«Формы взаимодействия школы и семьи их роль в воспитании ребёнка».


МО классных руководителей 28.01.2014 г.
«Формы взаимодействия школы и семьи их роль в воспитании ребёнка».
Учитель Луговая Любовь Петровна
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”
В.А.Сухомлинский
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.
Права и обязанности родителей определены:
в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;
в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;
в статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации “Об образовании”.
В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
- познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),
- поддержка физического здоровья учащихся,
- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,
- поддержка одаренных детей,
- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.
Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является “воспитание всем миром”.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм. Придерживаюсь мнения В.А. Сухомлинского “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасности “если и дальше так будет продолжаться” – и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”.
Функционирование деятельности и основные этапы в работе.
К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:
Воспитательно-развивающая.
Формирующая.
Охранно-оздоровительная.
Контролирующая.
Бытовая.
Этапы работы с родителями.
Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:
1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.
2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:
трудности в адаптации
агрессивность
страхи
проблемы общения со сверстниками
не усвоение программы и другие
3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.
Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.
Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.
Ежемесячные формы общения с родителями – это:
праздники
родительские собрания
спортивные мероприятия
походы
Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации, они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, врачей, работников социальных служб.
Содержание и формы работы с родителями.
В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.
Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
“Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Участие родителей в управлении школой.
Формы взаимодействия педагогов и родителей.
Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.
Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Традиционные формы Нетрадиционные формы
Коллективные: Индивидуальные:
Творческие дела.
Родительское собрание Семейные традиции.
Общешкольная конференция История моей семьи.
Родительский лекторий Талисман семьи. Гороскоп семьи.
Вечер для родителей Семейная книга рекордов.
Родительские чтения Географическая карта моей родословной.
Семинар Долгожитель” семьи (книга, игрушка, другое).
Практикум День рождения в семье.
Заседание Праздники семьи.
“Круглый стол” Семейные увлечения.
“Педагогическая гостиная” “Четыре способа обрадовать маму”.
“Устный журнал” Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры).
Тренинг Мой семейный альбом.
Спортивные соревнования Известные люди семьи.
Акция “Милосердие” Папа может все, что угодно.
Акция “Книжка”, “Игрушка” Наш дом театр, музей, оранжерея….
Трудовой десант Песни (сказки) моей бабушки.
Субботник Самое ласковое мамино слово.
Творческий концерт Мое любимое блюдо.
Выставка Я горжусь своим дедом!
Вернисаж Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.
Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.
На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению”, “Психологический климат в коллективе” и др.
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание “Роль отца в воспитании детей” и др.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Родительский лекторий, “Университет педагогических знаний” и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.
Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей.
Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.
Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс “Мужчины на поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого ребёнка, роль которых невозможно преувеличить.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях.
Рекомендации
1. Осуществлять повышение психолого-педагогических знаний родителей, через использование различных форм сотрудничества с родителями.
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей.
3. Активизировать работу с родителями, используя новые пути привлечения родителей к сотрудничеству.
Желаю творческих успехов, уважаемые коллеги!
(Приложение 1)
Сценарий деловой игры «На тропе сотрудничества»
Цель: оптимизация взаимодействия взаимоотношений между педагогами и родителями.
Задачи: сплочение родителей и педагогов, развитие сотрудничества; осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей; развитие умений поставить себя на место другого человека; реализация творческих способностей.
Категория участников: родители и педагоги.
Количество участников: 25человек.
Время проведения: 2 часа.
Материалы: две коробки из-под обуви, маркеры, восковые мелки, бумага формата А3 и А 4.
Ход игры:
Знакомство:Участники располагаются по кругу, взявшись за руки. Каждый участник по очереди называет своё имя и рассказывает о себе. При проведении упражнения необходимо соблюдать правила: не разнимать руки. После знакомства педагогов и родителей нужно разделить на 2 группы (в каждой должно оказаться представители разных стран). Группы размещаются за столами.
Упражнение «Коробка» (правую – в одну, левую - в другую).Приглашают 3 участника (по желанию). Один ставит ноги в коробки, участники сбоку ставят ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагают пересечь комнату.
По окончанию проводят обсуждение:- Удобно ли было двигаться?- Кому из участников наиболее сложно перемещаться?- В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее – когда участники сбоку, помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своём направлении.
Ведущий: В положении человека, стоящего в центре, находится ребёнок. С одной стороны располагается ребёнок со своими методами, а с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребёнку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребёнка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.
Мы разделились на 2 группы. По сценарию нашей игры каждая группа является отдельным царствам. 
Сегодня образовались такие царства- государства:
Царство Родителей,
Царство Педагогов.
Каждое государство имеет свою символику, следовательно, жителем царств нужно создать свой герб.
Упражнение «Царский Герб»
На листах А3 участник каждой группы изображает свою символику. Представление каждой группы.
Упражнение «Наши чувства»
Ведущий: Царство Родителей граничит с Царством Педагогов. Жители царств часть ездят друг к другу по экономическим и политическим делам, на экскурсии. Поездки иногда бывают интересными, удачными, иногда не очень приятными. Одно дело, когда находишься дома, на родной территории, а другое – когда приезжаешь в чужое государство со своими взглядами, правилами, законами, менталитетом жителей. В разных ситуациях мы испытываем разные чувства.
Каждая группа игроков делит лист бумаги на две части. На одной половине листа изображают (в виде образов, предметов, используя определенные цвета) чувства, которые они испытывают, находясь на территории родного царства, на другой половине – чувства, испытываемые при посещении чужого.
Обсуждение. Акцентировать внимание участников на том, что чувства у людей из разных государств во многом похожи. На территории родной страны мы испытываем чувство безопасности, спокойствия, на чужой – тревогу, страх быть непонятым и др. Упражнение «Ожидания»
Ведущий: Жители Царства Родители каждый день отправляют своих детей в Царство педагогов. Жители Царств постоянно общаются между собой по поводу обучения и воспитания маленьких жителей Царства Родители. Жители каждого Царства-государства имеют свои ожидания. Чего же ожидают родители от педагогов?
Игроки каждой группы записывают свои ожидания. Обсуждение.
Упражнение «Объединение государств»
Ведущий: Много лет существуют царства бок о бок, иногда конфликтуют, иногда мирятся, то оправдывают ожидания друг друга, то предъявляют претензии. Время течёт, всё меняется в мире, всё развивается, всё совершенствуется. Выживать поодиночке становится всё труднее и труднее. Некоторые жители предложили создать союз независимых царств- государств, чтобы совместно решать общие вопросы, проблемы. Однако некоторые граждане были категорически против такого союза. Для решения вопроса создания союзничества государства проведён референдум в обоих царствах. Каждому жителю предоставлялось право высказаться «за» или «против» объединения. Каждый игрок получает лист бумаги («бюллетень»), на котором необходимо написать «за» или «против». «Бюллетени» бросают в ящик для голосования. После того, как все ученики высказали своё мнение с помощью голосования, проводят социологический опрос.
- Какие отрицательные стороны есть в создании союза? Почему не надо объединяться в союзные государства?- Почему лучше создать союз независимых царств- государств? Какие выгоды приобретёт союз?Подведение итогов референдума.
Ведущий: Большинство жителей двух Царств высказались за создания союза. С этого момента провозглашали, союз независимых Царств-государств. Каждое союзное государство именует свои структуры управления. Теперь нам предстоит выбрать главу новоиспеченного союза и сформировать кабинет министров, состоящих из этих министерств. Министрам необходимо разрабатывать положение о деятельности своего министерства (в документе открыть цели и задачи, правила, требования, т.д.). Положение о деятельности своего министерства может быть оформлено в виде схемы, рисунка, оно может быть в стихотворной форме.Оформляется на листах А3.
На раскрытие ролей и разработки документов даётся 20-25 минут. Участникам предлагают либо самим назвать свои министерства, либо ведущий называет следующее:Министерство общения, Министерство обучения, или здоровья или воспитания.Обсуждение документов. Обсуждение работника в группах.
Скульптура «Союз Школы и Семьи»
Ведущий: Мы провозгласили создания союза независимых Царств Родителей и Педагогов, выбрали главу, сформировали кабинет министров, утвердили пакет документов. Чтобы наши союзные государства не были формальным (на бумаге), продемонстрировали взаимодоверие, сотрудничество в реальной жизни. Для этого нам необходимо создать совместную скульптуру «Союз Школы и Семьи».Все игроки участвуют в создании скульптуры.***Педагогический опыт ценен тем, что он реален, работает на практике. Он является отражением выработанных форм и методов работы школы с учениками и их родителями. Конкретный педагогический опыт всегда можно наблюдать в работе преподавателя, который представлен в разработанных им сценариев мероприятий, направленных на оптимизацию взаимоотношений преподавателей, учеников и их родителей.