Разработка факультативного занятия по РПС на тему Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи


Дата_________________
Занятие № 11
Тема: Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Цель: учить искать закономерности
Задачи: через различные виды упражнений и заданий развивать логическое мышление, в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать; развивать быстроту реакции, внимание; формировать и развивать общеучебные умения и навыки: умение планировать свою деятельность, работать по образцу, в паре друг с другом; воспитывать позитивный интерес к учению.
Ход занятия
1. «Мозговая гимнастика»
Качания головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки»: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений»: «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»: двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
2. Разминка
Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
Кто с бородой родится, а никто не дивится? (Козел)
Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок - остался стебелек. Что это? (Одуванчик)
Из какой сказки Шамаханская царица? (А. С. Пушкин, «Сказка о золотом петушке»)
Четыре человека обменялись рукопожатиями. Сколько было всего рукопожатий? (в)
Лесное жилище из жердей и веток - что это? (Шалаш)
Как называется знак вычитания в математике? (Минус)
Что накручивают на винт или болт? (Гайка)
Что коллекционирует филателист? (Марки)
Как называется сторона света, где заходит солнце? (Запад)
3. Поиск закономерностейЗадание № 1.
9969510604500
Ответ: фигура № 1 (Имеется три типа вазонов, три типа стеблей и три формы цветов.)
Задание №2.
107954318000
Ответ: то (вар) енье, бой (кот)лета, то (мат)решка, пи (лот) ерея, носо (рог) алик, на (бор) дюр.
Задание № 3.
2324107556500
Пояснение: чтобы правильно расшифровать слова, надо вспомнить порядковый номер буквы в алфавите. Ответ: жаба, стул, небо. соты.
Задание № 4.

Ответ: 21 (сложить все цифры, стоящие вне скобок); 27 (число вВеселая переменкаСядьте прямо на стуле. Дотроньтесь вначале левой рукой до правого уха, а правой — до левог о. А теперь поменяем руки, переведем левую руку на правое плечо, правую - на левое; поменяли руки. Дотронулись до талии, затем до колен, а потом и до щиколоток. То же самое делаем по направлению вверх: колени - талия — плечи — уши.
Нестандартные задачиЗадание №1
1778012890500
Ответ:Таля -50кг, Соня 40кг, Майя - 30кг,Дина 20 кг, Кира - 10 кг.
Итог
Дата_________________
Занятие № 12
Тема: Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Цель: учить искать закономерности
Задачи: через различные виды упражнений и заданий развивать логическое мышление, в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать; развивать быстроту реакции, внимание; формировать и развивать общеучебные умения и навыки: умение планировать свою деятельность, работать по образцу, в паре друг с другом; воспитывать позитивный интерес к учению.
Ход занятия
1. «Мозговая гимнастика»
Качания головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки»: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений»: «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»: двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
2. Разминка
Наименьшее однозначное число?
К какому числу надо прибавить 2, чтобы получилось10?
Тише едешь -…
Сколько звуков в слове юла?
В каком слове 7 букв Я?
Геометрическая фигура без углов.
5+3-4+0-1
Сладости в обёртках?
Во что ставят цветы?
Повезло опять Егорке.
У реки стоит не зря –
Пять карасиков в ведёрке
И четыре пескаря.
3. Поиск закономерностей
Задание № 1.
-508004635500
Ответ: река, астра, сера, рама.
Задание № 2.
-488956794500
Буквенные выражения. Пояснение: каждая буква обозначает цифру. Одинаковыми буквами обозначена одна и та же цифра.
Угадайте, какие цифры обозначены буквами в каждой записи? Ответ: Б - 8, Е - 4, Д - 2, А -7;Н - 1,И -5, Т - 3, К - 0. А - 6. Ь - 2; Н -3, А -0. У - 7, К - 6,4 - 8, Ё - 4, Б -9. Р - 1.0 - 2, Т - 5.
Задание № 3. С подобными заданиями дети уже встречались во втором и третьем классе. Пояснение: количество точек в скобках указывает, сколько букв должно быть в пропущенном слове. Проверка: какое слово может быть окончанием у данных слов? («клад» - склад, оклад, уклад, вклад, заклад.)
Веселая переменка
Сядьте прямо на стуле. Дотроньтесь вначале левой рукой до правого уха, а правой — до левог о. А теперь поменяем руки, переведем левую руку на правое плечо, правую - на левое; поменяли руки. Дотронулись до талии, затем до колен, а потом и до щиколоток. То же самое делаем по направлению вверх: колени - талия — плечи — уши.
Нестандартные задачи
Задание №1
723901651000
Ответ: Миша -14 тетрадей, Сева - 16, Юра - 18, Витя - 25, Кирилл - 27.
Задание № 2
2247903556000
.
Ответ: стоимость первой книги 20 руб, второй — 24 руб, третьей 28 руб, четвертой - 32 руб.
Решение. (84 + 80 + 76 + 72) : 3 = 104 (руб) все книги, следовательно, 104 - 84 = 20 (руб) - первая книга и так далее
.6. Итог