением домашних животных и комнатных растений в жизни человека.
Задачи урока:
образовательные:
ознакомление обучающихся с домашними животными и комнатными растениями и их особенностями ;
развивающие:
развитие навыка познавательной, частично-поисковой исследовательской деятельности;
развитие внимания, речи
развитие коммуникативной компетентности во время работы с другими учениками в паре;
воспитательные:
воспитание бережного отношения к растениям и животным;
воспитание чувства взаимопонимания, уважительного отношения друг к другу
Тип урока: Открытие нового знания.
Технологии: ТРКМ, проблемно – диалоговая, личностно-ориентированная, здоровье - сберегающая
Основные понятия: домашние животные, комнатные растения.
Межпредметные связи: литературное чтение, технология, экология, история.
Оборудование:
учебник «Окружающий мир ч.2», А.А.Вахрушев., “Баласс”,2012;
проекционное оборудование, компьютер;
презентация к уроку;
раздаточный материал: карточки для самостоятельной и групповой работы;
наглядность ( напечатанные слова).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
преодолевать трудности, проявлять инициативность;
устанавливать значение результата своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;
самостоятельно определять и высказывать правила поведения;
бережно относиться к домашним животным и комнатным растениям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения;
учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:
называть домашних животных и комнатные растения;
знать о их роли в жизни человека;
бережно относиться к растениям и животным.

Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
Форма работы - фронтальная.
УУД: самоопределение к деятельности -Л, смыслообразование- Л.

-Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку, садитесь удобнее.
И вперёд за маленькими открытиями!
-У меня для вас есть сюрприз. (Показ коробочки)
Какой, вы узнаете в конце урока.
II. Актуализация знаний.
Цель: Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.
(Форма работы - фронтальная, в парах)
УУД: осознание ответственности за общее дело - Л, мыслительные операции (сравнение, анализ)- П, постановка и формулирование проблемы –П, осознанное и произвольное речевое высказывание- П, использование знаково-символических средств – П, волевая саморегуляция в затруднении- Р, выражение своих мыслей с достаточной полнотой-К, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К

-Куда это мы с вами попали? (на экране - комната)
-Всё в ней и красиво, и аккуратно, но мне в ней скучно.
-Кого в ней не хватает?
А кто ещё может поселиться в этой комнате, кроме домашних животных?
-Я предлагаю вам оживить эту квартиру, так чтобы в ней было приятно и уютно! Работать будем в парах. У вас на столах белые листы с изображением той же комнаты, переворачиваем и размещаем, кто бы мог жить в нашей комнате.
(Работа с кластером)
III. Постановка учебной задачи.
Цель: Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.
Форма работы - фронтальная.
УУД: мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ)- П, самостоятельное выделение и формирование цели -П, поиск и выделение необходимой информации –П, планирование-П, , выражение своих мыслей с достаточной полнотой-К, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками-К, волевая саморегуляция в затруднении- Р, самоконтроль- Р
-Кто поселился в нашей квартире? пёсик, котёнок.
– Каких животных и какие растения мы называем «домашние»?
– Почему их так называют?
– Какие из них поселились дома у человека? (Комнатные растения и домашние животные.)
– Какие вы ещё знаете комнатные растения? Домашних животных?
– Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
– Прочитайте тему урока.
– Как назвал автор домашних животных? (Любимцы.)
– Почему?
– Что мы узнаем на уроке?
– Давайте составим план урока.
План:
Домашние животные.
Комнатные растения.
Взаимодействие человека и животных.
– Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план урока.)
– Какое умение формировали?
IV. Открытие нового знания.
Цель: Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.
(Форма работы -фронтальная, в парах)
УУД: самоопределение-Л, смыслообразование- Л, мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ)- П, поиск и выделение необходимой информации- П, ориентироваться в учебнике - П, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера- Р, познавательная инициатива -Р, волевая саморегуляция- Р, выражение своих мыслей с достаточной полнотой-К, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К
1.Работа с плакатом «Домашние любимцы и комнатные растения» из комплекта наглядных материалов («Окружающий мир», 1-й класс).
– Какие растения и каких животных люди держат у себя дома?
– Для чего?
– Почему домашние животные не могут жить без помощи человека?
– Как люди за ними ухаживают?
– Прочитайте вывод на с. 62.
2. Работа в парах.
– Всегда ли домашние животные были домашними?
– Посмотрите в учебник на с. 63.
– Рассмотрите рисунки и расскажите, как в прошлом человек приручил собаку.
Как появились собаки.
В древности люди жили в пещерах. Жизнь первобытных людей была голодной и опасной. Повсюду их подстерегали страшные хищники.
Но вот один разумный человек догадался подкармливать волков, которые бродили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от его врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных и растений росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: Усвоить обучающимися новый способ действия.
(Форма работы -фронтальная, индивидуальная)
УУД: мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ)- П, поиск и выделение необходимой информации- П, построение логической цепи рассуждений, доказательств –П, выражение своих мыслей с достаточной полнотой-К, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К
Пород собак очень много, и принято делить все породы на 4 группы. Вот посмотрите, собачки бывают комнатные, служебные, пастушьи, охотничьи.
У вас на столах розовые карточки, на них есть информация, прочитайте её, определите, к какой группе относится ваша, выйдите и прикрепите.
(Рассматривают карточки с информацией, выбирают нужную группу собак)

Физкультминутка
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: Организовать проверку нового способа действия, индивидуальную рефлексию достижения цели и осознание ситуации успеха.
Форма работы - фронтальная, в парах, индивидуальная
УУД: осознание ответственности за общее дело - Л, мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ)- П, поиск и выделение необходимой информации- П, ориентироваться в учебнике -П, использование знаково-символических средств – П, волевая саморегуляция в затруднении- Р, выражение своих мыслей с достаточной полнотой-К, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К, достижение договорённости и согласования общего решения -К
1.Работа по переносу информации о породах собак из учебника в "кластер"
Большую работу выполняют собаки. Она - настоящий друг человека. У вас дома есть собаки? У меня вопрос - какой они породы?
У тебя есть собака? А как её зовут? Какой она породы?
-Я плохо знаю породы собак. Мне их надо увидеть. Я сейчас вам предлагаю по внешним признакам определить породу собак. Может вы и знаете какую-нибудь породу. А если нет, то на странице 64 вы найдёте информацию.
Надо подписать породу собак. Работа в парах.
Проверка: документкамера.
2. Самостоятельная работа. С. 62, № 3.
– Представим, что мы учёные. Попробуем провести научное исследование о домашнем животном.
Комментированное чтение задания.
– Повторите, по какому плану вы будете проводить исследование.
А. Что это за животное?
Б. Как зовут животное?
В. Какого оно размера?
Г. Нарисуй его.
Д. Обведи продукты питания, которые ест это животное.
Проверка Документкамера
VII.Включение в систему знаний и повторение.
Цель: Включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.
(Форма работы - в группах, фронтальная)
УУД: осознание ответственности за общее дело - Л, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям – Л, мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ)- П , поиск и выделение необходимой информации- П, ориентироваться в учебнике -П, выполнение действий по алгоритму – П, контроль и оценка своей деятельности –Р, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К, достижение договорённости и согласования общего решения -К.
Работа с учебником. Стр.65
– Рассмотрите рисунки, найдите растения, которые человек приручил, и место их первоначального обитания.
– Расскажите, из каких стран к нам попали комнатные растения, изображённые на рисунках?
– Почему человек выбрал эти растения?
– У кого из вас дома есть такие же растения?
– Есть ли они у нас в классе?
– Как за ними нужно ухаживать?
Работа в группах.
А сейчас мы будем работать в группах. Вы будете заниматься посадкой комнатного растения, чтобы сделать в классе живой уголок. Работать будем по алгоритму.
Презентация комнатного растения.
-А вот и сюрприз. Готовы!
Я вам предлагаю завести в нашем живом уголке маленькую черепашку. Зовут её Тартила. Посмотрите на неё.
VIII. Рефлексия.
Цель: Организовать фиксацию нового содержания, рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности и всего класса.
Форма работы – фронтальная.
УУД: самооценка на основе успешности –Л, адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности – Л, рефлексия способов и условий действия – П, контроль и оценка способов своей деятельности – Р, выражение своих мыслей с достаточной полнотой-К, формулирование и оргументация своего мнения - К
Оцените свою работу.
IX. Домашнее задание. (карточки)
Творческое разноуровневое домашнее задание.
А) В домашних энциклопедиях найти материал о собаках и приготовить рассказ.
Б) В домашних энциклопедиях найти материал о комнатных растениях и приготовить рассказ. Выполнить презентацию (по желанию)
В) Задание повышенной трудности.
Провести научное исследование о своем домашнем животном по плану.