Методическое пособие по дисциплине «Литература» на тему:Трагические страницы истории страны и народа в русской литературе второй половины ХХ века (лекционный материал)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный
промышленно-гуманитарный техникум им. А.В.Яковлева»






Методическое пособие
По дисциплине
«Литература»
Трагические страницы истории страны и народа в русской литературе второй половины ХХ века
(лекционный материал)









Челябинск, 2017

Плотникова Т.В. Трагические страницы истории страны и народа в русской литературе ХХ в. (лекционный материал). Методическое пособие.






Методическое пособие поможет обучающимся сконцентрировать свое внимание на наиболее важных моментах из истории страны и народа и их отражении в литературе второй половины ХХ в.; по-новому осмыслить традиции, проблемы и новаторство в литературе, связанные с изменениями в общественной и культурной жизни; попытаться оценить жизнь с позиций предшествующего и современного поколения. Задания имеют разную степень сложности.
На примере конкретных произведений раскрыта тема коллективизации, сталинских репрессий, подвига человека в Великой Отечественной войне, «афганская» и «чеченская» тема. Методическое пособие окажет значительную помощь при подготовке к практическим занятиям и во внеаудиторной самостоятельной работе.




Рецензенты:
Анфалова Т.В. - преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «ЧГПГТ им. А.В.Яковлева».
Кравченко О.В. – преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО Южно-Уральский государственный технический колледж.



Печатается по решению редакционно-издательского совета ГБОУ СПО « ЧГПГТ им. А.В. Яковлева»

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦК Протокол № от «_______» ________ 2017 г.


Введение
Данное методическое пособие предназначено для обучающихся по специальностям экономического профиля уровня СПО: «Экономика, бухгалтерский учет», «Организация обслуживания в общественном питании».
Максимальная учебная нагрузка в соответствии с учебным планом дисциплины «Литература» составляет 175 часов, из них 117 час. – обязательная аудиторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа в объеме 58 час.
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
К концу изучения дисциплины «Литература» обучающийся должен овладеть историко - литературными и теоретико - литературными знаниями, освоить основные понятия по литературе, необходимые для оценки художественных произведений: тема, идея, проблематика, роды и жанры литературы, соотношение жизненной правды и художественного вымысла, средства создания художественного образа в эпическом и лирическом произведении.
В процессе самостоятельной работы формируются общие компетенции, что является обязательным в соответствии с новым ФГОС.
Тема «Трагические страницы истории страны и народа» рассматривается в разделе «Литература второй половины ХХ в. и последнего десятилетия» является обзорной.
Методическое пособие должно помочь обучающимся сконцентрировать свое внимание на наиболее важных моментах из истории страны и народа и их отражении в литературе; по-новому осмыслить проблемы, тенденции и новаторство в литературе, связанные с изменениями в общественной и культурной жизни; попытаться оценить жизнь с позиций предшествующих и современных поколений.
Предложенные вопросы и сцены для самостоятельной внеаудиторной работы помогут заинтересовать обучающихся, глубоко усвоить тему, обеспечить творческую и самостоятельную активность.
Материал излагается в строгом соответствии с планом лекции. Названные в пособии произведения выбраны преподавателем произвольно.
Тема может быть раскрыта на примере других произведений по выбору обучающихся.
План лекции
Литература и история. Их взаимосвязь.
Коллективизация в стране и ее отражение в литературе.
Тема сталинских репрессий.
Художественное воплощение подвига народа в Великой Отечественной войне.
«Афганская» тема в литературе 80-х гг.
«Чеченская» тема в современной литературе.

Литература и история
Сегодня интерес к истории нашей страны беспрецедентен. Этот интерес не случаен. Он связан с тем, что страна переживает переломный момент своего развития. Огромное внимание к истории страны во многом обусловлен тем, что в ней мы хотим видеть наше будущее. Литература, являясь «учебником жизни», одновременно является и «зеркалом», в котором эта жизнь отражается.
В общественно-политической жизни второй половины ХХ в., пожалуй, нет ни одного исторического события, которое не нашло бы отражение в литературе. История – это то, что было тысячу лет тому назад, пятьсот, двести, тридцать и даже то, что произошло пять минут тому назад, – это уже история.
В художественных произведениях мы ищем ответы на вопросы: кто мы? на что мы способны? что было сделано верно? что требует серьезного осуждения?
Велики изменения, происходящие в нашей стране.
Писатели получили возможность ставить такие вопросы и такие проблемы в своих произведениях, о которых раньше не смели и задумываться. Наше «сегодня» нельзя оторвать от нашего прошлого. Уроки прошлого нам совершенно необходимы для формирования нашего будущего.
Остановимся на нескольких исторических фактах, нашедших отражение в литературе.
Коллективизация в стране и ее отражение в литературе
Тема коллективизации во второй половине ХХ в. Что же это такое – коллективизация? Долгое время это слово в сознании людей вызывало противоречивую реакцию. На протяжении многих десятилетий нас убеждали, что это была великая революция, вторая после Октябрьской. Один из первых декретов после революции 1917 г. был Декрет о земле. Его ждали, надеялись, верили и на него возлагали большие надежды. По этому Декрету каждая крестьянская семья получала надел земли. Величина его зависела от количества членов в семье. Получив землю, крестьянские семьи работали на ней по-разному. В семье трудолюбивого и заботливого крестьянина во дворе стали появляться плуги, маслобойки и даже трактора. И вдруг 1929 год, который был объявлен годом сплошной коллективизации. Коллективизация предполагала создание коллективных хозяйств (колхозов) и совхозов и уничтожение частной собственности.
Наиболее дальновидные крестьяне бросали обжитые места и подавались куда глаза глядят. Ликвидацию кулачества – наиболее зажиточной части крестьян – поручали местным активистам. А для «взбадривания их активности» установили, что до четверти конфискованного имущества передается в их распоряжение. Таким образом появились ревностные защитники и организаторы «всеобщего равенства». Коллективизация была выгодна самым ленивым, нежелающим трудиться. Им было выгоднее поработать на поле соседа за кусок мяса, мешок муки, а потом целый год лежать на печи. В 30-ые гг. даже появилась частушка:
Хорошо тому живется,
Кто записан в бедноту:
Хлеб на печку подается,
Как ленивому коту.
В годы коллективизации был уничтожен крестьянин - труженик, который умел и хотел работать на земле. И самое главное – у него это получалось.
Именно об этом рассказывает повесть белорусского писателя Василя Быкова.
Василий Владимирович Быков родился в 1924 г. в крестьянской семье. Учился в средней школе, со школьной скамьи добровольцем ушел на фронт. Был дважды ранен. Им написано более двух десятков повестей, преимущественно на тему войны. В 1991 г. написал повесть «Облава – единственное произведение на мирную тему.
Время действия – середина 30-х гг., белорусская деревня, мирная жизнь. Главный герой – Федор Ровба, белорусский крестьянин, бывший безземелец, бывший член сельского совета, получивший после революции землю. «Душа пела от счастья. Белый свет казался солнечным раем!»
Действие в повести начинается с описания осеннего дня, когда люди работают в поле, убирают картошку, а на окраине деревни появляется человек: «он часто и хрипло дышал; торопливая походка казалась неестественно напряженной; одет он был в порыжевший от старости армячок; люди для него представляли наибольшую опасность» Это Федор Ровба – с точки зрения государства, - он - преступник, сбежавший из мест заключения. Как он там оказался? Почему? За что? Эти вопросы «раскаленным гвоздем сидели у него в голове». «Тысячу раз он спрашивал у себя, у жены, у знакомых и незнакомых людей, у начальства спрашивал. Но никто не мог ему толково объяснить. Все они что-то говорили о классовой борьбе, о коллективизации. Но никто не мог объяснить так, чтоб понятно было, за что у него отняли землю, которую ему дала власть; за что его лишили нажитого имущества и сослали в каторгу».
Оказывается, механизм несчастья очень прост: он считал, что революция произошла для того, чтоб трудящийся крестьянин жил хорошо. Выходит, ошибся.
Произведение написано ярко. Читая, удивляешься: неужели все написанное – правда. Автор раскрывает внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания.
Задание для самостоятельной работы.
Прочитайте наиболее яркие сцены:
- жизнь семьи до революции;
- работа на собственном поле;
- причины раскулачивания;
- выселение из дома;
- жизнь в ссылке;
- смерть жены и дочери;
- побег, стремление во что бы то ни стало попасть домой;
- скитания вокруг родной деревни;
- отец и сын, их взаимоотношения;
- облава и гибель.
Подумайте над вопросами.
- Почему именно так заканчивается произведение?
- Почему Федор Ровба – фигура трагическая?
- О чем заставило вас задуматься это произведение?
Не менее яркое произведение на эту тему – роман Б. Можаева «Мужики и бабы». Его роман – роман-хроника. Автор рассказывает о последних месяцах 1929 г. – начале 1930 г. Это время, когда в директивном порядке проводилась в стране коллективизация. Опираясь на документы, Можаев показывает, как трудно, а порой даже трагично проходил этот процесс.
В романе показан широкий общественный фон, на котором происходят конкретные события.
Описаны события, которые происходят в одном районе, в одном селе.
Но создается обобщенная картина. Именно так было везде.
Произведение поражает описанием массовых сцен. Какой будет новая жизнь в колхозе – этот вопрос волновал всех, и равнодушных не было. Многочисленные собрания, митинги, разговоры на важную больную тему: кто кулак? сколько их? когда и кого будут выселять? как жить дальше?
Вот одна из сцен (книга 2, глава 13, подглавка 3, организация колхоза в Тихановском).
«В классе стояли рядами скамьи, люди сидели на них густо, словно снопы на току. Приезжие прошли к учительскому столу, расселись на стульях. Возвышаев вынул из черного портфеля красную папку и раскрыл ее перед Акимовым со словами:
- Тут все заготовлено. Так что открывай собрание, а все остальное я скажу сам.
Акимов встал, позвонил звонком, давая рукой знаки задним рядам, ломившимся из коридора, успокоиться. Когда все смолкли, сказал:
- Граждане односельчане, причина сходам нашего села известна. Выслушаем сообщение товарища Возвышаева на предмет вступления в колхоз. Прошу, Никанор Степанович. – Акимов сел, расстегнул полушубок, вынул из бокового кармана атласный синий кисет и стал скручивать сигарку.
Возвышаев недовольно покосился на него, спросил, обращаясь к мужикам:
- Товарищи, вы не считали, сколько здесь присутствует?
- Пятьсот десять человек!
- Четыреста восемьдесят два
- Четыреста семьдесят три
Раздались голоса из коридора.
- То есть, абсолютное большинство. А если так, то мы имеем право решать вопрос исключительной важности для всего нашего села. Вопрос этот продуман окончательно , значит, выступать против колхоза – все равно что выступать против советской власти. – Сделал внушительную паузу, обвел всех мужиков раскосыми глазами и потом добавил: - Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Агитировать за колхоз я вас не стану – время агитации давно истекло. Всем вам рассказали, куда инвентарь свозить, куда вести лошадей, куда коров, где свиней держать и птицу. Дело осталось за вами. Кормушки вы сами строили, дорогу к ним знаете. А посему приступим к голосованию: кто против директив правительства, то есть против колхоза прошу поднять руки!
Воцарилась мертвая тишина. Акимов даже курить перестал, так и застыл, приоткрыв рот, глядя на на Возвышаева. А Никанор Степанович, подымаясь на носки, вытягивал шею из полурастегнутого воротника бекеши, спрашивая:
- Посмотрите там, в коридоре! Никто не поднял руку? Так, никто Значит, все за. Таким образом, объявляю вас всех колхозниками.
Тут все словно проснулись и зашумели разом:
- Это по какому закону?
- А где список? Поименнай?
- Я подписи своей не ставил! Не имеете такого права!
Акимов схватил со стола звонок и замотал им над головой. Шум постепенно стих.
Возвышаев взял лист бумаги из раскрытой папки и стал читать:
- «Мы, граждане села Гордеев, постановили сего числа, то есть, 17 февраля, в 19:00, организовать сельскохозяйственную артель или колхоз, и вступить в таковой всем членам, а так же считать фактически членами колхоза и неприсутствующих на данном собрании. Нежелающим вступить в колхоз предоставить право подать в течение 24 часов заявление о выходе из артели. В случае же неподачи заявления на выход в указанный срок считать всех автоматически членами данного колхоза. Тех же, которые подадут заявление на выход, считать как злостных противников колхозного строя и советской власти, а посему земельно-луговой надел не выделять таковым весной тридцать пятого года. Всем ясно?
И, не давая опомниться мужикам, покрывая разноголосый гомон, сам затряс звонком, пока снова не притихли все.
_ Получите первое задание: поскольку вы теперь все колхозники, в течение восемнадцати часов, считая с этой минуты, собрать семенной фонд, скот и сельхозинвентарь. Все население объявляется мобилизованным запрещением выезда из села до известного срока, который будет установлен особым решением. Кто воспротивиться сдавать семфонд или скот, будет привлечен к ответственности судебно-следственной бригадой. Представляю членов бригады лично: нарсудья товарищ Родионов, нарследователь товарищ Билибин и заведующий райзо товарищ Чубуков.
Каждый из поименных привстал и поглядел строго в зал.
- Им будет помогать товарищ Акимов, милиционер Ёжиков и члены гордеевского актива. Всех предупреждаю – жаловаться некуда Выше нас власти нет. Все! А теперь расходитесь по домам и приступайте к выполнению задания.
Из передних рядов встал старик в свитке и, подняв над головой зажатую в кулаке шапку, замахал ею, обращаясь к односельчанам:
- Обождите, мужики! Стойте!
Возвышаев спросил на ухо Акимова:
- Кто такой?
- Бондарь.
- Возьми на заметку.
- Он и так никуда не денется.
Старик, осадив поднимавшихся мужиков, обернулся к Возвышаеву:
- Все, что вы тут читали нам, это вы сами и написали. А когда же напишут и скажут по-нашему?
Старик был худ, высок, с открытой жилистой шеей и смоляными горящими глазами.
- Сперва надо представиться, кто ты есть. – Сказал Возвышаев.
- Прозываюсь Петрусивым, - ответил старик. – Авдей Исав.
- Итак, чем вы недовольны, Авдей Исаевич? – строго спросил Возвышаев.
- Я-то всем доволен. У меня все свое. А вот вы ответьтя, по какому праву нарушаете закон?
- Какой же это закон мы нарушаем?
- Тот самый! Ленин дал нам волю или нет? Отвечайте!
- Ну, дал
- А вы ее уже однови отбирали.
- Когда же у вас отбирали эту волю? Каким образом?
- Таким же самым Значит, какое равноправие дал нам Ленин? Голосовать! А вы помимо его воли, без нашего голосования, отбирали у нас и хлеб, и скотину в эти самые годы Ну, когда денег не было, а вся торговля шла на хлеб.
- В комунизьму! – крикнули из коридора.
- Во-во! В эту самую комунизьму, - подхватил старик. – Потом вашего брата за это же наказывали. А сколь мужиков погубили? За что, спрашивается?
- Вы мне тут кулацкие речи не пускайте! Вы знаете, что бывает за саботаж решений партии и правительства?
- Ты не грозись, а прочти нам, что Ленин написал или теперешний начальник, Сталин.
- А я вам не читал?
- Это вы сами написали! – закричали уже со всех сторон.
- Сталин не говорил, чтоб загнать всех разом за сутки.
- Тут омман, мужики! Озорство, одним словом
- Так ведь мы же не с потолка брали. Нам директива спущена, от правительства! Вы что, газет не читаете?
- В газете Штродов насочинял.
- И где директива Сталина? – кричали из коридора- Директива в книжке пропечатана. Закон! А вы нам свою бумажку прочитали, - торжествующе, покрывая шум, сказал Петрусев и сел.
Возвышаев, красный от негодования, схватив звонок, долго тряс им, потом грохнул наотмашь кулаком по столу и закричал:
- Вы что, бунтовать сюда собрались? Рекомендую одуматься и разойтись по домам. Все! Сход окончен.
- Нам итить некуда – ноне дворы отобрали, завтра выгоните из домов.
- Прекратите базар! Хорошо, кто против колхоза, напишите здесь же заявление. Даем вам сроку час. Через час судебно-следственная бригада примется за дело. Помните, каждого, кто напишет заявление расцениваем как противника советской власти со всеми вытекающими последствиями.
И сразу же все смолкли.
- Акимов, принесите им сюда несколько тетрадей, пусть пишут заявление о выходе из колхоза, а мы подождем в канцелярии.
Не давая опомниться притихшим мужикам, все начальство длинной вереницей вышло в учительскую. Возвышаев, вращая разбегающимися от негодования глазами, набросился на Акимова:
- Сколько выслали кулаков?
- Семь семейств.
- Это на восемьсот хозяйств? Меньше одного процента! Вот он, либерализм, боком выходит для всего района.
- Выслали, согласно директиве – двух мельников, пять владельцев молотильных машин. Подрядчик сам сбежал.
- А бондари? А колёсники? А санники? Имей в виду, Акимов, если сорвете план сплошной коллективизации, собственной головой поплатитесь.
- Я его чем сорву?
- Либерализмом! Вот наша главная прореха в классовой борьбе. Слушайте инструкторов. И выполнять все без оговорок. Никакие объективные причины в счет не принимаются.
Возвышаев долго и строго наказывал, как надо собирать семфонд и сводить скот на общие дворы. Он разбил судебно-следственную бригады на две группы, укрепил ее гордеевским активом и приказал начать одновременно с обоих концов села. Взять с собой по три-четыре подводы. Сперва собирать семена. Кто окажет сопротивление, немедленно брать под арест. Арестованных запирать в кладовые, штрафовать, не стесняясь.
Весь скот должен быть сведен на общие дворы к утру. На всякие мелочи остается еще Акимову восемь часов. К вечеру колхоз должен быть создан фактически.
- В восемь часов утра докладываешь мне лично о сборе семфонда, понял? – сказал он Чубукову. – К двенадцати бригада выезжает в Веретье, проводит по такому же образцу там собрание и за двадцать четыре часа создает всеобщий колхоз. Остальные, мелкие села, привести в соответствие за оставшиеся сутки. Утром двадцатого отрапортовать в район, что весь Гордеевский куст превратился в сплошной колхоз».
Каждая сцена романа убедительна, неповторима и производит впечатление. Почему? Рассуждая, аргументируйте свой ответ.
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы. Проанализируйте следующие эпизоды:
- кн. 1, гл.2, подглавка 3 (собрание актива и бедноты);
- кн. 1, гл. 6, подглавка 4 (конфискация имущества и выселение семьи Клюева);
- кн.2, гл.10, подглавка 3 (итоги раскулачивания).
Для более глубокого изучения и понимания произведения проанализируйте самостоятельно подобранные эпизоды.
Эпизод – завершенная часть художественного произведения, в которой изображается законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.
Разнообразны возможности работы над эпизодом. Если систематизировать их, то намечаются следующие этапы:
Определить границы эпизода, прочитайте и озаглавьте эпизод.
Определить тему эпизода, соотнести ее с темой произведения.
Какое впечатление производит данная сцена (эпизод) на вас, (чем она интересна, какие мысли вызывает).
Место данной сцены в сюжете произведения, ее композиционная роль, раскрытие ее значения в характеристике персонажа.
Определить завязку, кульминацию (момент наивысшего напряжения в развитии действия) и развязку.
Указать наиболее значимые художественные детали (портрет, пейзаж, интерьер и др.).
Указать, как раскрывается герой в эпизоде, рассмотреть его чувства, мысли, переживания, поступки, речь героев, отношение героев друг к другу и решаемой проблеме и др.
Выявить авторскую позицию (определить, на чьей он стороне и как это ему удается передать) и др.
Высказать и обосновать свою оценку эпизоду.
Задание повышенной сложности.
- Сравните названные сцены с аналогичными сценами из романа М.А.Шолохова «Поднятая целина.
- Что их объединяет и в чем разница авторской позиции в оценке исторических событий (Письменно).
Тема сталинских репрессий
Одной из самых трагических страниц в истории нашей страны являются репрессии, развернутые в середине 30-хгг. в обстановке сложившегося культа личности И.В.Сталина. Они распространялись по всем областям, краям, унося из жизни или нормальных условий существования и деятельности тысячи и даже миллионы людей.
Многие писатели испытали их на себе, а потом во времена гласности и перестройки опубликовали произведения, написанные на эту тему.
Одно из них – «Дети Арбата», написанное Анатолием Рыбаковым (1911-1998).
Это роман о столичной молодежи 30-х, чья юность прошла в условиях культа личности. Автор рассказывает о том, как по-разному проявлялись люди в тяжелых испытаниях. Главный герой – Саша Панкратов – студент одного из московских вузов. Живет с мамой на Арбате. Человек он безукоризненно честный и справедливый, оказывается арестованным. За что и почему? Оказывается, он входил в состав редколлегии студенческой газеты и к Октябрьским праздникам выпустили газету без передовой статьи (вместо нее напечатали стихи собственного сочинения). И в результате – 4 года ссылки в Сибирь по 58 статье, которая звучала так: контрреволюционный заговор, антисоветский мятеж.
Произведение рассказывает о ваших сверстниках, о том, как они жили, дружили, любили, проводили свободное время, отмечали праздники, учились, мечтали быть полезными стране и народу. Жить приходилось трудно, иногда вынуждены были подрабатывать.
«Дети Арбата» поражают широтой охвата действительности. В нем четко определяются две сюжетные линии: с одной стороны – жизнь Саши и его сверстников, с другой – жизнь и деятельность Сталина и его соратников.
Автор не претендует на глубокий анализ исторических фактов. Он просто пишет о том, о чем долгие годы умалчивалось.
Задание для самостоятельной работы.
- Подготовить сообщение по одному из вопросов.
- Саша Панкратов и его одноклассники.
- Женские образы в романе.
- И.В.Сталин как человек и государственный деятель.
«Колымские рассказы» В.Шаламова – великий документ эпохи. «Я – летописец собственной души»,- писал Шаламов. Из 75 лет жизни 20 он провел в сталинских лагерях. В его рассказах нет ничего искусственно выдуманного. Ни в героях, ни в сюжете. Сочетание художественности и документальности позволяет увидеть правду о жизни и быте в сталинских лагерях. Каждый рассказ (а их около сорока) – неповторимая история поворота чьей-то судьбы в условиях унижения.
Вот, например, рассказ «РУР». РУР – это рота усиленного режима. Тюрьма в тюрьме, лагерь в лагере. Сюда определяли тех, кто, сидя в тюрьме, с точки зрения начальства, в чем-то провинился. «Нас привели в РУР как филонов, как не выполнивших непосильную норму, но не отказчиков от работы. Отказ от работы в лагере – это преступление, которое карается смертью. Расстреливают за три невыхода на работу. Мы просто доползали до места работы».
«Инженер Киселев» - еще один из рассказов, поражающий своей суровой правдой. Инженер Киселев – молодой, энергичный, только что окончивший институт. Один из немногих начальников, читавший Пушкина, Лермонтова – так его библиотечная карточка рассказывала. Никогда не встречавший прежде арестантов на своем пути, Киселев перещеголял всех палачей в своем палачестве.
В таких условиях человеку трудно оставаться человеком. Читая рассказы, мы видим, что герои возникают из смерти и уходят туда же, откуда явились. Здесь нет живых, здесь есть только заключенные. Грань между жизнью и смертью исчезает для них в момент ареста.
Тема сталинских репрессий звучит и в таких произведениях:
- А.А.Ахматова поэма «Реквием»;
А.Т.Твардовский поэма «По праву памяти».
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы.
- Опираясь на биографический материал, подготовить сообщение об одном из произведений (Возможна презентация).
- Выучить наизусть отрывок из любого произведения (по выбору). Объяснить свой выбор.
Задание повышенной сложности.
Целостный анализ небольшого эпического произведения (например, рассказа).
Особенности раскрытия «лагерной» темы в творчестве А.Солженицына («Один день Ивана Денисовича» и В. Шаламова «Колымские рассказы». Письменно).
Предлагается примерный план отзыва на прочитанную книгу или целостного анализа небольшого эпического произведения.
Краткая биографическая справка о писателе.
История создания произведения.
Тема и время, изображенное в романе.
Проблемы, поставленные автором в произведении, как они решаются.
Особенности сюжета; краткий пересказ содержание произведения.
Образы главных героев.
Яркие эпизоды (в назывном порядке).
Цитаты, фразы, которые произвели на вас особое впечатление.
Своеобразие произведения (особенности жанра; рассказ в рассказе, лирические отступления, описание природы и интерьера, письма, дневники, внутренние монологи и пр.) Для чего это используется автором?
Образ автора, индивидуальность авторского видения, которая сказывается в композиции произведения, его стиле, характере отбора материала и т.д.
Оценка произведения критиками или современниками.
Что нового узнали из произведения, и о чем оно заставило вас задуматься.
Если возможно, связать произведение с современностью.

4. Художественное воплощение подвига народа в Великой Отечественной войне
История человечества знает более 14500 войн, но Великая Отечественная война – одна из самых страшных и кровопролитных.
Тема войны, изображение подвига человека, проблема выбора, поведение человека в исключительной ситуации – все это является предметом изображения в художественной литературе.
Константин Воробьёв (1919-1975) написал автобиографическую повесть «Это мы, Господи!» всего за тридцать дней в 1943 г., когда группа партизан формировалась из бывших военнопленных. Эпиграфом взяты слова из «»Слова о полку Игореве»: лучше быть убитым, чем полоненным. Главный герой – Сергей Костров, ему 23 года, он был командиром роты. В повести изображены события первых месяцев войны. Это написанная кровью страница войны, изображающая кошмар и бесчеловечность плена.
Найденная в архиве рукопись была напечатана лишь в 1985 году. Книги, как и люди, имеют свою судьбу.
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы.
Прочитать одно из произведений и написать отзыв на прочитанную книгу.
- В. Закруткин «Матерь человеческая»;
- Ю.Бондарев «Горячий снег»;
- Ч.Айтматов «Материнское поле»;
- А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»;
- В.Быков «Сотников», «Пройти и не вернуться» и.др.;
- Б.Васильев «Завтра была война»;
- В.Распутин «Живи и помни»;
- В. Першанин «Мы пол - Европы по - пластунски пропахали»
5. Афганская тема в литературе 80-х гг.
Оглядываясь на события, невольно делаешь грустный вывод: на долю каждого поколения в нашей стране выпадает своя война.
В августе 1978 г. в Афганистане произошел переворот, названный позднее апрельской революцией. На Западе ввод советских войск в Афганистан в 1969 г. вызвал бурные протесты. Не получилось кратковременной военной операции и через пару месяцев войска не вернулись на Родину. Десятки тысяч убитых, раненых, изуродованных морально и физически – таков результат войны.
С. Дышев – наш современник. Родился в 1956 г. на Вологодчине. Окончил Львовское высшее военно-политическое училище и военную Академию. В 1982-1984 гг., будучи корреспондентом одной из военных газет, участвовал в боевых операциях в Афганистане. Его повесть «Да воздастся» - одно из первых правдивых произведений об этой войне.
Главные герои – Евгений Иванов и Сергей Прохоров, которые знали друг друга еще с «бесштанных» времен. Они родились и жили в одном селе, учились в одной школе, вместе призывались в армию и были счастливы, что по собственному желанию попали в Афганистан. Считали, что им повезло. За несколько дней до мобилизации их взводу была поставлена задача: обнаружить и блокировать банду численностью около сорока человек, на ее вооружении – буры, автоматы.
«А ведь им в запас! Домой! Какое сладкое слово – домой! Прохоров не раз представлял себе в мечтах, как приедет сначала в Ташкент в своей афганской форме с медалью «За отвагу». Он наяву видел себя среди веселых мирных улиц. Люди, я вернулся!»
Армия и война требуют от человека максимального проявления человеческих качеств. «Разделил Афган людей. Честный становится здесь честнее, а подлец – подлее». Очередное задание стало для наших героев последним. Единственный, кто остался в живых, - Степан Прохоров. Письмо из дома, которое он перед боем дал прочитать Женьке, сыграло роковую роль. Исключительная ситуация, изображенная в повести, одновременно и глубоко трагична.
«Да воздастся им, уходящим в горную даль, к незримому свету черных звезд, памятью и покоем».
Удивительная искренность и эмоциональность отличает повесть Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». С.Алексиевич – журналист по образованию. В 1990 г. написала эту повесть. Эпиграфом взяты слова Б.Шоу: «История солжет». Да, история, страна, ее руководители солгут. Оправдывая себя, напишут так, как им выгодно. А человек, переживший эти события, - никогда!
Это документальная повесть, основанная на конкретных фактах, рассказах очевидцев и участников почти 10-летней войны, когда тысячи наших соотечественников погибли, пропали без вести, стали инвалидами. «Я не называю в книге подлинных имен и фамилий, - пишет автор,- Одни просили о тайне исповеди, других сама не могу оставить беззащитными перед теми, кто поспешит их упрекнуть А в дневнике и на фотографиях , кассетах я сохранила их фамилии и рассказы. Может, когда-нибудь мои герои захотят, чтобы о них узнали».
Более сорока человек оказались соавторами С.Алексиевич: родители и жены погибших солдат и офицеров, сами участники тех страшных и бессмысленных событий.
«Вспышка Фонтан света И все Дальше – ночь Мрак Открываю глаза Где я? В госпитале. Дальше проверяю себя – руки на месте? На месте. Ниже Трогаю себя руками Короткий какой-то Ясно. Обеих ног нет» (Капитан вертолетчик).
Особенно поражают и трогают за душу воспоминания матерей, потерявших своих сыновей.
«Он у меня маленького роста был. Обниму. Солнышко ты моё. Забрали в армию. Я молила о том, чтобы не били. Не думала, не знала, куда сына отдаю. Боялась, что будут издеваться ребята посильнее. Уже домой ждала, ему месяц оставался до конца службы. Рубашку купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку Так не разрешили гроб открывать Поглядеть на сыночка, дотронуться нашли ли ему форму по росту? В чем он там лежит? Солнышко ты моё»
Каждое воспоминание, рассказ – незаживающая кровоточащая рана, которая никогда не заживет и не зарубцуется.
Извечный российский вопрос: кто виноват? что делать? – остается без ответа. Наверное, еще много будет написано замечательных произведений их истории страны и народа. Это нужно не мертвым. Это нужно живым.
«Прошло уже много лет с тех пор, когда кончилась последняя война последней империи мира никому не нужная война в Афганистане. Один за другим умирают или трагически погибают мои друзья, с которыми я вместе воевал. Все меньше остается живых участников тех далеких событий Обновленная Россия ведет новую войну, и опять армия и правительство противостоят целому народу. Война с партизанами самая тяжелая и самая «грязная», она имеет тенденцию, постепенно перерастать в агрессию против всей нации, от мала до велика. Достаточно вспомнить, что в 1980 году в Афганистане действовало около 20 тысяч моджахедов (душманов), а в 1987 году их было уже порядка 300 тысяч. Грустная статистика»,- так пишет Николай Погудин, автор романа «Постарайся вернуться назад», состоящего из 3 книг: 1- «Романтик», 2 – «Звездопад», 3 – «Конвейер смерти».
Эта трилогия об Афганской войне, такой, какой она была на самом деле. Книга написана в 2004 году. Все события показаны через призму восприятия молодого пехотного лейтенанта Никифора Ростовцева. Смерть, кровь, грязь, жара, морозы и бесконечная череда боевых действий. Но главное это люди, их героизм и трусость, самоотверженность и эгоизм... Боевой опыт, приобретенный ценой пролитой крови, бесценен. Потому что история человечества это история войн. Нельзя исключать, что опыт лейтенанта Ростовцева поможет когда-нибудь и тому, кто держит в руках эту книгу хотя дай всем нам Бог мирного неба над головой.

«Чеченская» тема в современной литературе
Поражение в Чеченской войне 1994 -1996 гг. многие годы будет отзываться болью в каждом русском сердце. Эта боль становится чертой русского национального характера. Как и в прошлые времена, писателям необходимо осмыслить состоявшееся поражение, понять истоки чудовищной недееспособности собственного правительства, увидеть закономерности, связанные с ведением современных локальных войн. Современные писатели не могли пройти мимо этой важной и серьезной темы.
Книга Андрея Савельева талантливого публициста и ученого является одной из первых столь серьезных публикаций, посвященных истории, причинам и последствиям Чеченской войны.
Андрей Савельев (Кольев) и его «Чеченский капкан» рассказывает о первой чеченской войне. В книге, изданной Конгрессом русских общин, соединены факты и оценки, документы и свидетельства участников боев, история и военная стратегия.
Многоплановость работы автора и жесткость его оценок, возможно, оттолкнут часть читателей, предпочитающих искать в истории войн “официальную истину”. Вероятно, книга вызовет ярость правительственных мужей, допустивших бандитский мятеж в Чечне. Вероятно, ее с ненавистью встретят некоторые “правозащитники”, предпочитавшие рассматривать трупы русских солдат из бойниц дудаевской резиденции. Но книга Андрея Кольева не для них. Эта правдивая книга для тех, кто еще любит Россию и хочет знать правду о Чеченской войне.
Роман «И будем живы» Валерия Горбаня справедливо можно назвать сагой о чеченской войне. Эта сага о тех, кто материл "тупых вояк" и "долбаных ментов", но тут же лез в огонь, чтобы вырвать их из зубов смерти...
«Память крови» этого же автора - это сборник художественных повестей и рассказов об офицерах и бойцах специальных подразделений, достойно и мужественно выполняющих свой долг в Чечне.
Александр Михайлов - автор книги «Чеченское колесо» Это сборник художественных повестей и рассказов об офицерах и бойцах специальных подразделений, достойно и мужественно выполняющих свой долг в Чечне.
Уже сегодня ясно, что сценарии “малых войн” нам пишут те, кто используют межэтнические конфликты в своих интересах. Для одних интерес выражается в контроле за каспийской нефтью, для других в удобном транзите оружия и наркотиков, для третьих в отвлечении общественного мнения, сил и средств правоохранительной системы от собственных преступных деяний
В любом случае мы сталкиваемся с интересами, противоречащими интересам национальной безопасности России, задачам преодоления социально-экономического кризиса в стране, задачам обеспечения достойной жизни гражданам нашей Родины. Об этом прямо говорится в книге “Чеченский капкан”.
Война прекращается только победой одной из сторон. Победа может быть своя или чужая. Одни стремятся к победе России, другие к победе ее врагов. Здесь не полутонов. Не будет полутонов и в грядущих конфликтах, которые, судя по сложившейся обстановке, еще не раз вспыхнут на границах Российской Федерации. Поэтому Чеченская война всем нам урок. Пока мы не освоим этот урок, мы будем терпеть поражения одно за другим.
Да, мы проиграли Чеченскую войну, проиграли важное сражение. Но мы не проиграли всей кампании! Если мы поймем, кто наши враги, кто наши друзья, если не будем смотреть равнодушно на разложение власти и разворовывание богатств страны наши победы впереди.
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы.
Прочитать книгу по выбору и написать аннотацию к ней.
Аннотация – краткая характеристика книги, статьи и пр., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главных вопросов) и дающая иногда их оценку. Аннотация имеет небольшой объем, независимо от объема основного текста, это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги.

Задание для зачета по теме «Трагические страницы истории страны и народа в русской литературе второй половины ХХ века»

Написать сочинение на одну из тем.
«История моей семьи в биографии страны».
Размышления над прочитанной книгой.
Написать стихотворение по теме.
«Слышнее стало ощущенье шагов истории самой» (на примере 2-3 произведений).
«О людях, что ушли не долюбив, не докурив последней папиросы» Подвиг человека на войне по произведениям литературы.
Человек в тоталитарном государстве (на примере 2-3 произведений).
Проблема нравственного выбора в литературе второй половины ХХ века.
Размышления о чести и совести (На литературном материале или по личным впечатлениям).
Проблема исторической памяти (На литературном материале или по личным впечатлениям).
Критерии оценивания сочинения (содержание)
"ОТЛИЧНО": может быть выставлена, если есть прямой и исчерпывающий ответ по теме, обнаружено отличное знание и глубокое понимание текста художественного произведения, а также умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли, писать правильным и выразительным литературным языком. "ХОРОШО": ставится за сочинение, дающее в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, обнаруживая хорошее знание текста, умение пользоваться литературным материалом, делать необходимые выводы и обобщения, писать правильным литературным языком, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей. "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за сочинение, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала, нарушения последовательности изложения мыслей. "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за сочинение, в котором не понята и не раскрыта тема, налицо плохое знание текста произведения, преобладают общие фразы, не подтвержденные литературным материалом; изложение носит трафаретный характер или сводится к простому пересказу произведения или учебника, имеются серьезные нарушения последовательности в выражении мыслей, отсутствуют выводы и обобщения.

Заключение
Во второй половине ХХ века сформировался новый тип литературного течения. Современный литературный процесс характеризуется прежде всего исчезновением былых канонизированных тем («тема рабочего класса», социалистического строительства, «литература об армии», «деревенская проза» и пр.)
Впервые нашли своего читателя произведения, написанные 30-40 и более лет тому назад. Лучшие писатели были не просто свидетелями исторических событий и трагических страниц в истории нашей страны, но и ее активными участниками.
В литературу влился ряд молодых и талантливых писателей – наших современников, которые уже не боялись и не боятся прямо и открыто говорить о том, о чем плачет душа и о чем раньше писать просто запрещалось.
Появились новые художники, которые искали иной путь к народу. Этот путь часто был сопряжен с непониманием, травлей, арестами, запретами произведений. Впервые в истории русской прозы произошло новое осмысление темы коллективизации, военной темы; впервые зазвучала тема сталинских репрессий, афганская и чеченская тема.
Литературный процесс второй половины ХХ века – многогранный и достаточно сложный период развития отечественной словесности. Рекомендованные для чтения произведения лишены однолинейности и однозначности в их оценке. Сегодня, читая эти произведения, мы с уверенностью говорим, что свободная мысль в искусстве, наконец-то, восторжествовала.
Произведения писателей реалистически отражают трагические конфликты эпохи и являются чрезвычайно важными в эстетическом и нравственном плане.



Литература
Основная
1. Литература: учебн. пособие для студентов средн. проф. учебн. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 656 с.
2. Литература: практикум: учебн. пособие для студентов средн. проф. учебн. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
3. Литература (Русская литература ХIХ века). 10 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений: В 2 ч. Ч. 1, Ч 2/ А.Н.Архангельский, Д.П.Бак, М.А.Кучерская и др. ; под ред. А.Н.Архангельского. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 398с.: ил.
4. Литература. 11 кл. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Ф.Курдюмова, О.Б.Марьина, Н.А.Демидова и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа. 2008. – 370 с.
Дополнительная
1. Русская литература XX века: Учебник для общеобразоват. учрежд. / под ред. Журавлевой В.П. В 2-х частях. – 7-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2002.- 384 с.
2. Русская литература ХХ в.: Учебник для общеобразоват. учрежд. / под ред. Агеносова В.В. (ч. 1, 2). – 6-е изд.- М.: Просвещение, 2006. - 340 с.
3. Русская литература XIX в.: Учебник-практикум для общеобразоват. учрежд. (ч.1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М.: Просвещение, 2006. - 350 с.











Содержание
Введение..
3

1.Литература и история
6

2.Коллективизация в стране и ее отражение в литературе...
6

3.Тема сталинских репрессий..
15

4.Художественное воплощение подвига народа в Великой Отечественной войне
18

5.Афганская тема в литературе 80-х гг...
19

6.Чеченская тема в современной литературе.
22

Заключение.
26

Список литературы
27

































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215