Краеведческая исследовательская работа по теме Свадебные традиции села


Отечество - 2016
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Управление образования Орловского района
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
Номинация «Культура и фольклор родного края»
Тема работы «Свадебные традиции родного села»
Подготовил:Антоненко Валерий Алексеевич учащийся 11 класса
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Орловский Дом детского творчества
347525 х.Камышевка Орловский район ул.Школьная 30
347525 х.Камышевка Орловский район ул.Школьная 15
тел. 43-6-47
Руководитель:Светличная Марина Анатольевна
Руководитель туристско-краеведческого кружка
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Орловский Дом детского творчества
п. Орловский
2016г
Оглавление
Введение.
Глава 1. «Традиции русской свадьбы в х.Камышевка в прошлом».
Сватовство.
Подготовка к свадьбе.
Свадебный пир.
Глава 2. «Современные свадебные традиции»
2.1. Сватовство.
2.2. Помолвка.
2.3. Свадьба.
2.4. Изменение свадебных традиций.
Заключение
Список источников и литературы
Приложение

“Мы не должны забывать о своем культурном прошлом,
о наших памятниках, литературе, языке, живописи,
традициях. Национальные отличия сохранятся,
если мы будем озабочены воспитанием душ,
а не только передачей знаний”
(Д.С.Лихачев).
Введение
Русские народные праздники и обряды - одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона» - говорили в старину. Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов.
В своей работе мы рассмотрим традиции свадебного обряда в х.Камышевка в прошлом и настоящем. Проанализируем, насколько традиции свадьбы сохранились сегодня.
Целью работы является: выяснить, чем отличаются современные свадьбы от свадеб наших бабушек? Что имели общего?
Задачами работы является: познакомиться со свадебными обрядами наших бабушек и мам, познакомиться с современными свадебными обрядами; сравнить свадьбы прошлого с современной церемонией.
Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.
Объектом исследования является: культурная жизнь жителей х.Камышевка в прошлом и сегодня.
Предмет исследования: свадебные традиции села.
Методы исследования: анализ архивных источников; беседы со старожилами села.
Практическая значимость исследования: данные и результаты исследовательской работы могут быть использованы в школьном курсе истории родного края и исторического краеведения, а также в социальной практике.
Научная новизна данной работы заключается в её социальной направленности на проблемы сохранения народных традиций села.
Глава 1. «Традиция русской свадьбы в х.Камышевка в прошлом».
Сватовство
Интересным и ценным обрядом в художественном отношении является русская свадьба. Корни свадебного обряда уходят в глубокую древность.
Понятие «свадьба » появилось в России очень давно. В те давние времена влюбленные сочетались браком совсем по-другому. Слово «свадьба» начало формироваться с приходом христианства, в конце 10 века.
На свадьбе поются песни, ведутся игры и пляски, но общий характер свадьбы в эпоху наших ближайших предков и сегодня совершенно иной, чем в старину. По словам Силкиной А.И., в её время свадьба сочетала в себе много обрядов. Хотя и в наши дни на свадьбе присутствуют обрядовые черты.
Как и в прежнее времена всё начинается со сговора, затем сватовство и сама свадьба: выкуп невесты, регистрация, венчание, вход в дом мужа и застолье. Как правило, невесту или зятя предпочитали выбирать из своей деревни. Большое влияние на выбор жениха и невесты оказывало общественное мнение, репутация семей. Смотрели не только на богатство, хотя оно тоже играло свою роль, существовали представления о “хорошем” парне и “хорошей” девушке. Здесь уже учитывались только личные качества. В парне ценились уважение к старшим, смелость, трудолюбие, порицались неисполнение воли родителей, нарушение обычаев. В девушке ценились хозяйственность, уважение к старшим, порицались лень, грубость, нечистоплотность, вульгарность. При обоюдном согласии сторон, совершалась помолвка.
Если родители не имели ничего против жениха, то они через посредника (тетю или подружку) узнавали мнение дочери. Невеста, как правило, не шла против родительской воли и почти всегда отвечала, что как родителям будет угодно, как они решат, так и будет. Это первое посещение считалось малым сватовством. На нем, при положительном результате, решался вопрос о сроках второго, большого сватовства. Оно проходило спустя две-четыре недели после первого. На этот раз сватов приходило человек пятнадцать-двадцать. Во время второго сватовства решался вопрос о сроках предстоящей свадьбы, которая могла состояться через шесть месяцев или даже спустя несколько лет. Тут же за столом молодые разрезали каравай на четыре части и отдавали родителям, называя их папой, мамой.
Подготовка к свадьбе.
За день до свадьбы родственники жениха перевозили приданное от невесты: подушки, постельное белье, разную мебель. Сопровождалось вся процессия песнями под баян или гармошку. Чаще перевозили приданное на лошадях, тачанках, а позже на грузовой машине. Коней рядили в праздничное убранство, а борта машины подписывали инициалами жениха и невесты.
Огромное значение в ритуале играл подбор обрядовой одежды.
Свадебное платье невесты должно было быть непременно белого цвета, символизируемого чистоту, нежность. Голова невесты, по словам Силкиной А.И. должна быть покрыта (в древние времена это был дорогой платок, позже – фата).
Важной символической принадлежностью было гильце. Оно состояло из ветки, убранной цветами, лентами, колосьями, ягодами, которую втыкали в хлеб. Каравай готовили обязательно замужние женщины, специально приглашённые родителями для этой цели.
Свадебный пир.
Свадьба обычно длилась два, три дня. Начиналась с того, что ряженый жених отправлялся к невесте. У ворот его встречали гости невесты. Калитка была заперта, что бы ее открыть, гостям необходимо было пройти черед задания или плату деньгами.
Затем жених выкупал невесту уже в доме суженой. После завершения выкупа мать невесты благословляла молодых православной иконой. После чего невеста кланялась всем родным, целовала родителей. Затем невеста с женихом отправлялись в Сельский Совет для регистрации брака. Там молодожены получали свидетельство о регистрации брака и обменивались кольцами в знак верности и любви. Мать жениха перевязывала руки молодожен платком, чтобы брак был вечным. А потом молодожены приглашали всех гостей к столу. Начинался обряд одаривания молодых. Как правило, дарили подарки: вещи, посуду, живность, дарили и деньги. По окончанию даров невеста с женихом уезжали для продолжения свадьбы к жениху. Близкие родственники вели невесту в дом жениха. У дверей ее встречали родители. Мать жениха обсыпала невесту пшеницей, сладостями, орехами, монетами. Эта означала, что родители желали молодым достатка и сладкой жизни.
Свадьба сопровождалась веселым гуляньем. На второй день гости невесты приносили молодоженам завтрак. На воротах гостей встречали ряженные и просили выкуп за ложки, которыми надо будет есть «шулюн». И затем все гости жениха, ряженные, отправлялись на свадьбу к невесте. По дороге гости ловили кур на улице и на третий день из них варили лапшу. Еще было традицией катать тещу на тачке. Как правило, тачку опрокидывали, что вызывало смех и веселье. Если жених или невеста оказывались младшими в семье, то в присутствии всех гостей забивали у ворот кол. Это являлось подтверждением того, что родители выполнили свой основной долг перед детьми их.
Глава 2. «Современные свадебные традиции»
2.1. Сватовство.
Прошло то время, когда судьбу молодых решали родители. Будущие молодожены сами выбирают свою вторую половинку и обряд сватовства претерпел множество изменений.  В древности в дом к девушке приходили родственники и родители жениха, чтобы договориться о заключении брака. Именно во время сватовства будущие родственники знакомились друг с другом и налаживали связи.  В наше время обряд стал намного проще: жених приходит в дом невесты и просит ее руки у родителей. Некоторые и вовсе пренебрегают этим обрядом и просто сообщают обеим сторонам о своем решении.
2.2. Помолвка.
Сейчас используется традиция помолвки, и это является официальным провозглашением влюбленных женихом и невестой. Сегодня помолвку можно считать самым романтическим моментом, и женихи словно соревнуются друг с другом в креативности, устраивая прилюдные шоу  и т.д. Как и раньше, жених преподносит  невесте кольцо, которое она будет носить до свадьбы, а потом хранит как память. В старину по этому поводу устраивался настоящий  праздник, в наше время помолвка также сопровождается вечеринкой.
2.3. Свадьба.
Свадебный день начинается с того, что невеста и подружки наряжаются. Жених собирает сватов, друзей, дружку и отправляется в дом невесты, которую полагается выкупить у родственников и подружек. Жених должен пройти «полосу препятствий», во время которой он отгадывает загадки, проходит различные конкурсы и т.д. За каждую не отгаданную загадку жених должен откупиться подарком или деньгами. 
После выкупа молодожены и их родственники отправляются в ЗАГС для того, чтобы официально зарегистрировать свои отношения. На современной свадьбе используется традиция разрезания торта. Молодожены режут хлеб непременно одним ножом, что символизирует единство.
Появились и европейские традиции. Невеста на свадьбе бросает букет, а жених подвязку.
Многие современные молодожёны наряду с регистрацией брака в ЗАГСе, возрождая древний обычай, венчаются в церкви. В советское время венчание совершалось очень редко. Возврат к данному ритуалу произошел в 90-е г.
В нашем селе существует хорошая устоявшаяся годами традиция - все молодожёны возлагают цветы к памятнику погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны.
2.4. Изменения свадебных традиций.
С течением времени русская свадьба трансформировалась. Утрачивались некоторые обряды и появлялись новые, которые могли быть интерпретацией более раннего ритуала или вовсе были заимствованы из других религий. В истории русского народа известны периоды, в которых традиционный свадебный обряд был «отброшен», и его заменила государственная регистрация брака. Но по истечению некоторого времени свадебный обряд вновь «возродился», претерпев существенные изменения. Прежде всего, он был переориентирован на городскую среду, в силу чего изменилась одежда жениха и невесты, вместо традиционного каравая появился свадебный торт, практически «выветрилась» свадебная поэзия, были утрачены многие детали свадебных обрядов. Оставшиеся же практически изменили свой смысл и стали исполнять роль развлечения, увеселения зрителей, а также придавать свадьбе зрелищность и красочность. Из содержания жизни свадьба превратилась в престижную акцию.
Заключение
Выполняя данную работу, мы поняли, что свадьба в нашем селе, как социально-бытовой обряд имела свои особенности, которые ориентированы были на южнорусскую свадебную традицию. Одна из особенностей то, что свадьба сопровождается на языке диалекта. Использование русского и украинского языка, а так же обычаев и традиций привело к смешиванию не только языка, но и обрядов.
Так же в свадебной традиции прослеживается двоеверие, элементы, как христианства, так и язычества. Иносказания, ряженая свадьба, забивания кола-все это проявления язычества. Но в церемонии свадьбы существует, благословление, венчание - элементы христианской культуры.
Свадьба как особый обряд породила народный свадебный фольклор: песни, частушки, прибаутки, поздравления.
Но за многовековую историю одни ритуалы подверглись изменениям, другие оказались безвозвратно утерянными. Наша задача не допустить того, чтобы добрые традиции ушли в небытие, наша цель - сохранить историческое наследие. Последняя волна моды на возрождение старинных традиций привела к тому, что сегодня многие пары стремятся организовать настоящую русскую свадьбу со всей присущей ей атрибутикой: символичными обрядами, особыми песнями и русским свадебным танцем.
Своей работой мы думаем, нам удастся напомнить современной молодежи , каким было прекрасным наше культурное прошлое.
Список литературы:
Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992.
Архивные документы Камышевской сельской администрации.
Воспоминания Семенягиной В.И.
Воспоминания Силкиной А.И.
Воспоминания Волошиной Т.А.
Воспоминания Украинской А.И.
Воспоминания Теплухиной С.Н.
Интернет ресурсы:
http://www.bestreferat.ruhttp://pandia.ru
Приложение