Консультация для родителей в уголок психолога


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Жук
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.Шалун
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке.
На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
Кисточка
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

Белка
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
(Народная песенка)
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
Детки
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные...
(3. Александрова)Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.

Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем — второй, а в заключение — двумя руками.
Встали пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!
(М. Кальцова)

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
Домик
Дом мы строим
Выше, выше!
Есть окошки в нем
И крыша.

Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».
Шарик
Надувайся, шарик, больше!
Лучше щечки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!

Мизинчик
Маленький Мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что все это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил: —
Может, хочешь кушать?
А Большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит: —Не надо плакать,
На, поешь немножко!
(Перевод И. Токмаковой)
Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

Пальчик-мальчик
— Пальчик-мальчик, Где ты был?
— С этим братцем — В лес ходил.
С этим братцем —
Щи варил.
С этим братцем —
Кашу ел.
С этим братцем —
Песни пел!
(Народная песенка)
Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.
Солнце
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».

Зайчик-кольцо
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое —
Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
а) пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
Очки
- Что стряслось у тети Вали?
- У нее очки пропали!
Нет очков у тети Вали —
Очевидно, их украли!
(С. Михалков)
Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

Флажок
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я Огонь зажег.
(А. Барто)
lefttop
Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.
1. Пальчик, пальчик непоседа. (Сгибать и разгибать большой палец)
Где ты бегал, Гед обедал? (То же)
Я с мизинцем ел калину, Ссоединить большой палец и мизинец)С безымянным ел малину, (То же с безымянным, и т.д.)
С указательным клубнику.
Ел со средним землянику,
2. Вот дедушка, (Пальцы сжаты в кулак, выпрямлять по одному пальцу ,Вот бабушка. начиная с большого)
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся моя семья!
3. Раз, два, три, четыре, (Сминать лист бумаги)
Мы с тобой снежок лепили! (Продолжать сминать лист)
Очень твердый, очень гладкий! (Покатать между ладонями скомканный лист)
И совсем, совсем не сладкий, (То же самое)
Раз – подбросим, (Движения по тексту)
Два – поймаем, (Движения по тексту)
Три – уроним, (Уронить лист на пол)
И сломаем! (Потопать ногами)
Игра в «Снежки» (дети комкают бумагу, делают снежки и бросают ими)
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
Сначала разминка…
Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой.
Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди.
«Замок». Переплетите пальцы, сожмите ладони.
«Солнечные лучи». Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы.
«Ножницы». Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе.
«Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно).
Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно.
Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно.
Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе.
Имитируйте игру на пианино.
«Человечки бегают» с помощью указательного и среднего пальцев.
«Футбол». Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами…потом массаж
Надавите четырьмя сильно сжатыми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони.
Разотрите ладони (вверх-вниз).
Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами.
Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними.
Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.
Пассивная гимнастика для пальцев рук.
Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность — 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц.
При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.
При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.
При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.
Упражнения. Выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения.
Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик.
Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.
Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.