Родительская гостиная. «Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни»

Родительская гостиная:

«Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни»

Цель: информационное обеспечение родителей.
Задачи: формирование у родителей активного и ответственного отношения к нравственному воспитанию детей, развитие педагогической культуры, поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога.

План проведения
1 Вступительная беседа;
2.Тестирование родителей и интерпретация тестов;
3. Основная часть:
а) семейная педагогика;
б) мораль и нравственность (+ тестирование родителей);
в) святая ложь;
г) семейный очаг;
д) сфера межличностного общения;
и) в будущее с казахским языком.
4.Рефлексия

Ход гостиной
Учитель (вступительная беседа)
Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, мальчики и девочки, юноши и девушки, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»
Когда твое чело избороздят
Глубокими следами сорок зим, -
Кто будет помнить царственный народ,
Гнушаясь жалким рубищем твоим?
И на вопрос: «Где прячутся сейчас
Остатки красоты веселых лет?» -
Что скажешь ты? На дне угасших глаз?
Но злой насмешкой будет твой ответ.
Достойней прозвучали бы слова:
«Вы посмотрите на моих детей.
Моя былая свежесть в них жива.
В них оправданье старости моей»
Пускай с годами стынущая кровь
В наследнике твоем пылает вновь!
В. Шекспир
Скажите, а разве каждый родитель может сказать, что его дети – это его радость? К сожалению, не каждый! А почему? Да потому что воспитание детей – это труд. Труд кропотливый, трудоемкий, но в конце концов – благодарный!
А умеем ли мы воспитывать своих детей? Уверена, что почти каждый из вас скажет: «Конечно, да!» А так ли это на самом деле? Давайте поработаем над следующими анкетами и посмотрим, как обстоят дела у нас с вами.

Тест 1
На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?
Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе 1 балл, если нет – 0 баллов.
- Иногда немного жаль, что ребенок вырастит и станет взрослым.
- Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего не лжет, а фантазирует.
- Современные школьные программы чересчур сложны.
- Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
- Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.
- Наивная непосредственность – это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.
- Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.
- Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
- У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
- Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.
- Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирожденные воспитатели.
- В детстве всем необходимы занятия спортом.
- За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.
- Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.
- Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.

Итоги:
15 -20 баллов
Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.
Мать: Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет, и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.

8 – 11 баллов
Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.
Мать: Ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.

Менее 8 баллов
Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.
Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.

Тест 2
Занимаюсь ли я воспитанием своего ребенка?
1. Сколько учебных предметов было у вашего ребенка в прошлом учебном году и сколько в нынешнем?
(Справьтесь теперь у сына или дочери):
а) я назвал(а) число предметов точно;
б) почти точно;
в) крепко напутал(а).
2. Сколько родительских собраний вы посетили?
а) я посетил(а) все (или пропустил(а) одно);;
б) пропустил(а) два;;
в) не посетил(а) ни одного по различным причинам.
3. Из преподавателей, работающих в классе моего ребенка:
а) я знаю всех;
б) знаю некоторых;
в) знаю только одного.
4. Сколько раз в прошлом учебном году (хотя бы ради интереса) вы просматривали тетради и учебники своего ребенка?
а) я делал(а) это периодически;
б) один-два раза в четверть (в течение года);
в) не делал(а) этого ни разу.
5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам, и вы не способны ему помочь, что вы будете делать:
а) обращусь за помощью к учителям или другим людям;
б) пойду в дирекцию школы;
в) заставлю ребенка серьезнее учить неподдающиеся предметы.
6. Большинству ребят нравится заниматься группами, поэтому, когда к вам приходят друзья вашего ребенка, чтобы позаниматься, вы:
а) принимаете их и, если не можете помочь им в занятиях, то хотя бы создаете условия для занятий;
б) они очень вам мешают, но вы их принимаете;
в) предпочитаете, чтобы они это делали в другом месте.

Ключ к тесту:
Если вы избрали для ответа от 6 до 4 пунктов под буквой «а»:
Очень хорошо! Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в таком возрасте, когда на его пути встречается много трудностей, ребенок нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном.
Если вы избрали для ответа от 6 до 4 пунктов под буквой «б»:
Вас волнуют вопросы учебы вашего ребенка, но будьте осторожны! Могут возникнуть всевозможные «проблемы». Неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка. Не забывайте об этом.
Если вы избрали для ответа от 6 до 4 пунктов под буквой «в»:
Будьте честным до конца и примите к сведению, что первым человеком, который должен прийти на помощь своему ребенку в вопросах учебы, - это вы и все остальные члены семьи. Однако не надо впадать в крайности. Просто постарайтесь, начиная с этой учебной четверти, с этого учебного дня делать все так, как об этом написано хотя бы в пунктах под буквой «б». А затем поставьте перед собой цель добиться, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно дать ответы под буквой «а». При желании вы сможете этого добиться.
Итак, поработав с тестами и познакомившись с ключами к ним, мы видим, что не все так лучезарно как мы представляли себе в начале работы. Очевидно, что родителям, в пер-
вую очередь, надо заниматься самим, искать и знакомиться с информацией по интересую-
щим вас вопросам.
«Семейная педагогика»
Радостно, когда твои дети –
шаг вперед по сравнению с тобой,
горько – когда шаг назад.
Семья – это практически всегда дети. Вот здесь и начинается масса других проблем, связанных с пониманием друг друга. У родителей вопросы о том, как следует воспитать своего ребенка, а ребенок думает о том, как бы сделать так, чтобы тебя понимали эти большие и взрослые родители. Сколько неприятностей, раздражения и даже горя возникает в семье, если нет взаимопонимания между родителями и детьми. Давайте подумаем над этим.
В XVI веке в России появился сборник правил и наставлений «Домострой», где довольно подробно регламентирована жизнь семьи. В частности взаимоотношения родителей и детей. Например, одно из положений этого документа советует родителям, если сын (дочь) «не слушает, не внимает и не боится, то нужно иногда плетью постегать, по вине смотря» Как вы думаете, помогало ли это средство «воспитания»? И как потом сами «воспитанники» относились к своим детям?
Вам необходимо выработать свод основных правил семейного воспитания. Сформулируйте и запишите четкие и конкретные положения, которыми должны руководствоваться родители, бабушки и дедушки, а также тети и дяди, принимающие участие в воспитании ребенка в семье. (Время на обсуждение и принятие свода основных правил семейного воспитания 10 минут, затем – презентация результатов творческой деятельности родителей)
А теперь, уважаемые, родители, давайте рассмотрим 9 заповедей семейного воспитания, проанализируем их (заповеди прилагаются)
В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду»
Советская дошкольная педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время, ведущие исследователи проблем нравственного воспитания конституирующими основами нравственного воспитания считают: формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, знакомыми взрослыми, сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения.
Когда речь идет о воспитании, всегда говорится, в первую очередь, о морально-нравственном воспитании. Что же это такое, морально-нравственное воспитание? Здесь имеется много терминов и определений. Может быть, это звучит как-то непонятно, сложно. Так давайте же вместе разберемся с понятиями морально-нравственного воспитания. (идет обсуждение понятий, родителям выдается раздаточный материал)

Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общества, церкви и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.
Значение слова «Мораль» по Ожегову: Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми.
Нравственность – русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность – есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.
Нравственная культура – показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.
Нравственные (моральные) ценности – это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладает, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.
Патриотизм – нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.
Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.


Сфера морали.
Самую сильную черту отличия человека от
животных составляет нравственное чувство, или совесть.
Ч.Дарвин
Итак, поговорим немного о морали. Где проходит тот барьер, переступив который человек ставит себя вне морали? Чем должен руководствоваться каждый из нас, чтобы совесть осталась чистой? Можно ли нарушить взятое на себя обязательство или отказаться от данного слова? Что такое «святая ложь» и есть ли такое право у человека? И еще много вопросов можно обсуждать в разрезе этой темы. Давайте попробуем поработать над тестом под названием «Моральная устойчивость», результаты которой, я думаю, вам будут полезны в дальнейшем.
(Основная цель работы над данной сферой заключается в том, чтобы помочь участникам осознать свои моральные ценности и внутренние установки.)
«Моральная устойчивость»
1. Я всегда держу данное слово и выполняю свои обязательства перед другими.
2. Я охотно помогаю своим друзьям, причем делаю это бескорыстно.
3. Мне обычно неприятно, когда я вижу несправедливость.
4. Грубость и невоспитанность людей вызывает во мне чувство досады.
5. Я незлопамятный человек, не держу зла на других.
6. Я очень люблю животных
7. Я уважаю возраст и мудрость пожилых людей.
8. Стремлюсь быть честным(ой) и не только по отношению к другим, но и с самим собой.
9. Решая свои проблемы, я никогда не забываю о других.
10. Люблю делать подарки, мне нравится, когда человек радуется.


Ключ к тесту.
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.
Определение результата и его интерпретация.
1 – 3 балла. У вас не очень высокая моральная устойчивость. Наверное, вы просто еще не задумывались над этим или берете пример с других людей. В этом случае вам не повезло. Советуем подумать над своим обычным поведением, естественно, если вы хотите измениться.
4 – 6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном придерживаетесь моральных норм, принятых в обществе. Но вам есть еще над чем поработать, чтобы эти нормы стали вашей внутренней потребностью.
7 – 10 баллов. Вы практически идеальный человек, на которого могут равняться окружающие. Но не следует расслабляться, нужно и дальше работать над собой.
Результаты тестирования и их интерпретация могут вам не понравиться. Может быть вы и правы! Но поверьте, есть смысл задуматься над своим образом жизни, над тем, как к вам относятся окружающие и главное – не доставляете ли вы своим обычным поведением неприятности людям. Ведь рядом с вами находятся ваши дети, для которых вы образец для подражания! Впереди у вас еще целая жизнь, дети ваши еще школьники, и вы можете пересмотреть свои моральные установки, изменить свое отношение к жизни, если в этом есть необходимость.
«Святая ложь»
Человек должен быть честным по натуре,
а не по обстоятельствам.
Аврелий Марк, римский император
«А мама сказала, что ее нет дома», - ответил ребенок по телефону, потому что его об этом попросила мама. Сначала он еще не понимает, что это ложь, ведь взрослый сказал – надо сделать и бежать играть дальше. Но со временем он понимает, что можно, а иногда и нужно говорить неправду. Остается лишь принципиально решить вопросы – когда, при каких обстоятельствах, во имя чего можно ли говорить неправду? Что такое ложь во спасение? «Святая ложь»? Нужна ли она? В каких случаях?
Давайте составим перечень ситуаций, которые позволяют говорить неправду. Для этого заполните небольшую аналитическую таблицу.
Аналитическая таблица
Содержание
ситуации
Кому
Когда
Во имя чего
















А теперь мы обсудим ваши записи. Так кому, когда и во имя чего можно или даже нужно использовать «святую ложь»? во время обсуждения обязательна серьезная аргументация.
(Примеры из практики.
«Умирающему, чтобы его последние дни были более радостными и спокойными»; «Ребенку, чтобы он смог подготовиться к пониманию тяжелой для него информации, например, о смерти родителя»; «Учителю, чтобы пожалеть нервы родителей»; «Преступнику, чтобы спасти имущество, а тем более жизнь человека»)

«Семейный очаг»
Для одних семья – убежище от житейских
неурядиц, для других театр военных действий.

Вдумайтесь в эту фразу. А ведь ребенок живет и там, и там. Разные семьи, разные условия жизни ребенка. Родители часто забывают, что именно они закладывают основной стержень в характере своего ребенка! И не надо потом спрашивать: «Ну почему он такой? В кого он такой?» Вы, именно вы, сделали его таким. Что-то не рассмотрели вовремя, что-то упустили, а на что-то не хватило времени и вы попросту закрыли, на какие-то детали его поведения, глаза. Результат же не замедлит сказаться. И вот уже возникла проблема. И бывает так, что вы уже, без помощи разного рода специалистов, не можете ее решить!
Поэтому обратите, пожалуйста, внимание на следующие советы.
Советы педагогам и родителям
Дети учатся жить у жизни.
Если: ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
ребенка хвалят, он учится быть благородным;
ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить
любовь в этом мире.

Сфера межличностного общения
(Я среди людей)
Не порывай грубо нить дружбы, ибо если
придется опять ее связать, то останется узел.
Индийская пословица
Попробуйте дома поговорить на эту тему со своим ребенком. Узнайте, как он понимает данную пословицу, выскажите свое мнение. Обсудите разницу и общность ваших мнений. Это ведь тоже элемент воспитания. Ребенок понимает, что его слушают, с ним советуются! Взрослых интересует его мнение!!!
И еще один момент, которому уделяется большое внимание в морально-нравственном воспитании. Это чувство патриотизма!
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Очень важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Наш Казахстан – многонациональное государство. Он стремительно развивается, и к 2050 году, мы постараемся войти в 30-ку самых развитых стран мира. Об этом говорил в своем послании народу Казахстана лидер нашего Государства Н.А. Назарбаев.
Большое значение в стране уделяется изучению государственного языка. Что же у нас для этого делается?
В будущее с казахским языком
Изучение и развитие казахского языка – один из важных аспектов государственной политики. За последние несколько лет государственный язык стал более широко и массово использоваться не только на официальных мероприятиях, но и в быту: реклама, информаторы в общественном транспорте, говорящие на казахском, телеканалы, которые теперь вещают только на государственном языке. Даже в детских садах родителям дают задания, направленные на получение их детьми новых знаний на госязыке. Вдобавок ко всему созданы все условия для тех, кто целенаправленно желает овладеть государственным языком: открыты центры по изучению языка, разрабатываются и внедряются новые программы и методики, издаются «самоучители», словари и разговорники, позволяющие изучать государственный язык самостоятельно.
В последнем же послании народу Казахстана акцент был сделан на триединстве языков: казахском, русском и английском. Три языка – не много ли для ребенка?
По разным оценкам от 50 до 70 процентов населения земного шара – это билингвы, носители двух языков, поскольку они растут или выросли в интернациональных семьях. Существует масса методик, которые помогают справиться детям с языковой мешаниной и грамотно овладеть несколькими языками. Все зависит от того, как люди хотят справиться с возникшей проблемой, которую ни в коем случае нельзя политизировать, тем более что визитной карточкой нашей страны является его толерантное отношение к людям разных национальностей и вероисповеданий. Понятно ведь, что чем больше человек знает языков, тем он богаче, духовнее и больше настроен на диалог. В этом и есть рациональное зерно триязычия. А возникающие проблемы наложения языков можно решить различными методиками. Мешанина может возникнуть только на начальном этапе. Все станет на свои места по мере того, как ребенок наберется речевого опыта. Этому очень способствует позиция: один человек – один язык. Можно договориться с ребенком так: с мамой он разговаривает только на казахском языке, а с папой – на русском. Есть другой вариант: первая половина дня – один язык, вторая половина – другой. Не бойтесь обучать ребенка и третьему языку. Он в состоянии воспринимать большее количество языков при условии, что для этого создана специальная ситуация.
Из зарубежного опыта: в Финляндии, как и во всем мире, есть много интернациональных семей. Дети с раннего возраста благополучно усваивают два языка, благодаря массе имеющихся специализированных детских садов. Одна из самых распространенных методик – группу делят на две территории, и там, и здесь полно красивых игрушек, но на одной стороне атрибутика одного народа, на противоположной – другого. Ребенок, перешагивая на другую половину группы, переходит на другой язык.
А вот как, например, там обучают английскому языку. К играющим детям подходит педагог английского и, надевая на руку игрушку, потихоньку включается в игру. Дети его слушают, начинают улавливать смысл и отвечать. Именно игра способствует восприятию ими информации любой сложности.
По мнению экспертов, если сравнивать с событиями 10-летней давности, то отношение к государственному языку явно изменилось в лучшую сторону. Все больше молодых казахстанцев начинают активно пользоваться им.
Родная речь – бесценное наследие.
В календаре дат и событий 21 февраля 2000 года по инициативе ЮНЕСКО появился Международный день родного языка. Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали. возможно, этот день служит нам напоминанием о том, что в суете будней, общаясь на международных и официальных языках, не следует забывать и такую близкую, такую родную нам с рождения речь.
Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно шести тысяч языков мира может в ближайшее время потерять последних носителей. Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и укрепляют солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.
Уважаемые родители! Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школьного образовательного учреждения. Мы, педагоги, уделяем этому вопросу большое внимание, проводим множество разнообразных мероприятий. И я бы хотела вас познакомить с высказываниями некоторых учащихся в момент рефлексии после одного из таких мероприятий.

«Я научусь жить по-человечески: любить, понимать и беречь окружающее меня»
Аня К.
«Мне кажется, что после этого классного часа моя жизнь изменится только чуть-чуть, но я буду стараться делать ее лучше»
Арсен Б.
«Во время наших классных мероприятий я уже поумнел и не совершаю необдуманных поступков. Не замыкаюсь в себе и не забываю своих друзей»
Алексей Ш.
«Я буду стараться, чтобы меня узнали во многих городах и странах по каким-то хорошим поступкам. Я буду хорошим человеком»
Даурен К.
«Я попытаюсь сохранить тех друзей, которых я приобрела сейчас. Также постараюсь чуть-чуть сделать свой характер лучше»
Марина А.

А теперь мне бы хотелось провести рефлексию и с вами. Узнать ваше мнение о нашем мероприятии, оставило ли оно какой-либо след в вашей душе.
Синквейн, исходное слово - гостиная
Например:
Существительное: Гостиная
Два прилагательных: Интересная, многогранная
Три глагола: Учит, организует, развивает
Предложение из четырех слов: Гостиная – интересная форма работы
Слово-ассоциация: Гостиная – родители

Спасибо, что посетили наш семинар!
Литература:
1. Прутченков А.С., Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. – 2-е изд., испр.идопол. – М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000
2. газ. «Вечерняя Астана», № 21 за 21 февраля 2012 г.
3. газ. Класс Time, № 4 за 22 февраля 2012 г.