Методические рекомендации по построению развивающей среды в дошкольном учреждении

Методические рекомендации по построению развивающей среды в дошкольном учреждении


1. Требования к организации предметно-развивающей среды

1.В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:

а) для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.), которые размещаются в уголках (центрах, зонах), содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий;

б) для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

2. Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно:

- быть рационально логичным и удобным для детей (например, книжный уголок или тихие настольно-печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик, а сама обстановка располагает к интеллектуальному отдыху);

- отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки (например, для детей третьего года жизни это требует освобожденное, достаточно большое пространство, где они смогут удовлетворить свою потребность в активном движении – катании, лазании, играх с крупными двигателями; в группе четвертого года жизни это будет широко развернутый центр сюжетно-ролевых игр, причем с ярко выраженными функциональными особенностями орудийных атрибутов, у которых что-то будет переключиться, нажиматься, крутиться, и в большом количестве атрибутов, обозначающих внешний знак роли – шлемами, коронами, плащами, сумками, щитами, веерами и т.к. дети этого возраста стремятся быть похожими на взрослых, приближаться к их возможностям и быть такими же «большими и важными»; у детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, особенность уединяться, создавать свой мир игры в укромных уголках, поэтому дети пятого года жизни будут с большим удовольствием использовать созданные вами уютные домики, красивые дворцы, военные крепости и другие сооружения, наполнение разным содержанием и рассчитанные на игру 2-3 детей);

- включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полифункциональное игровое оборудование («открытые» ширмы, игровые скамейки со множеством отверстий); «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящичках будут сосредоточены
разнообразные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, платки, «бабушкины» платья, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного возраста. Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям – возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки (сказочного города шутов, мастеров, цирка и пр.);

- расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;

- отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в уголках изо деятельности, книжном и пр.); физиологии ребенка (уголки, игровые поля, центры, зоны важно организовать так, чтобы самим расположением предметно-развивающей среды определялось положение тела ребенка и он мог располагаться в ней, сидя на стульчиках, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени и пр., на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр.,);

- оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.



II. Требования к содержанию предметно- развивающей среды

1. Все уголки (центры, игровые зоны, поля) должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:

а) программным требованием, задачами воспитания и обучения;

б) возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребенка (воспитатель поступит педагогически грамотно, если, например, в уголке познавательного развития детям четвертого года жизни в большей мере будут предлагать специально подготовленные материалы, которые не только будут побуждать ребенка ставить цели, но и будут способствовать быстрому достижению результата, и в первую очередь будут использовать готовые объемные формы – разнообразнейшие по величине и форме коробки, пузырьки, баночки и прочие упаковки, а также плоские – прямоугольники, квадраты, круги и т.д., различные силуэты животных – собачек, лошадок, и пр. предметов – корзиночек, домиков);

в) интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности. Например, детям старшего дошкольного возраста уголок познавательного развития гораздо более привлекателен, если мальчики найдут в нем образцы изготовления разнообразной техники (межпланетных кораблей, подводных лодок и т.п.), крепости, занимательные игры типа «автомобильные гонки», «приди первым» и др.а девочки – образцы сумочек, украшений, сундучков для их хранения, кукол с гардеробом вещей, предметов быта и пр.


2. В предметно- развивающей среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные годы дошкольного детства. Например, в пять лет у ребенка появляется произвольность психических процессов – восприятия, памяти. Внимания и пр., поэтому в старшей группе детского сада чрезвычайно важно предложить вниманию детей игры, развивающие внимание, память и пр. («Домино», «Лото», «Сложи узор», «Кубики для всех» и пр.)


3. Содержание предметно- развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде и:
- на пройденный программный материал (этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху;
- на индивидуальные возможности детей (я способен на большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо);
- обеспечение зоны ближайшего развития (это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую);
- неисчерпаемую информативность (я хочу ходить в детский сад, меня в нем всегда ждет что-нибудь интересное).

Педагогически грамотное оформление предметно-развивающей среды – это труд, требующий больших усилий и времени.
Рекомендации по созданию предметной среды в 2-3 года
В это период для познавательного развития ребенка решающие значение имеет богатство окружающей его среды:
желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую;
различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические - типа богородской игрушки);
игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию признака) по размеру - типа пирамидок и матрешек;
игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. (Желательно их делать на глазах у детей) дети со временем сами примут участие в их изготовлении.
Это могут быть:
банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;
шуршание «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;
погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.;
ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;
шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;
сосуды с водой разного объема («ксилофон»);
перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра («ударные»);
свистки и дудочки из глины и дерева;
нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;
конструкторы и мозаики;
разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т.п.;
игрушки контрастных размеров;
игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;
емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть - закрыть, выдвинуть-задвинуть. (Отличительная особенность возрасте - тяга к многократному повторению этих действий);
вещи и предметы, с которыми действуют взрослые: кастрюли с крышками, кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиоприемник, часы и т.п.;
книги с большими предметными картинками;
ящики, контейнеры с крышками;
подушки, ковер;
качели, прыгунки.
Рекомендации по созданию предметной среды в 3-4 года
Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:
разрезанные плоскостные картинки, кубики с картинками;
парные картинки;
трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы - вкладыши;
2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
разнообразные некомплектные конструкторы - без образцов изделий;
игрушки с разным принципом звукоизвлечения - пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;
оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе пустые упаковки разной формы), плавающие игрушки, ведерки и лейки;
банки разного размера;
пособия для развития мелкой моторики рук - шнуровки, застегивающиеся коврики;
предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части, - сломанные часы, фотоаппараты;
емкости для хранения мелких предметов - сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и т.п.;
машинки крупные и средние, куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды; наборы для «профессиональных» игр (типа «Маленький доктор»);
игрушечные животные (натуральной окраски);
большие и мягкие игрушки и напольные подушки;
тканевые мячики;
аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей, детских песенок, танцевальных мелодий, звуков природы;
моющиеся книги с хорошей иллюстрацией, изображающие предметы реального окружения ребенка;
книги сказок о животных;
детская мебель: стол, стульчик.
Рекомендации по созданию предметной среды в 4-5 лет
В развивающую предметную среду для детей среднего возраста должны входить: различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;
игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);
костюмы для ряжения;
познавательные книги и альбомы, журналы о природе;
журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ребенка (например, автомашины, мода, интерьеры);
книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чижикова и др.);
книги с волшебными сказками;
коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т.п., тематические наборы открыток, марок, значков;
цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на кубиках;
наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор);
дидактические игры «Собери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»;
игры «Водоем», «Поймай рыбку», колпачки и т.п.;
игровые и учебные телевизионные программы;
различные орудия труда;
стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности - детский стол и стул, правильное освещение (слева), расположенные для рисования, моделирования, работы с бумагой.
Рекомендации по созданию предметной среды 5-7 лет
В развивающую среду должны входить: ¤ глобус (желательно с подсветкой), физическая карта мира и России, политическая карта мира;
разнообразные коллекции;
измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
азбуки картинные, книги для первого чтения;
авторские сказки;
былины, мифы, легенды;
познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;
детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом;
детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Южный физик»;
часы настенные и календарь;
настольно-печатные игры - лото, паззлы;
настольные игры - домино, шашки, шахматы;
чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клеточку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.




Памятка для родителей
Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже - действия, затем - признаки и свойства предметов, объясните окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
Задавайте ребенку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
Всегда внимательно выслушайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда немного общение «на вырост».
По возможности, много путешествуйте с ребенком.
Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
Ходите с ребенком в музеи.
Проводите совместные наблюдения и опыты.
Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
11.Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415