Деятельность классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья студентов


Деятельность классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья студентов.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Роль здоровья в нашей жизни переоценить невозможно. Именно хорошее здоровье позволяет человеку полноценно жить. Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
Никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не хочет и не будет над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитывать отношение  к здоровью как к жизненной ценности. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ)  дает следующее  определение понятия «здоровье»: – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.
Здоровье студентов с каждым годом катастрофически ухудшается. К моменту поступления в техникум, большинство обучающихся имеют те или иные проблемы со здоровьем.
Поэтому одной из основных задач педагогического коллектива по проблеме здоровья является организация, реализация и контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов.
С развитием современных информационных технологий, изменением в сознании людей, у педагога определился разносторонний спектр функций, главная из которых — воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о содержательной деятельности классного руководителя.
Классный руководитель является тем лицом, которое имеет возможность находить пути воспитания всесторонне развитой, здоровой, нравственно-полноценной личности, а воспитательная система группы позволяет создать такие условия, в которых возможно будет формирование личности с правильными жизненными ценностными ориентирами.
Целью моей работы по сохранению и укреплению здоровья студентов является воспитание физически здоровой, психически и нравственно устойчивой, духовно богатой, социально активной, политически зрелой и ответственной личности, способной к дальнейшему самосовершенствованию.
Основными задачами в достижении данной цели являются:
формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся;
активизация социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности;
формирование у студентов ориентиров на общечеловеческие ценности, любовь к своей родине, ее народу, готовность активно участвовать в процессах государства;
создание благоприятного воспитательного фона, способствующего осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры человечества;
формирование коммуникативной культуры.
Реализация цели и задач обеспечивается обучающей, воспитательной, учебной деятельностью и личными желаниями каждого студента.
Определены задачи, поставлены цели. Остается определить для себя при помощи чего можно реализовать данные задачи в практической деятельности.
В этой работе выделяю следующие направления.
Изучение состояния здоровья студентов. С этой целью я изучаю личные дела студентов, беседую с родителями, что дает более точную картину заболеваемости, а также при необходимости оказать первую медицинскую помощь. При жалобах студентов на ухудшение состояния здоровья я обязательно ставлю в известность родителей и учитываю их рекомендации, а также фельдшера и преподавателей о хронических болезнях детей.
В системе проводится медицинское обследование по линии военкомата, которое позволяет выявить различные заболевания у студентов. Я, как классный руководитель, информирую студентов о графике посещения и провожу беседу о гигиенической подготовке к медицинскому осмотру. Также ставлю в известность родителей и прежде всего тех, дети которых имеют серьезные заболевания.
Организую работу по питанию студентов, так по талонам питаются пока -5 чел., по чекам – 42 чел.. Кроме того, на классных часах знакомлю ребят с принципами рационального и здорового питания.
Слежу за внешним видом студентов и провожу индивидуальные беседы по личной гигиене.
  Организую работу по формированию правильного отношения студентов к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
Одной из форм двигательной активности в техникуме являются уроки физической культуры, которые восполняют потребность детей в движении.  Но есть в группах студенты которые учась в школе не посещали уроки физ. культуры и чтобы их привлечь провожу индивид. беседы со студентами, их родителями. Есть положительные сдвиги, студенты посещают уроки, но бывает забывают спорт. форму. Не все сразу. Работа продолжается и я надеюсь на то, что юноши с удовольствием будут посещать в дальнейшем уроки физкультуры.     
По состоянию здоровья студенты распределяются по трем группам здоровья.
Распределение студентов на медицинские группы для занятий физкультурой
Физкультурные группы 1 курс
2 курс
Основная 86% 83%
Подготовительная 8% 12%
Специальная 4% 4%
Освобожденные 2% 1%

Пропуски занятий студентами по болезни составляют 18%.
Уровень физического развития студентов соответствует норме.
Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни обусловлено и обеспечением доступности занятий физической культурой и спортом не только во время образовательного процесса, но и в свободное время в организованных спортивных секциях (35 % студентов занимаются в спортивных секциях техникума и 38 % по месту жительства). Студенты  принимают активное участие и занимают призовые места в техникумовских, городских и областных соревнованиях по легкой атлетике, баскетболу, н/теннису и другим видам спорта. 
Помимо рациональной организации двигательной активности важным методом повышения уровня здоровья детей является раннее выявление заболеваний. Не секрет, что классный руководитель в техникуме видит детей больше, чем родители дома. В этих условиях педагог первым может заметить какие-либо признаки неблагополучия со стороны органов чувств (слуха, зрения) или функциональных систем (опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной системы). Особенно большая ответственность ложится на педагогов физической культуры, которые наблюдают детей в условиях умеренной и максимальной физической нагрузки. В случае любого подозрения на нарушение в деятельности функциональных систем сообщают классному руководителю который связывается с родителями и медицинским работником. В данном случае лучше перестраховаться, чем пропустить какое-либо заболевание.
Провожу и организую студентов на мероприятия, направленные на информирование о факторах риска для их здоровья:
 - инструктажей по охране труда и пожарной безопасности во время образовательного процесса, перед проведением массовых мероприятий, экскурсий, общественно-полезного труда (субботников);
 - проведения бесед по правилам безопасного поведения в общественных местах, на улицах, на транспорте, на водоемах,  по соблюдению правил дорожного движения;
 - бесед и лекций на темы профилактики и запрещения курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ,  и других одурманивающих веществ, профилактике туберкулеза, гриппа, дифтерии, вирусного гепатита и других заболеваний, даются советы и рекомендации по личной гигиене и укреплению здоровья с приглашением специалистов.
Здоровье складывается по крупинкам, которые можно легко растерять. Лишь целенаправленная совместная работа педагогов, родителей и самих обучающихся позволит заложить фундамент высокой работоспособности (в том числе и умственной). Основным показателем результативности этой работы является здоровье детей.
А как же социальное здоровье?
Под социальным здоровьем следует понимать те комфортные условия общества в целом, микросреды, в которые попадают по мере взросления подростки.
Личность стремится занять в этом обществе определенное престижное место и играть в нем значимую роль.
Именно техникум является тем социальным институтом, который призван на деле защищать права, свободы и достоинства каждого ребенка.
Классным руководителем составлен социальный паспорт групп. На основе этих материалов создан информационный банк данных, который помогает в работе и специалистам социально-психологической службы техникума и классному руководителю.
Одной из основных задач является выявление и учет детей и семей, находящихся в особо опасном положении. Вызывает тревогу ситуация, сложившаяся в некоторых семьях. Так, было установлено, что у ряда обучающихся пьющие матери, отцы проживают отдельно от семьи, материальную помощь не оказывают, а если и оказывают, то очень незначительную.
Эти дети находятся под ежедневным контролем классного руководителя. Планирую и организую индивидуальную работу с таким ребенком, изучаю его интересы, склонности, учебные возможности, исследую условия жизни в семье, составляю акты обследования жилищно-бытовых условий. Провожу беседы с самими студентами, родственниками, знакомлюсь с окружением этих детей, организую занятость их во внеурочное время.
Особое внимание уделяю опекаемым детям, попавшим в сложную социальную ситуацию. Им создаются наиболее благоприятные условия для развития и обучения. Здесь на первое место выходит задача по реализации индивидуальных методов работы с данными детьми, защита и максимальная реализация их прав.
Опекаемые посещаются на дому, с целью изучения их материально-бытовых и социальных условий проживания, контроля их успеваемости, посещаемости. Осуществляется наблюдение за их здоровьем, занятостью во внеурочное время, стоят на особом учете у социального педагога и психолога.
Не остаются без внимания и обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, не обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада. С такими детьми проводится индивидуальная работа классным руководителем, педагогами.
Огромное влияние на социальное здоровье обучающихся оказывают и особенности их семьи. Одно дело, когда все члены семьи любят ребенка и обеспечивают ему все необходимые условия для нормального развития, и совсем иное дело, когда ребенок нежеланный, от него были бы рады избавиться, а поэтому создаются неблагоприятные условия для формирования личности, которая в дальнейшем в обществе будет чувствовать себя ущемленной, отчужденной.
Поэтому в техникуме каждый классный руководитель, преподаватель стараются учесть особенности каждой семьи и индивидуально работать с каждым обучающимся. Часто именно педагогический коллектив возмещает недостатки семейного воспитания.
В работе с родителями особое внимание я уделяю взаимоотношениям ребенка в семье. Посредством встреч и бесед с членами семьи, изучением условий проживания формируется более отчетливое мнение об обучающемся.
Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей реализуется через внеклассные мероприятия, родительские собрания. индивидуальные и тематические консультации психолога.
Для того чтобы знать, в какой социальной среде взрослеют дети, провожу анкетирование студентов и их родителей, отслеживаю и анализирую результаты анкеты каждой семьи.
По формированию социального здоровья провожу работу совместно с библиотекарем. В месячники и дни профилактики организуются выставки литературы, проводятся видеолектории, даются консультации и информационные справки.
Регулярно организую студентов на техникумовские и провожу групповые мероприятия: конференции, конкурс чтецов, круглые столы, тематические вечера, лекции, беседы… Веду работу по героико-патриотическому, гражданскому и духовно нравственному воспитанию.
Продолжаю работу по выявлению интересов и способностей обучающихся с целью оказания им помощи в организации занятости во внеурочное время.
Обучающиеся вовлекаются в групповые, общетехникумовские дела, что позволяет сформировать у них активную жизненную позицию.Общеизвестно, что немаловажную роль играют для здоровьесбережения  положительные эмоции, которые получает студент на классных часах и внеурочных мероприятиях. В своей практике использую различные приёмы.
Один из приемов создания положительных эмоций — юмор, доброе слово, приветливая улыбка, ласковое обращение к подростку по имени.
Второй прием — возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и студентами. Этим стимулируется мысль подростка, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.
Третий прием — «возбуждение умственного аппетита» через выбор задания различного уровня сложности, таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.
Четвертый прием — я бы его назвала «И опыт — сын ошибок трудных...» когда вместе со студентами радуюсь, переживаю неудачи, ищем конструктивный выход из сложившейся ситуации. Очень важно, что подростки учатся воспринимать неудачи, как естественный фактор поиска правильного ответа.
Большое внимание уделяю созданию ситуации успеха. Такая ситуация, созданная в группе, позволяет детям настроиться на плодотворную работу. Студенты уверенны в том, что всё у них получится. Пусть не сразу, но получится. Это позволяет сохранить психическое здоровье детей. Ни для кого не секрет, что иногда результаты студентов способствуют формированию стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. Индивидуальные занятия, тренинги, групповые упражнения проводятся психологом в группе по мере необходимости. Страхи, неуверенность в собственных силах, присутствующие в начале первого курса у некоторых детей, постепенно уходят. Ведь рядом понимающие взрослые, доброжелательные одногруппники.
Особое внимание проявляю к вопросу адаптации вновь прибывших обучающихся.
Адаптация, то есть приспособление, принятие новых условий обучения - сложный и зачастую продолжительный процесс. Определенные трудности формирования коллектива группы и воспитания активной жизненной позиции студентов в начале их обучения вызываются тем, что они пришли в техникум из разных школ, в каждой из которых свой стиль воспитательной работы, свои традиции, система привлечения детей к общественно полезной деятельности, возможности трудового, эстетического и физического воспитания. Все это накладывает отпечаток на уровень интеллектуального, морального и физического развития ребят, на уровень их познавательной, трудовой и нравственной активности.
Для создания благоприятного психологического климата в коллективе провожу:
-наблюдения за характером взаимоотношений студентов группы на уроках, переменах, в досуговой деятельности;
- изучение состава и характера малых групп студентов, формирование положительных отношений и содружества между ними;
- классные часы, направленные на организацию самопознания с помощью тестов, вопросников, позволяющих изучить личностные особенности, способности студентов на выявление характера взаимоотношений в группе подростков, место каждого в системе личностных связей;
- привлекаю к работе со студентами – психолога, что дает возможность «открыть» детей для межличностных отношений, повысить уровень их коммуникабельности, попытаться преодолеть страхи, тревоги, неуверенность в себе, сформировать по возможности адекватную самооценку;
- посещаем ЦСПП семье и детям с целью сплочения группы, выявления лидеров, формирование эффективных способов общения;
- провожу индивидуальные беседы со студентами.
Социально – психологический микроклимат в группе №216СТ менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди студентов, непонимание. Затем ребята стали более терпимы друг к другу, начали помогать и общаться всей группой. К концу года в группе наладились ровные отношения среди всех студентов.
Не только факторы внешней среды оказывают большое воздействие на психическое и социальное здоровье студентов, но и учебная деятельность. Поэтому отслеживается динамика учебной мотивации студентов. Выявлено, что высокий уровень мотивации преобладает в начале учебного года, а затем он изменяется: снижается к середине и вновь возрастает к концу семестра.
Обеспокоенность беспричинными пропусками уроков студентами побудила меня не только к анализу, но и поиску причин. Стоит отметить, что к концу учебного года уровень напряженности возрастает. Это часто приводит студентов к ощущению дискомфорта, неврозам и возникновению психосоматических заболеваний. В результате совместной работы с преподавателями и психологом выявили, что пропуски без уважительных причин спровоцированы многими факторами, но в любом случае - это самозащита организма.
Отсутствие ребенка на уроке может привести к наркомании, употреблению алкогольных напитков, росту преступности и т. д.
В целях ранней профилактики правонарушений и негативных ситуаций особое внимание уделяю тем обучающимся, которые позволяют пропуски уроков без уважительной причины, проявляют грубость к одногруппникам и преподавателям, то есть нарушают Устав техникума. Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни обеспечивается привлечением обучающихся к участию в общественной жизни техникума: смотры - конкурсы, концерты, спортивные соревнования.
С целью оптимизации ценнонравственных и смысложизненных ориентаций, а также ранней профилактики возможной наркогенной зависимости и склонности к совершению правонарушений и преступлений проводится диагностирование и анкетирование студентов.
Важную роль в воспитании нравственно-здоровой личности
играют тематические классные часы, родительские собрания и встречи с инспектором КДН.
Весь комплекс учебно-воспитательных мероприятий, проводимый администрацией, всем педагогическим коллективом, дает положительные результаты в реализации задачи по формированию социального здоровья обучающихся:на учете в ПДН (Подразделение по делам несовершеннолетних ОМ) 1студент 2курса и 1 - 1 курса;
на внутритехникумовском учете в текущем учебном году -1 студент 1 курса.
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе, совершенствование физического состояния студентов через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.
Путь к здоровью долог. Но приятно осознавать, что анализ работы по сохранению здоровья студентов показал, что значительно сократилось количество простудных заболеваний, не прогрессируют хронические заболевания, дети осознали, что правильный образ жизни важен для формирования здоровья, они стали более осознанно относиться к своему здоровью. В своей работе по сохранению здоровья студентов и подготовке их к здоровому образу жизни я нашла союзников не только среди детей, но и взрослых: педагогов, медицинского работника, психолога, социального педагога, а также родителей. Выполняя свою работу, я всегда помню слова великого русского педагога В.А.Сухомлинского: «Только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека!