Родительское собрание на тему Роль семьи в формировании личности и воспитании нравственных привычек и культуры поведения

Тема родительского собрания в 5 классе:
 «Роль семьи в формировании личности и  воспитании нравственных  привычек и культуры  поведения»
Хорошими  людьми  становятся  больше
  от  упражнений,  чем  от  природы.
                                                Демокрит
Воспитатель: Печенина С.Ю.

Цели:

1) выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;
2) разработка основных правил семейного воспитания.
3) предложить родителям практические рекомендации по воспитанию нравственных привычек и культуры поведения детей.
I. Информационная часть.
Уважаемые родители,  сегодня  мы  продолжим  разговор  о  детях,  о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа
· это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как: союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых
· отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка
· чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
любовь умиления
любовь деспотическая
 любовь откупа.
Любовь умиления
· самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви деспотическая любовь. Эта форма
· одна из причин того что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться. Своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь
· такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви
· любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то Совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей; Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он
· баловень семьи, а затем нередко
· деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он
· «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Воспитание детей - это отдача особых сил, сил  духовных.  Человека  мы
создаем любовью - любовью отца к матери и матери  к  отцу,  любовью  отца  и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека.
Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец  по  -  настоящему  любят  друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.
Каждый ребенок сегодня, как и вчера, по сути, неповторим и уникален. Он одаренный и талантливый. В силу выдающихся способностей демонстрирует высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижениях, творческого или продуктивного мышления, общении и лидерстве, художественной и двигательной деятельности. Это расценивается как само собой разумеющееся. И все же раскрыть и сохранить природные задатки – наша первоочередная задача. Как бы в суете сует не забыть о ней.
Как не забыть и о том, что наряду с «успешными» в нашей школе учатся и ни в чем не блистающие – скромно получают свои «хорошо» и «удовлетворительно», но по-своему благодарные ученики за теплоту и заботу, которыми их одарили и учитель, и родители.
В  среднем школьном  возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная нравственность личности.
Школьнику среднего звена свойственны проявления чувства долга и ответственности; желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Основной деятельностью для него становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Все чаще ему приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник, который переходит из начального звена в среднее звено включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть.
Поэтому формирование навыков и привычек культурного поведения учащихся и усвоение знаний о моральных нормах и правилах поведения являются единым процессом.. Разрозненные усилия учителей  и  родителей не дадут ощутимых результатов. Это и понятно: их ученики постоянно общаются с другими ребятами, которые не выполняют соответствующих правил и в среде которых нередко существует мнение, что вежливость, точность, аккуратность не обязательны.
Непременным условием успешного воспитания, в том числе и культуры поведения, является единство требований. Единые требования к внешнему виду, к речи, к поведению на перемене, в классе, в школьном буфете, на улице, в общественных местах и т. д. Это единство требований должно распространяться и на семью. Родителям нужно знать, какие требования к поведению детей существуют в школе, и в этом же направлении вести работу дома, в семье. Дети из семей с недостаточным культурным уровнем родителей, но хорошо воспитанные в школе, могут и сами стать проводниками культурного поведения дома.
Поэтому  классный руководитель тщательно  продумывает  и представляет себе весь круг тех знаний, которые должны усвоить дети. Прежде всего это знания и правила, связанные с личной гигиеной, вежливостью и культурной речью, с поведением на улице, в гостях и в общественных местах. Работа по этим темам охватывает основные стороны жизни школьника.
Вежливость - это самая простая и необходимая форма общения человека с другими людьми. Дети должны хорошо усвоить формы вежливого отношения к разным людям: к родителям и близким, к учителям и другим работникам школы, к незнакомым.
Воспитанием культуры поведения необходимо заниматься систематически и планомерно, представляя себе содержание и последовательность работы от I до X класса. Приучение школьников к нравственному поведению от случая к случаю не дает устойчивых результатов.
В результате систематического выполнения определенных правил постепенно вырабатываются навыки и привычки культурного поведения. Эти привычки при дальнейшем своем развитии становятся качествами личности.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети
· наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.
Дети
· наши учителя









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15