Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи

Учебно-методическая карта занятия по русскому языку на тему
«Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи»
группа ______1 курс_СПО________________
Преподаватель ________Садыкова Залия Наиловна_________________________
Вид занятия, тип урока: __комбинированный урок_______________
Цели:
1. Образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология», видеть сходство и различие со словом и словосочетанием; знать синонимию, антонимию фразеологизмов.
2. Воспитательная: повышать речевую культуру студентов, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову, любовь к истории развития русского языка.
3. Развивающая: способствовать развитию умений студентов правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, развитию логического мышления.
Студент должен знать: фразеологические единицы языка, ошибки в употреблении фразеологизмов, сходство и различие со словом и словосочетанием, синонимию, антонимию фразеологизмов, происхождение некоторых фразеологизмов.
Студент должен уметь: уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять фразеологизмы в своей речи.


Карта обеспечения занятия
1. Наглядные пособия и раздаточный материал: _карточки с заданиями, презентация, фразеологический словарь______________________________________
2. Технические средства обучения _ПК, проектор, экран__________________
3. Литература: _Русский язык. 10-11кл. /Под ред. Н.Г.Гольцовой.-М,2012.
4. Нормативно - техническая документация: Рабочая программа дисциплины.


Содержание занятия
№№
п./п.
Элементы занятия, изучаемые вопросы, методы обучения
План время

1
Организационный момент (проверка готовности группы к занятиям, отметка отсутствующих, ответы на вопросы)

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Дежурный, кого нет на занятии?

2 мин.

2
Проверка знаний студентов: (опрос с места, у доски, письменно, программированный и.т.д.)

Ребята, мы на предыдущих уроках с вами проходили тему «Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас».
- Какие слова относятся к активному и пассивному словарному запасу?
- Какие слова относятся к профессионализмам?
- Диалектизмы и жаргонизмы? Что вы можете о них сказать?
- А что такое терминологическая лексика?

5мин.

3
Подведение итогов проверки знаний, выставление оценок
Молодцы, ребята, хорошо усвоили материал.
1 мин.

4
Сообщение темы урока, мотивация и актуализация, постановка целей и задач занятия

Мы продолжаем знакомиться с лексикой русского языка. Сегодня мы повторим и обобщим наши знания о фразеологизмах. Поэтому цель нашего урока заключается в следующем: в умении находить фразеологизмы в тексте, объяснять их лексическое значение и правильно употреблять их в нашей речи.
Мы вспомним всё вам известное об устойчивых сочетаниях, узнаем много нового и интересного. Надеюсь, что после сегодняшнего урока вы будете правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, ведь они, по словам В.Г. Белинского, «составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».

Напишите сегодняшнее число и тему.
«Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи»
(презентация, слайд 1)
2 мин.

5
Изложение (изучение) и закрепление нового материала, применяемая методика:

Слово преподавателя.

Давайте вспомним, что мы знаем о фразеологизмах?

(Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов с образным, переносным смыслом. Их можно заменить близким по значению словом, словосочетанием или предложением. Существуют фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. В предложении фразеологизмы являются одним членом предложения).
Фразеологизмы – устойчивые словосочетания, которые имеют переносное значение.

А теперь сравним ваши ответы с утверждениями, записанными на доске. Всё ли правильно?
(презентация, слайд № 2)

Обучающиеся находят неверное утверждение, делают выводы.

В отличие от свободного словосочетания у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом, поэтому основные признаки фразеологизмов: устойчивость, воспроизводимость, целостность значения.
Фразеологизмы имеют стилистическую окраску, например: ахиллесова пята, дамоклов меч – книж., засучив рукава, сломя голову – разгов., навострить лыжи – простор.

(презентация, слайд №3)
Когда мы говорим сел в галошу, все представляют человека сидевшего в галоше, но совсем не так, ребята. Значение фразеологизма сесть в галошу значит оказаться в нелепом, смешном, глупом положении.

Поговорим о происхождении фразеологизмов (презентация, слайд № 4)
- Большинство фразеологических оборотов имеют исконно русское происхождение.
- Фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка.
- Из разных профессий
- Крылатые слова и выражения, относящиеся к Греко-римской мифологии.
- Выражения из книжного языка, то есть созданные писателем
Свежо предание, а верится с трудом
И дым отечества нам сладок и приятен

Возьмем фразеологизм из мифологии - ахиллесова пята. Какова его история происхождения?
(презентация, слайд №5)

Итак,
Задание 1.

Обратимся к рисункам и попытаемся угадать и объяснить значение фразеологических оборотов.


·(презентация, слайды № 6-12)

Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы, например, у фразеологизма тертый калач (в значении «опытный человек») есть фразеологизм-синоним стреляный воробей.

Следующее задание вам именно о фразеологизмах-синонимах

Задание 2.

Выберите из записанных фразеологизмов те, которые являются синонимами к фразеологизму СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ. Но сначала давайте обратимся к статье из фразеологического словаря и дадим толкование этого фразеологизма (презентация, слайд №13)

Семи пядей во лбу – так говорят про очень умного человека, предполагая, что высота лба пропорциональна уму.

Не разлей вода, добрая душа, светлая голова, толочь в ступе воду, голова на плечах, подавать надежды, человек большого ума, ума палата, кожа да кости, в ежовых рукавицах, ума не занимать, в огонь и в воду.
(презентация, слайд №14)
(Семи пядей во лбу - светлая голова, голова на плечах, человек большого ума, ума палата, ума не занимать)
Мы уже говорили, что фразеологизмы могут быть и антонимами. Например, засучив рукава – спустя рукава. Значение засучив рукава – это работать старательно, не жалея сил. А спустя рукава – значит делать небрежно, кое-как.

Задание 3.
Образуйте антонимические пары фразеологизмов.
(презентация, слайд №15)

Душа в душу -
Рукой подать -
Душа нараспашку -
Зарубить на носу -

(презентация, слайд № 16)
(как кошка с собакой, за тридевять земель, себе на уме, вылетело из головы).

Задание 4.
Назовите 10 фразеологизмов к слову нос.
(презентация, слайд №17)
Проверка (презентация, слайд 18)
А теперь используя рисунки, самостоятельно напишите фразеологизмы к слову язык.
(презентация, слайд №19)
Проверка (презентация, слайд №20)

Задание 5.
Прочитаем небольшой текст (презентация, слайд №21)
Мой друг Юра гонял лодыря. Дома он бил баклуши. Родители снимали с него стружки.
– Понравился вам мальчик Юра?
(– Нет.)
– Почему? (– Ленивый, равнодушный, огорчает родителей.)
– Замените подчёркнутые фразеологизмы, подобрав подходящие по смыслу антонимы.
(мастер на все руки, засучив рукава, в нем души не чаяли)
Проверка (презентация, слайд №22)
Ребята, скажите, пожалуйста, если в тексте мы заменим устойчивые сочетания на обычные слова (слова из общеупотребительной лексики), что-нибудь изменится?

(Ответы обучающихся о роли фразеологизмов в речи)

(фразеологизмы красят нашу речь, делают ее образной, ярче, интереснее)


Задание 6.
(презентация, слайд №23)
Сгруппируйте фразеологизмы по значению:
Бездельничать, обманывать, работать старательно.
Запишите их в три колонки.

Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.

Проверка (презентация, слайд №24)

бездельничать обманывать работать старательно

Бить баклуши втирать очки не покладая рук
Гонять лодыря водить за нос в поте лица
Сидеть сложа руки обвести вокруг пальца засучив рукава

Творческое задание.
(презентация, слайд №25)

А теперь мы подошли к самой интересной, но достаточно трудной работе - созданию собственного текста. Используя фразеологизмы, о которых мы говорили на уроке, а также те, которые вы знаете, нужно написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений) на тему "Мой дорогой человек". Ваша личная оценка качеств человека, который близок вам по характеру, по душе. Это может быть ваш друг, подруга, ваша мама, сестра, брат и т.д. Ваше видение этого человека, отличительных особенностей характера, качеств, достойных уважения.

Вы можете использовать данные фразеологизмы.

Мухи не обидит, мастер на все руки, душа в душу, не разлей вода, светлая голова, золотые руки, простая душа, душа нараспашку, слов на ветер не бросать, идти в огонь и в воду, вкладывать душу, стреляный воробей, как за каменной стеной, с открытой душой.

(Заслушивание полученных текстов)


31 мин

6
Подведение итогов урока, обобщение материала:
Должна сказать, что в вашей группе нет обучающихся, которые звезд с неба не хватают. Но возносить до небес я вас не буду до тех пор, пока вы не ответите на вопросы:
1. Для чего нужно изучать фразеологию?
2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов?
Вот теперь я на седьмом небе от общения с вами.
Все сегодня работали засучив рукава. Оценки выставлю с учетом вашей работы на уроке и проверки рабочих тетрадей отдельных студентов. Надеюсь, что вы продолжите изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства, для повышения речевой культуры

3 мин.

7
Задания для самостоятельной работы студентам
Объяснить значение и происхождение следующих фразеологических оборотов: шапка Мономаха, дамоклов меч, аредовы веки, злоба дня.
1 мин.



15