Родительское собрание «Роль семьи в воспитании личности»


Родительское собрание в 5 Б классе по итогам года. Классный руководитель: Мавлетбаева М.А.
« Роль семьи в воспитании личности».
Цели: 1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями.
2. Разработка основных правил семейного воспитания.
Подготовка: За неделю до собрания среди учащихся проводится анкетирование «Ребенок и его семья», в котором ученики оценивают свое положение в семье.
Анкета «Ребенок и его семья»
1. Меня почти во всем поддерживают.
2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.
3. Мне бывает трудно дома.
4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
5. Меня во многом ограничивают.
6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.
7. Мне дают карманные деньги.
8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.
9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
10.Родители заняты только собой.
Варианты ответов: - практически всегда - иногда - почти никогда.
Ход собрания: 1. Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями. Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не пробрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое главное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».
Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них: - любовь умиление; - любовь деспотическая; - любовь откупа.
Любовь умиление – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно.
Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Эта форма- одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы.
Третья разновидность неразумной родительской любви- любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он- баловень в семье, а затем нередко- деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он- «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придается большого значения. Сейчас вам будет предоставлена возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами и проанализировать результаты сравнений.
Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, т.е. взглянуть на ситуацию его глазами.
(Родители отвечают на вопросы анкеты. После этого им для сравнения раздаются ответы их детей. Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том ,что как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть. А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни. Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:
Если:
1) ребенка постоянно критикуют, он учиться… (ненавидеть);
2) ребенок живет во вражде, он учиться… (быть агрессивным);
3) ребенок растет в упреках, он учиться… (жить с чувством вины);
4) ребенок растет в терпимости, он учиться… (понимать других);
5) ребенка хвалят, он учиться… (быть благородным);
6) ребенок растет в честности, он учиться…(быть справедливым);
7) ребенок растет в безопасности, он учиться… (верить в людей);
8) ребенка поддерживают, он учиться… (ценить себя);
9) ребенка высмеивают, он учиться… (быть замкнутым);
10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учиться… (находить любовь в этом мире);
По окончании работы проводиться коллективное обсуждение вариантов ответов. Родители пытаются отстоять свою точку зрения.
III. Заключительная часть. Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.