Сценарий мероприятия Мой путь к доброте


МБОУ ДОД Районный Центр Внешкольной работы
Сценарий мероприятия, посвященного Всемирному дню спонтанного проявления доброты – 17 февраля
«МОЙ ПУТЬ К ДОБРОТЕ»
Подготовила:
педагог дополнительного
образования высшей категории
Ряжских Ираида Борисовна
МБОУ ДОД РЦВР
г. Красный Сулин
2015 г.
Сценарий мероприятия,
посвященного Всемирному дню спонтанного проявления доброты:
«Мой путь к доброте»
Возраст: 11-12 лет
Цели и задачи:
Способствовать формированию у учащихся доброты и милосердия, расширить знания об их роли в жизни каждого человека.
Развивать навык сотрудничества, коммуникативные навыки; чувство взаимовыручки и взаимопомощи.
Воспитывать чувство доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности; навыки культуры общения.
Формирование навыков толерантности; эстетического вкуса, творческих способностей.
Оборудование:
Книжная выставка на тему: «О добре замолвим слово»;
Цветной картон, фломастеры, ножницы, клей;
Ноутбук;
Презентация «Мой путь к доброте».
Ход мероприятия:
Педагог: Добрый день, дорогие ребята, сегодня в честь Всемирного дня спонтанного проявления доброты я хочу обратиться к вам со словами:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту! (А.Чепуров)
Педагог: Как вы думаете, какова тема нашего мероприятия? О чем сегодня мы будем с вами говорить?
(Ответы детей)
Педагог: Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить о доброте.
Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написала поэтесса Любовь Бодрова:
Ценней всего на свете Доброта,
Она сияет добрыми глазами,
Невидима, но яркими лучами
Согреет, и откликнется душа.
Меняет свою цену красота,
От времени тускнеет, будто стразы,
Но только, как блестящие алмазы,
Желанный лучик, светит Доброта.
Нет ничего прекрасней красоты,
Она достойна всяческих похвал,
Но только тот, кто Доброту познал,
Поклонится ей низко до земли. (Слайд 2)
Педагог: Всемирный день спонтанного проявления доброты, который отмечается 17 февраля, - потрясающий праздник, чистый, светлый, лишенный всяческой политической окраски и национальных границ. Кому и когда пришла в голову великолепная идея внести его в календарь памятных дат – точно неизвестно. Известно только то, что несколько крупных международных благотворительных организаций лет 5 тому назад объединились и выступили с блестящей инициативой об учреждении неофициального Дня Доброты. Это, без сомнения, праздник планетарного значения, который каждому человеку предоставляет шанс еще раз доказать, что он способен быть бескорыстным, искренним, терпимым и участливым.
(Слайд 3)

Педагог: Международная Академия Доброты устанавливает по всему миру памятники-символы Доброты «Одуванчик». Там, где доброта – там нет границ. Где нет границ - начинается понимание и любовь между людьми.
«Одуванчик» - это отражение хрупкости, также как и понятие Доброты, Любви, Дружбы. Идея памятника состоит в том, что каждая тычинка одуванчика - это раскрытая в приветствии ладошка, в центре которой глаз, как символ открытого сердца. И листья одуванчика как губы, на одну из которых приземлилась тычинка в образе ладошки. В нашей стране памятник Доброты установлен в Севастополе. (Слайд 4)
Педагог: А что такое доброта?
Ответы детей:
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Доброта - всё положительное, полезное, хорошее.
Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Доброта – доброжелательное отношение к окружающим людям.
Педагог: В толковом словаре Сергея Ожегова можно прочесть следующее определение доброты: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Сергей Ожегов отметил качества, определяющие доброту:
добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. (Слайд 5)
Педагог: Излагая научным языком: Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся:
отзывчивость; внимание к людям; щедрость; готовность поступиться своими интересами ради других; способность к самопознанию; бескорыстие и т.д. (Слайд 6)
Педагог: О доброте размышляли писатели:
Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дешево и не
ценится так дорого, как вежливость и доброта».
Жан Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в
благожелательном отношении к людям».
Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь
некоторую долю этого качества и в самом себе».
Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».
Максим Горький: «Человек, который делает добро другим,
чувствует себя счастливым».
Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он
замечает добра в людях».
«Лучшее в добрых делах – это желание их утаить».
А.П. Чехов: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать
добро!»
Л.Н.Толстой: «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают,
и ты научишься творить добро!» (Слайд 7)
Педагог: В народе о доброте слагались пословицы:
«Час в добре побудешь – все горе забудешь».
«Кто живет в добре, тот ходит в серебре».
«Лихо помнится, а добро век не забудется».
«Бедного обижать – себе добра не желать».
«Худо тому, кто добра не делает никому».
«Добрые дела красят человека».
«Сделаешь добро – добро найдешь».
«Кто со злом не повстречался, тот добра не
понимает».
«На добрый привет – добрый ответ».
«Жизнь дана на добрые дела». (Слайд 8)
Игра «Собери пословицу (Слайд 9)
Педагог: А для чего нужна доброта?
(Ответы детей)
Педагог: Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один. Переживает чувство отчаяния, страдает.
Посмотрите на доску, здесь вы видите изображение - «Дерево добра».
(На листе ватмана нарисовано дерево без листьев, цветов, плодов)
Сегодня мы постараемся изменить этот рисунок.
Педагог: Ребята, а как вы думаете, где живет доброта? Можно ли измерить доброту?
(Ответы детей: доброта живет в сердце человека.)
Педагог:
Как вы думаете, трудно ли быть по-настоящему добрым?
(Ответы детей)
Притча «Котенок»
Педагог: Да, добрым быть трудно, ведь у каждого человека свой путь к доброте, свои взлеты и падения. Ребята, я предлагаю вам послушать притчу.
«Котёнок»
«Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление: «Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
«От 30 до 50 рублей», - ответил продавец. Вздохнув, ребенок, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас», - грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них», - с надеждой попросил он продавца.
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
- «Скажите, а что с этим котенком?»- спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. «Это на всю жизнь, так сказал ветеринар», - добавил мужчина. - Поэтому котенок и хромает».
Тогда мальчик почему-то очень заволновался: «Вот его-то я и хотел бы приобрести».
- «Да ты что, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам», - сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром, - напряженным голосом произнес ребенок. Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,- твердо добавил он.
Сердце продавца дрогнуло. - «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята».
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца: «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать, и этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал», - дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты», - сказал продавец».
Педагог: Понравилась ли вам притча? Скажите, пожалуйста, о каких чертах характера мальчика вы можете сказать? Чему учит эта притча? О чем вы задумались? Смогли бы вы поступить так, как этот мальчик?
(Ответы детей)
Педагог: В действительности, не столь важно, КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, КАКОЙ вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь в этом и проявляется милосердие, качество, близкое слову доброта.
Игра «Сказочный герой – добрый и злой» (физминутка) (Слайд 10)
(Педагог называет сказочных персонажей. Если это добрый герой – дети хлопают в ладоши, злой - топают ногами).Педагог: Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка , Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Папа –Карло.
Притча «Калека»
Педагог: Молодцы, ребята! Я вижу, что вы читаете книги и умете отличать злых героев от добрых. А сейчас мы познакомимся с притчей Светланы Копыловой о художнике без рук и ног - Григории Журавлеве, человеке, который писал картины и иконы.
«Калека»
«Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.
К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него «подмостках». Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы. Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию».
Педагог: Ребята, как вы думаете, о каких чертах характера Григория Журавлева мы можем сказать?
(Ответы детей: сила воли, любовь к жизни, необыкновенная доброта, отсутствие обиды на жизнь и людей…)
Случай из жизни
Педагог: А теперь я вам расскажу о ситуации, которой сама была свидетельницей: «По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.Когда он вернулся, девочка спросила его:- Это твоя бабушка?- Нет,- ответил мальчик.- Мама?- удивилась подружка.- Нет!- Ну, тётя? Или знакомая?- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!»
Педагог: Дети, скажите, а как бы вы поступили в этой ситуации?
(Ответы детей)
Выполнение теста «Добрый ли я»
Педагог: Сейчас мы проведем тест «Добрый ли я». (Слайд 11)
Каждый из вас сможет проверить, какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?
Педагог: Давайте рассмотрим бланк ответов. (Слайд 12)
Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать «да» или «нет».
Педагог: А теперь вопросы. (Слайд 13)
1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?5. Часто ли ты используешь злые шутки?6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Педагог: Теперь давайте посмотрим, как правильно подсчитать баллы. (Слайд 14)
Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.
Результаты:
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Практическое задание: «Вырастить Дерево Добра»
Детям предложено украсить дерево листочками и плодами, на которых написано по одному качеству: доброта, нежность, верность, ласка, сострадание, радость, чудеса, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, честность. (Дети украшают «Дерево Добра»)
Педагог: А никто не хочет украсить «Дерево Добра» надписями: зло, война, ненависть, зависть, жадность, грубость, ложь, жестокость, предательство? (Ответы детей: нет!)
Педагог: Очень важно научиться различать Добро и Зло.
Подумайте, что из этих «даров» вы хотели бы подарить своим родным? Какие качества вы бы хотели иметь в своем сердце?
(Ответы детей)
Подведение итогов
Педагог: Дети, так кто же он - добрый человек?
(Ответы детей)
Педагог: Итак, добрый человек – это тот, кто: 
любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь; 
любит природу и бережет ее; 
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим; 
любит животных, помогает птицам выжить в зимнюю стужу;
подкармливает собак и кошек.
Педагог: Есть такая притча: «Один человек решил изменить мир. Но мир – такой большой, а человек – такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а человек такой маленький. Тогда человек решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей с десяток. Так человек добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, – самого себя».
В чем смысл этой притчи?
(Ответы детей)
Педагог: Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги.
В процессе жизни этот лист заполняется духовными качествами, которые необходимы человеку для общения с людьми.
Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого (Слайд 15):
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Уступи место в автобусе пожилым людям.
Защищайте девочек, маленьких детей.
Не допускайте грубости.
Будьте добрым человеком!
Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.
Улыбнуться прохожему. 
Помочь молодой маме вынести коляску.
Уступить место в транспорте.
Помочь донести тяжелую сумку бабушке.
Вежливо или ласково поговорить со встретившимся Вам пенсионером.
Отвезти свои мягкие игрушки и хорошие, но давно не используемые вещи в детский дом.
Уступить свое место в очереди тому, кто стоит за вами. Это может быть домохозяйка в супермаркете, которую ждут дети.
Друзьям отправить приятные СМС или открытки.
Сделать кормушку для птиц.
Покормить бездомных кошек или собак. 
Педагог: Дорогие мои ребята, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Будьте добрым человеком! (Слайд 16)
Педагог: Наша беседа подходит к концу. Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте:
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
Посмотрите, какое красивое деревце мы вырастили!
Вы протоптали к нему тропку доброты, и я желаю, чтобы эта тропка превратилась широкий путь, по которому вы будете идти уверенно, даря всем радость, доброту, любовь.
Не забывайте подарить добро
Соседям, родственнику, другу.
Оно, как истинное волшебство,
Всегда вернется к вам по кругу. (Слайд 17)