доклад«Новые подходы взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»


Дуйсенова Жанат Сагиджановна,
директор школы,учитель истории и обществознания
Приозерная основная школа
Каргалинский район
«Новые подходы взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»
Модернизация образования происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества. Возрождение государства связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, исторически сложившейся ментальности. На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентирует государственная политика В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны
В то же время существенные социально-экономические преобразования в стране и мире, навязывание массовой культуры в условиях глобализации и универсализация обычаев и традиции обострили ряд проблем в сфере воспитания подрастающего поколения:
– отсутствие единой системы духовно-нравственных и культурных ценностей;
– несформированность представлений у учащихся о себе как субъекте казахстанского общества;
–утрата некоторых национальных и культурных традиций;
–отсутствие способностей противостоять стрессовым и деструктивным внешним влияниям;
– снижение воспитательного воздействия семьи;
− духовное и нравственное обеднение части социума;
– проблемы социального сиротства, девиантного поведения, суицида среди молодых людей  и т.д.
Одним из успешных решений указанных проблем связано с выполнением  таких стратегических задач духовно-нравственного воспитания молодёжи, как консолидация потенциала семьи, школы и социума в развитии духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения граждан Казахстана в современных условиях,ведь институт семейного воспитания является главным условием развития и трансляции духовно-нравственных ценностей народа .В семье происходит формирование нравственного сознания, усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения, которое во многом определяется ее моральным обликом.
Сегодня семейное воспитание вносит весомый вклад в дело возрождения интеллектуального, духовного и нравственно-культурного потенциала нации.В то же время необходима модернизация воспитательной стратегии семьи с учетом имеющихся в этой сфере недостатков и упущений.С точки зрения норм духовно-нравственного поведения   в семьях нередко ведется нездоровый образ жизни, имеют место насилие, отчужденность членов семьи друг от друга. Все это приводит к падению нравственности и морального здоровья подрастающего поколения. Происходит пропаганда жестокости, приобщение детей и подростков к курению, алкоголю  и наркотикам. в  семьях нередко  духовно-нравственные и национальные ценности  отходят на второй план. Наблюдается ослабление традиционных устоев семьи− почитание родителей, ответственность родителей за судьбу своих детей и, в свою очередь, долг детей перед родителями и т.д. В семейном воспитании недостаточно учитывается специфика этнического фактора и религиозной ситуации. Этим пытаются воспользоваться различные силы, желающие навязать обществу идеологические и религиозные нормы, идущие вразрез с нашими традициями и  казахстанским законодательством.Успешный опыт мировых образовательных систем свидетельствует о том ,что необходимо социальное партнерство,взаимодействие и сотрудничество с родительской общественностью.Следует искать новые формы вовлечения семьи в процесс воспитания обучающихся , предоставляя участие в вопросах планирования и управления
Исходя из практики,мы рекомендуем следующие формы взаимодействия семьи и школы:
организация диагностической работы по изучению удовлетворенности образовательными услугами,изучению семей;
организация психолого-педагогического просвещения родителей;
создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;
выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;
создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением;
объединение родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, клуб одиноких отцов, матерей, родителей-инвалидов и др.)
И завершить мне хотелось бы справедливыми словами великого философа Востока аль-Фараби, который еще тысячу лет назад писал, что «знания без воспитания рушат судьбу человечества».