Доклад Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.


Роль семьи в духовно-нравственном воспитании
детей дошкольного возраста.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский. [1]
Система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с региональной моделью, обеспечивает условия для свободного духовно- нравственного развития личности ребенка.
Дошкольное детство, это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, основные представления об окружающем мире, добре и зле, потребность в самостоятельной деятельности, представления о семейном укладе и родном крае. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности.
Дошкольный период детства пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. По мнению ученых исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст, именно тот период, когда закладывается фундамент формирования личности [5]. С ростом культурного и материального уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание подрастающих детей.
Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения, той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели, люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы возросло положительное и уменьшилось отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка.
В своей педагогической деятельности взаимодействие с родителями осуществляю организовано на родительских собраниях, в частной беседе. На родительские собрания выношу специальные темы для обсуждений: «Давайте познакомимся», «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Какой он - мой ребенок», «Здоровая семья - здоровый ребенок», «Играем и развиваемся» и другие.
Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, общение на интересующие всех темы, совместное выполнение домашней работы.
Умение осуществлять взаимодействие с семьёй в общем деле духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста является важной составляющей профессиональной компетентности педагогов.
Беседуя с родителями на различные темы воспитания ребенка, даю им понять, что все то, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Без доброго и мудрого воспитания со стороны родителей не может вырасти человек.
В группе детского сада в помощь родителям, создан и оформлен «Уголок для родителей», включающий информацию о праздниках и семейных традициях, где периодически размещается интересный психолого-педагогический материал по вопросам воспитания и развития детей («Возрастные особенности детей раннего возраста», «Значение режима в семье», «Здоровый малыш - радость семьи», Памятка для родителей « Какой он – мой ребёнок!», «Особенности развитие речи у детей в возрасте от 2 до 3 лет», «Сказкатерапия и развитие речи детей», «Приучайте детей к книге», «Театрализованные игры в детском саду», «Игрушка, как часть народной  традиции»). Духовно-нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков персонажей художественных произведений. Первые художественные произведения, с которыми знакомится ребенок, это сказки.
Посредством событий в сказке можно помочь усвоить детьми духовно-нравственные категории (добро–зло, послушание–непослушание, трудолюбие–лень), содействовать обогащению словарного запаса ребёнка, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; «Теремок» учит дружить; «Колобок» послушанию, а еще учит не доверять незнакомым; в сказке «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним. Слушая сказки, дети ставят себя на место главного героя. Любые детские вопросы не должны оставаться родителями без ответа. Если ребенок с детства будет видеть причинно-следственные связи различных явлений, то и в течение всей жизни мир будет для него целостным, полным смысла.
Взаимодействие с родителями проводиться мною организовано и через приобщение мам и пап, бабушек и дедушек к совместному творчеству с ребенком, активном участии в конкурсах, где радуются за успехи своих детей.
Родители охотно участвуют с детьми в творческих выставках и конкурсах не только образовательного учреждения, но и на различных уровнях (конкурс образовательного учреждения «Маленькие художники», конкурс образовательного учреждения «В мире сказок», муниципальный конкурс «Маршак в рисунках и стихах», конкурс детского художественного творчества, посвящённый 75-летию Мурманской области «Край наш, морошковый»); Международная акция «Час Земли», региональная акция «Спорт, альтернатива пагубным привычкам», Муниципальная акция «Поможем птицам», Муниципальный конкурс «Ёлочка, живи», в рамках городской экологической акции «Защитим леса Заполярья», Муниципальная экологическая акция «Эко-сумка вместо полиэтиленового пакета», Всероссийский экоурок «Хранители воды»). Конкурсах рисунков (Международный творческий конкурс рисунка «Мир во всём мире», Всероссийский дистанционный конкурс «Золотые руки России», конкурс рисунков «Первый снег», Всероссийский дистанционный конкурс «Новогодний серпантин»); конкурсах детского творчества (Всероссийский конкурс «Созвездие талантов», Всероссийский конкурс поделок «Сказки зимнего леса», Всероссийский конкурс «Кукла дремлет на полу, самолет уснул в углу. Просыпайтесь поскорей, будем мы лепить друзей!», Всероссийский конкурс «Знаешь, в море кто живет? Пластилиновый народ!», X Всероссийский конкурс «Чудеса своими руками», II Всероссийский творческий конкурс для педагогов и родителей «Открытая книга», Всероссийский детско-юношеский конкурс рисунка и прикладного творчества «Моя Родина- 2016»; конкурс поделок образовательного учреждения «Дары осени», конкурс образовательного учреждения «Новогодняя открытка», муниципальный конкурс «Ёлочка живи», региональный конкурс коллекций моделей одежды из экологических чистых материалов «Современность и традиция», выставка детских работ и воспитателей «Покормим птиц зимой», совместное участие с родителями в конкурсе образовательного учреждения «Ландшафт дизайн участков».
В нашем детском саду педагогический коллектив старается создать все необходимые условия для осуществления работы с родителями в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей жизнью ребенка в детском саду. Родители с большим желанием включаются в жизнь детского сада и им не безразлично, каким вырастит их ребенок, участвуя вместе с ребенком в том или ином празднике, конкурсе.
Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна, она является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере любви и дружбы, доверия и взаимных симпатий. Важно с раннего детства начинать процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения в окружающем мире ребёнка.
Желаю Вам и Вашим семьям жить в ладу, в мире и согласии!
Список литературы:
Воронцов Вл. «Симфония разума». М.: Художественная литература. Москва,1980,-704с.
Маркова, В.Н. Нравственное воспитание в отечественной педагогике: Дошкольное воспитание. № 12, 2006,-104 с.     
Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1987,- 144 с.Журахова М. Н., Муляр Н. В., Хаустова В. Г.
Полякова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных праздников и народных традиций. - г. Губкин, 2007,-96с.
Электронные ресурсы 
Педагогика и психология развития личности в дошкольном возрасте. http://studopedia.su/