Обобщение собственного педагогического опыта по реализации программы по сохранению и укреплению здоровья детей

Использование в образовательном процессе
здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне

В своей практической деятельности учитель английского языка Киселева Н.А. использует здоровьесберегающие технологии, разработанные по рекомендациям Н.К.Смирнова.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения и укрепления здоровья за период обучения в школе. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Киселева Н.А. внедряет образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся, обеспечивает надлежащие гигиенические условия в соответствии регламентациями СанПиНов. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья учитель использует различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, проводит: гимнастику для глаз, физкультминутку или музыкальную паузу.
Основными задачами педагога являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий.
Важнейшим условием для обеспечения и сохранения здоровья учащихся является использование учителем в работе здоровьесберегающих технологий:
- медико-гигиенические технологии;
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- экологические здоровьесберегающие технологии;
- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- здоровьесберегающие образовательные технологии.

Название технологии
Конкретное применение в урочной и внеурочной деятельности

Медико-гигиенические технологии
На уроках английского языка соблюдаются надлежащие гигиенические условия в соответствии с рекомендациями СанПин: к освещению, температурному режиму, проветриванию, влажной уборке.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся. Это посещение спортивных секций, участие в школьных и городских спортивных соревнованиях, Днях здоровья, то есть все, что способствует укреплению и сохранению здоровья учащихся, их закаливанию, пропаганде здорового образа жизни.
Киселева Н.А. проводит работу по формированию здорового образа жизни учащихся на уроках и во внеклассной работе. Ежемесячно она вместе с учениками своего класса участвует в Днях здоровья (100% участие детей), ежегодно принимает участие в проведении спортивных состязаний. Учащиеся посещают спортивные секции (греко-римская борьба, футбол, гандбол).


Экологические здоровьесберегающие технологии - создание экологически оптимальных условий пребывания ребенка в школе, гармоничных взаимоотношений с природой.
Одной из воспитательных задач к урокам английского языка учитель ставит формирование понятия о природосообразных, экологически оптимальных условиях жизни и деятельности людей, воспитание гармоничных взаимоотношений с природой. Педагог совместно с учащимися и их родителями создали зеленый уголок в классе, разбили цветочную клумбу на пришкольном участке; вместе ухаживают за растениями.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

На уроках английского языка занятия проводятся в соответствии с требованиями техники безопасности и условиям охраны труда. Все необходимые инструктажи проводятся учителем регулярно.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:
- организационно-педагогические технологии











- психолого-педагогические технологии






- учебно-воспитательные технологии
Учитель использует образовательные технологии, направленные на формирование здоровьесбережения:
- погружение в языковую среду (“warm up”);
- смена видов деятельности: опрос, чтение, слушание, ответы на вопросы, выполнение упражнений, рассматривание, списывание и т.д.;
- активные методы (ученик в роли учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия)
- плотность урока;
- темп окончания урока (релаксация, ответы на вопросы учащихся, домашнее задание записано и прокомментирован настрой на успех).


На уроках английского языка учителем поддерживается благоприятный психологический климат, проводятся физкультминутки и динамические паузы. Снятие эмоционального напряжения проводится через использование игровых технологий.

На уроках английского языка учителем особое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности:
«Спорт в жизни человека»
«Быть в хорошей форме»
«Мир вокруг меня»
«Планета в опасности»
«Живой мир вокруг нас»
«Основы экологии»
«Защита окружающей среды»



С 2014 - 2015 учебного года в МБОУ «СОШ №4 г.Красноармейска» действует программа «Образование и здоровье школьников», в реализации которой принимает участие учитель английского языка Киселева Н.А.
В рамках данной программы учитель совместно со школьной медсестрой Клоковой Е.В. и ответственной за выполнение программы заместителем директора по ВР Тополовой Е.А. в начале каждого учебного года проводят диагностику уровней физического, психического и социального здоровья школьников. Для такой комплексной диагностики используются следующие методы: ознакомительная беседа с ребенком и его родителями, тестирование, анкетирование родителей и обучающихся, ознакомление с содержанием медицинской карты.
Информацию, полученную в результате диагностики учитель использует для определения уровня развития учащегося с целью:
профилактики возможных трудностей в обучении;
зачисления его в основную или подготовительную группу для занятий на уроках физической культуры.
После обобщения информации по классу Киселева Н.А. планирует работу с родителями по формированию культуры здоровья детей. Для этого проводятся беседы и родительские собрания на темы:
«О пользе и вреде компьютера для детей»;
«О полноценном питании школьников»;
«Как предотвратить усталость школьников».
С учащимися регулярно проводятся тематические классные часы:
1) «Вредная пятерка и полезная десятка. Здоровое питание»
2) «Эти вредные конфликты»
3) «Спорт и физкультура» и другие.
Немаловажным фактором для здоровья человека, особенно ребенка, является правильное питание. В школе с 2014 – 2015 учебного года действует «Программа по формированию культуры здорового питания», по которой также работает учитель английского языка Киселева Н.А., в рамках программы с учащимися проводятся беседы, игры, викторины, классные часы, родительские собрания на темы сохранения здоровья детей.
Большинство учащихся Киселевой Н.А. питаются в школьной столовой (горячий завтрак и обед). В классе наблюдается динамика увеличения числа детей, охваченных горячим питанием в школьной столовой.

Учебный год
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2015-2016

Количество детей, охваченных горячим питанием
81%
85 %
87 %
89%


Киселева Н.А. при организации образовательного процесса проводит большую работу по решению проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.

Уровень заболеваемости учащихся по годам

Учебный год
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2015-2016

Уровень заболеваемости
5,4%
5,2%
5,1%
4,9%





Заголовок 315