Конспект урока по окружающему миру на тему Комнатные растения (2 класс)

Тема урока : «Комнатные растения».
Цели урока: познакомить с комнатными растениями; показать их роль в жизни человека; рассказать о правилах ухода за комнатными растениями.
Задачи:
Образовательные: систематизировать и расширять представление учащихся о комнатных растениях; ухаживать за комнатными растениями.

Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы из изученного материала.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.

Тип урока: комбинированный урок.

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация урока на тему: «Комнатные растения».
План урока:

Организационный момент – 5 минут

Основная часть – 35 минут

Проверка домашнего задания – 10 минут
Физкультминутка – 3 минуты
Знакомство с новым материалом – 15 минут
Закрепление пройденного материала – 7 минут

Заключительная часть – 5 минут

Ход урока

1.Организационный момент.
- Добрый день! Начинаем наш урок!

2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
- Загадки о домашних животных.
- Кто хочет рассказать легенду о животных?

3. Самоопределение к деятельности.
- Какие растения вы уже знаете? Что вы знаете о них?
- А еще есть комнатные растения. А почему они так называются?
- Почему растения в природе желтеют, сбрасывают листву, увядают, а комнатные растения круглый год стоят зелёные?
- Догадались, о чем будем говорить сегодня на уроке?
-Какие учебные задачи поставим перед собой?
-Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка на с. 76 учебника?

4. Работа по теме урока.
1. Беседа. Использование презентации.
- Загадка о комнатных растениях. Слайд1, 2.
Очищают воздух, Создают уют, На окнах зеленеют, Круглый год цветут.

- Стихотворение о комнатных растениях. Слайд 3.
Цветы, как парящая музыка
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в наши тихие жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище

- Для чего люди выращивают растения в своих домах? Какую пользу они приносят? Слайд 4.
Комнатные цветы – это источник красоты, доброты, здоровья,
Чистого воздуха, хорошего настроения.

-Отгадайте загадки. Слайды 5 - 14.
1.На окне зимой и летом Вечно зелен и красив. Ярко-красным цветом Горит нежно... (бальзамин)

2.Чтобы солнце сквозь стекло К нам в окошко не пекло, Я повешу шторочку На белую распорочку, Не крючком плетеную – Живую и зеленую. (традесканция)

3. На моем окошке поселился ежик. Все глядит в окошко, а ходить не может. Где же его лапки? Где у него рожица? Может он без шапки от мороза ежится?(кактус)

4. Просит у меня дружок Фиолетовый цветок. Мне отдать его не жалко, Подарю дружку ... (фиалку)

5. У садовницы – первой модницы Платье то ли полиняло, То ли краску поменяло: Все было лиловое, Стало васильковое.(гортензия)

6. Плоский, длинный, а не брус, Полосат, а не арбуз.(сансевиера)

7. Вверх по стенке крутой, По бетонке литой Многоножка ползет, С собой листья везет (плющ)

8. Лист с горбочком, желобочком, Шипы имеет, а ранить не умеет, Зато лечит нас в любой час.(алоэ)

9. Куст оконный и балконный, Лист пушистый и душистый, Он сборчатый и каёмчатый; А цветы на окне – словно шапка в огне.(герань)

- Вспомните, что необходимо растениям для роста? Слайд 15.
- Что такое оранжерея? Слайд 16.
Оранжерея – это помещение или здание, в котором выращивают разные растения. Оказывается, стекло хорошо пропускает солнечный свет, поэтому при постройке оранжерей, теплиц часто используют этот материал. А ещё в оранжереях выращивают экзотические растения.

- Растениям нужна почва, вода, свет, тепло, воздух. Слайды 17.
-Физкультминутка. Слайд 18.

Руки ставим мы вразлёт,
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда,
Делай раз и делай два.
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз
И на место все садись!

Слайд 19. Растениям нужна вода, поэтому растения
надо регулярно поливать.

Слайд 20. Почему комнатные растения ставят на
подоконник, а не на пол или под стол. (нужен свет)

Слайд 21. Почему комнатные растения осенью и зимой
не выносят на улицу? (нужно тепло)

Слайд 22. Какое ещё условие необходимо растениям,
чтобы они хорошо росли? (нужен воздух)

Слайд 23.Знакомимся с растениями.

Слайд 24. Комнатное растение каланхоэ. В листьях каланхоэ находится лечебный сок. При насморке этот сок можно закапывать в нос. Каланхоэ называют комнатным женьшенем.

Слайд 25. Препараты из его листьев применяют при лечении ран, обморожении, используют при лечении десен, глаз. Сок добавляют в крема и лосьоны.

Слайд 26. Комнатное растение алоэ. Алоэ имеет красивые листья и цветы и растут во многих домах. Почему? Потому что оно обладает лечебными свойствами.

Слайд 27. Из листьев алоэ добывают сок. Он очень горький, но это и есть самое лечебное в алоэ. Если вы раните ногу, надо привязать к ране листик и рана быстро заживет. А еще сок алоэ помогает от насморка. Надо развести сок алоэ с водой и закапывать.

Слайд 28. Комнатное растение герань. Герань обильно цветет. Цветы розового, красного, белого цвета. Это растение любит солнце и обильный полив.

Слайд 29. Оказывается, если листья герани немного помять, положить в ухо, то ухо перестанет болеть. Если протереть виски листиком, голова перестанет болеть. Герань убивает все микробы, которые находятся в метре от нее.

Слайд 30,31. Подумайте, как эти комнатные
растения называют в народе?

Слайд 32. Вспомним правила ухода за комнатными растениями.

Слайд 33. Во-первых, чтобы растения всегда были свежи и красивы, их надо ставить ближе к свету и правильно поливать. Летом в каждый день или через день. Зимой комнатные растения поливают реже. Почва в горшке должна быть всегда влажной. Не надо забывать, что вода для полива должна быть комнатной температуры.

Слайд 34. Во-вторых после полива почву надо прорыхлить, так как корням нужна не только вода, но и воздух. Почву рыхлят не глубже. Чем на 1-2 см, так как можно повредить корни растений.

Слайд 35. В-третьих раз в месяц нужно протирать листья влажной тряпкой или губкой, так как на них оседает пыль, а растения дышат листьями. Если у растений мелкие листья, нужно опрыскивать их водой.

Слайд 36. Комнатные растения радуют нас. Нужно уметь ухаживать за ними.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради.
№1 (с. 28)
( Самостоятельное выполнение. Самопроверка.)
(Учащиеся выполняют задания, узнают названия комнатных растений в классе)
№4 (с. 29)
( Самостоятельное выполнение, работа в парах)
3. Беседа по учебнику.
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 77. Какие чувства она у вас вызывает?
- Что такое оранжерея?
- Где возник обычай украшать своё жилище живыми растениями? ( В странах с холодной зимой)
- Почему именно там?
- Какие растения сначала выращивали в комнатах?
( Лекарственные)
- Откуда путешественники привозили растения? Какие они были?

4. Практическая работа.
Класс делится на группы. Каждая группа выбирает одно из растений и демонстрирует приёмы ухода за комнатными растениями: поливает, рыхлит землю, протирает листья, опрыскивает.

5. Рефлексия.
-Оцените свои достижения на уроке.

6. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что показалось самым интересным?
- Все ли задачи урока мы выполнили?
Слайд 37.

7. Домашнее задание.
1.Учебник. Прочитать памятку по уходу за комнатными растениями.
2. Рабочая тетрадь: №2-4 (с. 28-29)






15