Материал в уголок для родителей Игры и упражнения для подготовки детей к школе


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Предлагаемые упражнения не потребуют от Вас больших затрат времени и подготовки. Они направлены на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки. Некоторые из них можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки, мытья посуды. Задания можно видоизменять, дополнять. В большинстве случаев Вы сами сможете придумывать аналогичные.
Четвертый лишний
Назвать, что не подходит к трём остальным словам и почему.
Яблоко, груша, картофель, слива
Шапка, брюки, пальто, сапоги
Чашка, ваза, миска, ложка
Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка
Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3- слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).
Простые вопросы:
Кто больше – кот или коза?
Днём светло, а ночью?
Небо голубое, а трава?
Яблоки, груши, сливы – что это? Шкаф, стол, диван?
Маленький кот – котёнок, маленькая собака…?
Почему у всех автомобилей тормоза?
Чем похожи молоток и топор? Кошка и мышка?
Чем различаются гвоздь и винт?
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем?
Назови транспортные средства, предметы одежды, мебели.
Развиваем память
Назовите (прочитайте) медленно и отчётливо несколько слов. Ребенок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Назовите слова повторно.
Дом, солнце, ворона, часы, карандаш
Молоко, снег, стол, молоток, окно, книжка
Песок, дерево, вазон, сахар, лопата, чемодан, ручка
Научите ребенка ассоциативному запоминанию слов: на дом светило солнце, прилетела ворона, посмотрела на часы и украла карандаш.
Развитие общей координации и точности движений
а) игра с мячом «Съедобное – несъедобное» (съедобное ловим, несъедобное отталкиваем), а также любые другие игры и упражнения с мячом;
б) игра «Зеркало»: ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); передайте роль ведущего ребенку, пускай сам придумывает движения;
в) игра в «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера.
Знакомство
Предложите ребёнку рассказать о себе так, как бы он сделал это, представляясь незнакомому человеку.
Игра «Пожалуйста»
Ребенок повторяет движения за взрослым, но выполнять должен только те, которые предлагаются после обращения «пожалуйста»: «пожалуйста, присядь».
«Да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть
Задавайте простые вопросы: «Ты любишь конфеты?», «Какого цвета снег?». Ребенок должен отвечать, не говоря слов «да», «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок – уровень самоконтроля достаточно высок.
Развиваем речь
Просите ребенка пересказывать короткие рассказы, сказки, мультфильмы. Ребёнок будет учиться согласовывать слова, правильно строить предложения, соблюдать логику рассказа (начало, середина, конец).
Развиваем фонематический слух:
а) «назови лишнее слово». Несколько раз повторите какое-то слово, а потом вместо него скажите другое, похожее. Ребенок должен услышать и назвать это другое слово:
Гора, гора, гора, нора, гора, гора, пора, гора
Голос, голос, колос, голос, голос, голос, волос
Коса, коса, коса, коза, коса, коса, роса
Саша, Саша, Саша, Даша, Саша, каша, Саша
Если ребенок ошибается, произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание на звуковые различия.
б) «назови звуки». Ребенок должен назвать первый и последний звуки в словах: стол, кошка, автобус, улитка…
Игра «Пантомима»
Предложите ребёнку с помощью разнообразных поз, движений тела показать, как выглядят: добрый учитель; злой учитель; отличник; ученик, который плохо учится; не хочет идти в школу; старательно делает уроки; внимательный; невнимательный; боится отвечать; с удовольствием идёт в школу. Кого приятнее показывать? Предложите другие задания, не связанные со школой.
Наблюдательность
Предложите ребенку внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет, а потом отвернуться и описать его. Так можно обращать внимание на прохожих, пассажиров в транспорте, вспоминать знакомых. Попросите вспомнить, что встречается по дороге в детский сад, магазин и т. д. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Сходство и различие
Предложите ребенку сравнить (чем похожи и чем отличаются) между собой различные предметы и понятия. Для дошкольника это должны быть хорошо знакомые предметы (можно использовать картинки, сами предметы): молоко и вода, машина и трамвай, яблоко и помидор.
Развиваем моторику
На листике в клеточку начните рисовать по линиям простой узор. Ребенок должен закончить.
«Трудные виражи».
Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом – дом (зайчик – морковка, и т. п.). Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.
«Парашютисты».
В верхней части листа рисуются несколько точек (парашютисты), внизу – небольшой круг (место их приземления). Надо точными движениями, прямыми линиями сверху вниз посадить своих парашютистов.
«Попади в точку».
Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребёнка на 10-15 сантиметров от листа, а затем предлагает ребенку попасть кончиком карандаша в точку.
Нанизываем бусы, застёгиваем и расстёгиваем пуговицы, кнопки, крючки.
Вырезаем из бумаги, делаем аппликации, лепим из пластилина, рисуем, выкладываем узоры из фасоли и круп.
Очень желательны книжки – раскраски, мелкие конструкторы, мозаика.