Родительское собрание по теме: «Взаимодействие семьи и школы, как наиболее эффективный способ организации медиабезопасности детей


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»
Родительское собрание по теме:
«Взаимодействие семьи и школы, как наиболее эффективный способ организации медиабезопасности детей».
Разработала: Осипова А.Г.
Учитель изобразительного искусства
пгт. Шерегеш, 2017 г.
Аннотация
Цель – информирование родителей учащихся 6 класса с опасностями, которые подстерегают детей в современной информационно-телекоммуникационной среде, ознакомить родителей с положительным и отрицательны влиянием медиа на детей, разъяснить необходимость критического подхода к медиаинформации.
Данная методическая разработка позволяет:
- ознакомить родителей с понятиями «медиа» и «медиабезопасность» в
современном обществе;
- задуматься о степени зависимости детей от медиа, в том числе от
Интернета;
- заинтересовать родителей в необходимой помощи детям по ориентации в
медиапространстве.
Ход собрания
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мне хотелось бы обсудить с вами очень важную проблему наших детей. Я имею в виду зависимость ребят от такого средства получения информации, как интернет. Как показал опрос, именно интернет стоит на первом месте у детей, как инструмент для получения информации, без него многие ребята уже и не представляют своей жизни. А ведь это ни что иное, как зависимость, и с ней необходимо бороться.
Нашу беседу начнём с понятий «медиа» и «медиабезопасность».
«Медиа» - (от лат. «media» – средство) – аналог понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК).
Медиа – это любые каналы доставки сообщения от источника информации до его потребителя.
«Медиабезопасность» - обеспечение государством информационной безопасности граждан, защита физического, умственного и нравственного развития, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ.
По данным исследований последних лет сегодняшние первоклассники приходят в школу, имея за плечами значительный медийный опыт. Среднестатистический российский ребенок становится активным телезрителем с 2-х лет. К трем годам у него уже есть любимые мультипликационные герои. К пяти-шести годам ребенок начинает осваивать компьютер. Таким образом, к концу дошкольного возраста дети уже достаточно близко знакомы с медиамиром.
Компьютерный мир, в том числе и игровой, открывает современному молодому поколению широкие возможности.
Во-первых, он является важным источником информации: ребенок может найти и прочитать практически любую интересующую его книгу на любом языке или найти по ключевым словам сообщение на волнующую его тему.
Во-вторых, при помощи компьютера современные дети компенсируют дефицит общения, в том числе – и с взрослыми. Они активно знакомятся в Интернете, переписываются с виртуальными друзьями при помощи электронной почты. Здесь в виртуальном общении есть важная особенность, которая привлекает к себе юных пользователей – возможность высказывать свое мнение, общаться, не раскрывая при этом собственного имени, адреса и т.д. Такое общение становится очень привлекательным.
В-третьих, компьютер – это увлекательная форма отдыха и развлечения. Компьютерные игры, прослушивание компакт-дисков, просмотр кинофильмов и т.д. – все это вполне доступно для любого школьника.
В-четвертых, компьютерная техника может быть использована как средство обучения. Это и дистанционное обучение, и изучение научных данных, справочников, географических карт, и такое знакомое практически каждому учащемся «скачивание» рефератов.
Интернет – важнейшая составляющая современного медиа. Трудно переоценить его значение в современном мире. Интернет сделал доступным огромное количество информации. И дети активно ей пользуются.
У Интернета есть как плюсы, так и минусы.
К плюсам интернета можно отнести следующее:
оперативность получения любой информации – пользователю интернет нет необходимости идти в библиотеки, искать необходимый материал, достаточно только открыть любую поисковую систему и задать в строке поиска условие и из предложенных вариантов выбрать то, что необходимо;
информативность – на любую предложенную тему можно найти несколько точек зрения, сравнить их, получить полную информацию;
технологичность - использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
творчество – пользователь может использовать в своей работе готовые наработки, предлагаемые для свободного доступа в сети интернет, а может на основе предложенной информации представить что-то свое, непохожее на то, что было предложено, таким образом самовыразиться;
общение на расстоянии (социальные сервисы и форумы, электронная почта) – возможность общения, обмена опытом, знаниями;
формирование информационной компетентности, включая умение работать с информацией (находить, получать, анализировать, систематизировать и использовать);
возможность постоянного самообразования, самореализации;
расширение территориальных границ.
И все же есть и очевидные минусы:
при поиске информации пользователь встречает много не нужной, беспорядочной, сопутствующей информации, формирующей недостоверные понятия об объектах, явлениях, процессах. При этом тратиться время на просмотр открывающихся ссылок, проверку содержимого сайтов, отсеивание ненужного «мусора».
отсутствие очного общения – очень часто в интернет можно найти целые блоки обучающих программ, которые предполагают самостоятельное изучение и рассмотрение предложенной темы, но все-таки общение с преподавателем, который может объяснить непонятный материал, не заменишь никакой машиной;
ухудшение здоровья пользователя: потеря зрения (компьютерный зрительный синдром), гиподинамия, искривление осанки, психические и интеллектуальные нарушения развития, подростковая агрессия.
Иногда именно средства массовой информации, печатные и электронные, оказываются источником угрозы жизни и здоровью людей, в первую очередь детей и подростков. Наверное, вы слышали многочисленные истории о том, как дети становились жертвами преступлений, если вступали в виртуальное общение с незнакомыми людьми, а потом соглашались на встречу с ними. К сожалению, есть случаи, когда старшеклассники оказывались на скамье подсудимых и были осуждены за то, что, уверенные в своей безнаказанности, оставляли в социальных сетях посты, которые позже судом были квалифицированы как экстремистские высказывания. Наверное, если бы ребята были вовремя проинформированы о том, что их может ждать за эти высказывания, они бы не стали этого делать. Самоубийства …
Учитывая подобные факты и угрозы, Государственная Дума Российской Федерации в декабре 2010 года приняла закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он вступил в силу с 1 сентября 2012 года.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
оправдывающая противоправное поведение;
содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера.
Медиаграмотность в семье
Начальные уроки медиаобразования ребенок получает в семье: первая книга, которую держит в руках мама; первые, пока еще непонятные, изображения на экране телевизора; первый опыт работы и общения в Интернете. Информация, которая окружает маленького человека в период освоения им жизненного пространства, входит в него легко, естественно, без существенных помех. За первые три года жизни ребенок осваивает столько информации, сколько некоторые индивиды не успевают переработать за годы учебы в вузе. Восприятие подрастающего человека открыто для любой информации, разного свойства и качества.
По мнению исследователей ресурсного потенциала семьи В.М. Жеребина, О.А. Алексеевой, О.А. Белоусова, Н.А. Ермаковой, информационный потенциал семьи состоит из двух блоков:
1. Информационного фонда семьи, т.е. совокупности профессиональной информации, массивов общеобразовательных и культурных знаний, житейской, справочной, развлекательной информации.
2. Информационно-технологических возможностей семьи (компьютеры и другие средства электронной, цифровой обработки информации, Интернет, электронная почта, мобильные телефоны, другое информационное оборудование, технологии, программные продукты).
Значимым блоком информационного потенциала семьи следует считать медиаинформационную грамотность детей и взрослых, которая позволяет им эффективно использовать информационный фонд и информационные возможности. Причем данная грамотность возникает не в результате организованного научения, а в процессе естественного семейного воспитания, постоянного взаимодействия детей и родителей на основе их общих интересов и информационных потребностей.
О качестве информационного пространства семьи говорят такие факты, как наличие дома художественной литературы, домашних архивов, фонотеки, коллекции картин, марок, монет и других предметов культуры. Особую ценность в системе семейного медиаобразования представляют домашние библиотеки.
Основная задача родителей и педагогов - научить детей использовать интернет - пространство правильно.
Наибольший эффект достигается только при взаимодействии семьи и школы.
Кто может помочь ребёнку ориентироваться в пространстве сети?
РОДИТЕЛИ
Они должны помнить о том, что слишком строгий контроль со стороны взрослых может вызвать негативную реакцию со стороны ребёнка и явиться причиной сокрытия их деятельности в сетевом пространстве.
Чтобы уметь контролировать детей в сфере деятельности с интернет ресурсами родителям необходимо повышать собственную компьютерную и информационную грамотность. Для ребенка родитель должен быть другом, советчиком, вместе с ребенком познавать новые интернет ресурсы, уметь создавать территорию безопасного Интернета. Совместная работа поможет не только сплотить детей и родителей, но даст возможность почувствовать себя единым целым, что очень важно при воспитании ребенка.
Следует помнить, что отношение ребёнка к компьютеру и Интернету формируют взрослые, личным примером подтверждая правильность своего выбора. Родители должны, прежде всего, решить, для чего нужен семье компьютер: для работы, учебы, общения или только для игр. Именно на родителей ложится ответственность правильного выбора учебных программ, контроля общения в сети, выбора компьютерных игр. Как направить ребенка в нужное русло? Любовь, уважение к детям и личный пример во всех сферах жизнедеятельности. Если отец позволяет себе просиживать у компьютера до полуночи, а иногда и до утра, играя в сети, огромная вероятность того, что ребенок сделает то же самое, несмотря на то, что многое услышано от родителей о вреде компьютерных игр.
УЧИТЕЛЯ
Для организации профилактической работы по медиабезопасности с детьми и родителями педагогический работник должен знать проблемы и опасности, которые подстерегают пользователя в сети Интернет, и быть готов дать рекомендации по решению данных проблем.
Кроме того, педагоги образовательных учреждений должны повышать педагогическую грамотность родителей, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Ведь не секрет, что не все родители занимаются самообразованием, очень мало родителей интересуется вопросами эффективного воспитания детей. Очень многие родители даже не знают, сколько времени может проводить ребенок у компьютера с учетом возраста без вреда для здоровья. Педагоги, приглашая на родительские собрания узких специалистов (медиков, психологов, психиатров и др.), просвещают родителей о возрастных особенностях ребенка, о психологии развития, о влиянии интернет ресурсов на здоровье подрастающего организма.
Организация воспитательной и внеурочной деятельности со стороны образовательного учреждения, проведение совместного досуга детей с родителями, развитие альтернативных интересов для ребёнка, доверительные детско-родительские отношения позволят обезопасить наших детей в пространстве Интернет. Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, следует установить ряд правил, c которыми должен согласиться и ваш ребенок.
10 фактов, которые нужно сообщить детям
ради безопасности в интернете:
Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.
Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки.
Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова: как в и Интернете, так и в реальной жизни.
Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.
Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы — музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей.
Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.
Я надеюсь, эти советы и рекомендации были полезны для вас, уважаемые родители, и мы совместными усилиями добьемся того, чтобы наши дети могли безопасно пользоваться Сетями интернет, не будучи зависимыми от него.
Приложение №1
Тест
«Существует ли реальная опасность для ребенка стать интернет-зависимым или он просто активный пользователь».
Ответьте на вопросы и суммируйте все баллы. Поставьте за ответ
«никогда» - 1 балл
«редко» - 2 балла
«иногда» - 3 балла
«часто» - 4 балла
«всегда» - 5 баллов
Подросток проводит за компьютером более четырех часов в сутки?
Не начал ли он пренебрегать учебой и прежними увлечениями после покупки компьютера?
Крик и агрессивная реакция обычны для подростка, когда выпытаетесь отвлечь его от Интернета?
Как часто подросток жертвует сном ради ночных подключений к Интернету?
Как часто вам кажется, что ваш ребенок говорит и думает об Интернете даже тогда, когда он отключен от него?
Уходит ли подросток от ответа на вопрос, что его так привлекает во Всемирной паутине?
Отказывается ли ваш ребенок от встреч с друзьями или от свидания с любимым человеком ради подключения к Сети?
Подросток, приходя домой, первым делом проверяет электронную почту?
Вы уплачиваете довольно значительные суммы по телефонным счетам из-за подключений вашего ребенка к Интернету?
Результаты
10-20 баллов. Пока все очень неплохо и для волнений нет оснований: ваш ребенок обычный средний пользователь: Интернета. Если он подолгу находится во Всемирной паутине, то это вызвано в основном учебной деятельностью. Постарайтесь не очень давить
на подростка и не настаивайте на сокращении времени, которое он проводит в Интернете.
21-35 баллов. Следует подумать о том, как уберечь вашего ребенка от проблем, связанных с Интернетом. Попробуйте убедить подростка, что нездоровый интерес к Интернету искусственно подогревается теми, кто на этом зарабатывает, а ему необходимо готовиться к будущей профессиональной деятельности.
36-50 баллов. Следует бить во все колокола и использовать радикальные меры. У подростка уже сформировалась зависимость. Если он не осознает этого, не давайте ему денег на оплату подключений или совсем избавьтесь от компьютера. Попробуйте увлечь его чем-то другим. Если не получается, нужно обратиться к психотерапевту.
Если вы обнаружили зависимость вашего ребенка, не ждите чуда, начинайте действовать сегодня!
Литература
Баженова Л.М. Медиаобразование младших школьников на материале экранных искусств // Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образования, 2010. С.309-315
Баскакова Н.И., Солопова Н.К., Безопасный Интернет. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений. Тамбов, 2011 г.
Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры учащихся // Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образования, 2010. С.29-34.
Медиабезопасность детей в сетях интернет и сотовой связи
http://dshpp.ucoz.ru/roditeli/mediabezopasnost.docФедоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.ifap.ru/library/book546.pdf..