Технологическая карта занятия Умники и умницы


Технологическая карта кружка «Умники и умницы» (занятие 4)
Тема занятия Развитие слуховой памяти.
Цель Создать условия для развития слуховой памяти; точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Личностные результаты Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности
Способность преодолевать трудность; доводить начатую работу до конца.
Принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относится к ним.
Тип занятия
Комбинированный
Формы работы Индивидуальная, в группах , в парах
Метапредметные результаты
Регулятивные: Научатся принимать и сохранять учебную задачу.
Выявлять и формулировать учебную проблему.
Познавательные: С помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного.
Осуществлять поиск информации из различных источников, осознанно читать тексты, рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации
Коммуникативные: Научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы.
Сотрудничать в малых группах.
Структура кружка
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Мотивирование к занятию
Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию. Приветствие и эмоциональный настрой учащихся.
Мы будем на уроке думать? (Да!)
– А может, будем спать? (Нет!)
– Мы будем рассуждать? (Да!)
– А в облаках летать? (Нет!)
– Друг другу будем помогать? (Да!)
– Проверим готовность к уроку Приветствие учителя.
Л: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Р: самоконтроль к деятельности.
Мозговая гимнастика
Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов. Организую выполнение упражнений:
«Качание головой»
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
«Ленивая восьмёрка»
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Зоркий глаз»
Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»
Двигайте глазами вправо – влево, вверх-вниз по 6 раз. Выполняют упражнения:
«Качание головой»
«Ленивые восьмерки»
«Зоркий глаз»
«Стрельба глазами» Р: Принимают задачу предложенную учителем на данном этапе.
Разминка
Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции. Отгадай загадки.
В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке. Только жёлтые лучи у него не горячи.
Растянулась, как гармошка, чудо-печка под окошком.
Среди бахчи зелёные мячи. Налетела детвора — от мячей одна кора.
Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
Ножек четыре, шляпок одна, нужен, коль станет обедать семья.
Если я пуста бываю, про тебя я забываю, но когда несу еду - мимо рта я не пройду.
Из горячего колодца через нос водица льётся.
В поле родился, на заводе варился, в чашке растворился.
Пять мешочков шерстяных - греются братишки в них.
Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. Подсолнух
Батарея
Арбузы
Картофель
Стол
Ложка
Чайник
Сахар
Перчатка
Шарф
Личностные:
- проявлять желание узнавать новое;
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Тренировка слуховой памяти.
Цель: Развитие слуховой памяти, произвольного внимания, логического мышления. Прослушайте слово и попытайтесь произнести его задом-наперёд: МОД, АВИ, ОВЕРЕД, АКЛЁ, ШАЛАШ. Что получилось? Чем интересно последнее слово ряда? Приведите собственные примеры подобных слов.
СПРАВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ПАЛИНДРОМ (или перевёртыш) - это слово, фраза, стихотворная строка или любой текст, который одинаково читается в обе стороны.
Три мальчика и четыре девочки решили пойти в кино. Но оказалось, что билетов на всех не хватит, и Диме, Ане и Даше пришлось возвратиться домой. Сколько девочек и сколько мальчиков смогли посмотреть фильм? Лида и Нина купили в магазине одежду: кто-то куртку, кто-то пальто. Нина не купила куртку. Что купила Лида?
3.Лида и Нина купили в магазине одежду: кто-то куртку, кто-то пальто. Нина не купила куртку. Что купила Лида?
Поставьте цель сегодняшнего занятия
Задание № 1
Взрослый два раза, медленно (с интервалом в 2 секунды), читает слова:
ПАЛЬТО, КАРТИНА, ДВЕРЬ, БРЮКИ, ОГУРЕЦ, НОСКИ, СТЕНА, СВИТЕР, КОШКА, ВАРЕЖКИ.
Запишите ответы на вопросы:
а)Сколько слов прозвучало?
б)Запиши второе слово?
в)Какие слова начинались с гласной?
г)Названия каких предметов употреблены во множественном числе?
д)Сколько и какие предметы одежды упоминались?

Задание № 2.
Прослушайте внимательно один раз следующие 6 пар слов, попытайтесь их запомнить. Затем запишите второе слово каждой пары:
ГОЛОВА — МЫСЛИ, РУКА - ПАЛЬЦЫ, БУМАГА - ГАЗЕТЫ, КАРТОФЕЛЬ - СУП, ОКЕАН - ВОДА, БЕРЁЗА - ЛЕС.
Как называется берёзовый лес?
Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать к слову «берёза»?
Когда так говорят: «Дать берёзовой каши»?
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Это дерево мы считаем нашим, исконно русским, хотя название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню «bhe», уходящему в глубокую древность и означающему «блеск», «белизна». Ведь и кора берёзы (береста) носит название, связанное с тем же корнем.
Задание № 3. Игра «Первая - одинаковая».
Смысл игры состоит в том, чтобы, учитывая, какой признак одинаков у первого предмета со вторым и у второго с третьим, рассудить, что с чем связано.
-Проверка: какое слово розового цвета?
-Почему?

Задание № 4. Нарисуйте грибок справа от домика, но левее цветочка и ниже ёлочки.
Проверка: какую фигуру нарисовали первой? Наган, дед, поп, кок, заказ и так далее
Два мальчика и две девочки
Лида купила куртку
10
Картина
Огурец
Брюки, носки, варежки.
5: пальто, брюки, носки, свитер, варежки.
Березняк
Берёзка, берёзонька, берёзина, березник, березняк, берёзовый, берёзовик, подберёзовик.
Наказать розгами, выпороть, высечь.
Ваза.
Так как вторые буквы одинаковые у слов «МОЗГ» и «ГОРА», они могут быть или серого, или голубого цвета, но у серого слова третья буква такая же, как у розового, — буква «з», а она есть в словах «МОЗГ» и «ВАЗА». Значит, слово «МОЗГ» - серого цвета, «ГОРА» - голубого, «ВАЗА» - розового.
Цветочек, затем ёлочка, домик. Познавательные
понимание простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием;
Коммуникативные активное участие в обсуждениях;
Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом;
Корригирующая гимнастика
Цель: Профилактика нарушения зрения «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.
Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пи шите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. Выполняют упражнения:
Познавательные: 
- сравнение, обобщение;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 
Регулятивные: 
-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Логически-поисковые упражнения
Цель: Развитие, произвольного внимания, логического мышления. Задание № 5. Составьте 8 слов по конструкции:
_о_ь
Пояснение. Из конструкции видно, что это будут слова из четырёх букв. Так как есть гласная и мягкий знак, то ясно, что вставлять надо только согласные. Как быстрее выполнить это задание? Перебирать согласные в алфавитном порядке.
Задание № 6. Зашифровано слово, воспользуйтесь ключом, разгадайте его.
Пояснение. Чтобы расшифровать слово, надо сначала, выполнив математические действия, определить, какой значок соответствует какой цифре. Затем, заменив значок буквой, отгадать слово.
СПРАВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ТРОЛЛИ - в скандинавских народных поверьях сверхъестественные существа (чаще всего великаны), обычно враждебные людям.
Задание № 7. Заполнить клеточки антонимами, состоящими из такого же количества букв. боль, голь, конь, корь, моль, ноль, роль, рожь, соль, топь.
тролль.
свет — тьма; слава — позор, смелый - робкий; сладкий - горький; ухудшать - улучшать; создавать - разрушать; увеличение - уменьшение. Веселая переменка
Цель: развитие двигательной сферы детей в виде динамической паузы, умения выполнять несколько различных заданий одновременно, укрепление мышц шейного отдела Левой ногой крутите «от себя», а левой рукой крутите «к себе».
Выполнение упражнений вместе с учителем.
Решение нестандартных задач.
Развитие логического мышления, развитие умений работать в группе. Задача №1. У Клавы на 2 конфеты больше, чем у Марины, а у Зины на 2 конфеты меньше, чем у Марины. Как сделать так, чтобы у всех конфет стало поровну?
Задача № 2. Старший брат идет от школы до дома 30 минут, а младший – 40 минут. Через сколько минут старший брат догонит младшего, если тот вышел на 5 минут раньше?
Задача № 3. Из 40 тетрадей половина – тетради в клетку, а остальные в линейку. 9 тетрадей в клетку исписанные, а остальные чистые. В линейку -12 чистых, а остальные –исписанные. Напиши, на сколько чистых тетрадей больше, чем исписанных? Клава должна отдать две свои конфеты Зине. Проверить ответ можно, подставив любые числа.
Если бы младший брат вышел на 10 минут раньше старшего, то старший брат догнал бы младшего у школы: 40 - 30 = 10 минут. Значит, в случае, когда младший брат вышел на 5 минут раньше старшего, старший брат догонит младшего в середине пути. Это расстояние старший брат пройдет за 30 : 2 = 15 минут. Ответ: старший брат догонит младшего через 15 минут. Те дети, которые быстро справятся с решением этой задачи, могут провести младшего и старшего братьев по лабиринту до школы.
по условию задачи половина тетрадей в клетку, значит, 40 : 2 = 20 (т.). 20 - 9 = 11 (чистых тетрадей в клетку); 20 - 12 = 8 исписанных тетрадей в линейку; 9 + 8 = 17 всего исписанных тетрадей; 12 + 11 = 23 всего чистых тетрадей; 23 - 17 = 6 тетрадей. Ответ: чистых тетрадей на 6 больше, чем исписанных. Рефлексия - Какие задачи мы ставили?
- Удалось ли решить поставленные задачи?
Подводят итоги кружка.