Региональный компонент на уроках музыки


Применение регионального казачьего компонента в учебном предмете «Музыка»
Учитель музыки Скрипка И. Н.
Национально-региональный компонент – часть Федерального государственного образовательного стандарта и введение его в курс предметов школьной программы не должно и не может быть искусственным или принудительным. С этим трудно не согласиться.
Эта работа будет более результативной, и задачи духовно-нравственного (патриотического) развития и воспитания будут решаться эффективнее, если освоение содержания НРК начинать с первых дней обучения детей в школе, давая с малых лет детям представление о месте и роли их региона в мире.
Без любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Д. Б. Кабалевский писал: «Русские ребята не могут, полноценно расти, учиться и духовно развиваться, оставаясь глухими к музыке того народа, с которым постоянно общаются, чью речь музыкальную и разговорную постоянно слышат вокруг себя».
  Богата и разнообразная песенная культура донских казаков, она хранит в себе великое культурное наследие. Донские казаки любили и умели петь, создав огромное число высокохудожественных песен о своих героях, о доле казачьей, о любви и разлуке, встречах и проводах, о смерти и жизни.
Любовь к песне, умение ее исполнять прививались казаку с молоком матери. Казаки пели в семье и на станичных сборах, на праздниках и в походах; песня сопровождала донцов от рождения до смерти, передаваясь от деда к отцу, от отца к сыну.
Региональный ( казачий ) компонент в содержании предметной области «Музыка» направлен на достижение следующих целей:
- формирование у школьников целостного представления о роли искусства в культурно - историческом процессе на Дону;
- приобретение компетентности в культурно – познавательной, коммуникативной, социально – эстетической и художественно – творческой сферах в процессе общения с искусством региона;-развитие музыкального творчества учащихся на основе индивидуального и коллективного созидательных начал, связанных с передачей художественных традиций, бытовавших на Дону.
Изучение фольклора – увлекательная, но трудная задача. Здесь мы полностью зависим от собирателей – предшественников, от того, насколько широко проводились ими исследования и записи, с какой степенью тщательности они выполнены, каковы были исходные позиции в отборе репертуара.
На уроках музыки разучиваются песни из сборников: А. Н. Пивоварова, А. М. Листопадова. Мы поём песни из репертуара ансамбля Донских казаков, ансамбля народной песни «Казачий круг», ансамбля «Раздолье», ансамбля «Казачья воля».
При подборе казачьих песен опираюсь на требования, изложенные в программе: произведение должно быть:
1) художественным и увлекательным для детей;
2) педагогически целесообразным (то есть учить чему-то нужному и полезному);
3) должно выполнять определенную воспитательную функцию (то есть способствовать формированию идейных убеждений, нравственных и эстетических вкусов учащихся);
4) учитывать доступность произведения для музыкального восприятия (эмоционально-образное содержание, средства выразительности) и — со стороны вокально-хорового исполнения
Применение регионального казачьего компонента на уроках музыки
- интонационный строй народной казачьей песни;
-особенности диалектного произношения;
- музыкальный фольклор и отражение в нём важнейших событий истории казачества;
-идеи гражданственности и человечности в песнях донских казаков;
- своеобразие строения казачьей песни;
- мужская песенная традиция исполнения протяжной песни;
- значение духовной музыки в жизни казачества;
-христианские и народные праздники в жизни донских казаков;
- весенне - летние обряды, обряды, связанные с жизненным кругом человека;
- песенный фольклор донской казачьей свадьбы;
-лучшие творческие коллективы области.