Урок по башкирскому языку: «Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи»

Тема: «Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи»
(Лексическая тема: «Мой друг»)
Цели: 
- общеобразовательная:
-повторение и обобщение материала по таким разделам башкирского языка, как лексика, фразеология

- развивающая: 
- коммуникативную компетенцию учащихся;
- речь, память, внимание, вербально-логическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность учащихся, умения сравнивать, обобщать, классифицировать, работать со словарями;

- воспитывающая: 
- самостоятельность, умение сопереживать за товарища;
-стремление совершенствовать речевое мастерство,  повышать   речевую      культуру;
- интерес к изучению башкирского языка.
- формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
       
 Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, фразеологические словари, презентация, учебник «Башкирский язык» (для учреждений начального и профессионального образования с изучением башкирского языка как государственного) под ред.М.Г.Усмановой.

Тип урока:  повторение, обобщение и систематизация изученного.


Ход урока.
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
Сегодня от вас потребуется внимание, сосредоточенность, активность, чтобы как можно больше знаний взять с урока. Знания эти пригодятся вам в жизни.
Откройте тетради и запишите число.
Мотивация к работе.
Обратите внимание на экран, там вы видите различные смайлики, каждый из вас пусть выберет понравившийся смайлик. Слайд 1
Отлично, я вижу, что у вас настроение хорошее, и надеюсь, к концу урока оно будет еще лучше.
Отработка произношения (работа над развитием речи учащихся)
Слайд 2
Проверка домашнего задания (пословицы о дружбе на башкирском языке)
Повторение пройденного.
Давайте, вспомним, какие слова называются антонимами?
Слайд 3
Объяснение нового материала.
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение лексикологии.  Тема нашего урока: «Фразеологизмдар. Фразеологизмы.» (студенты записывают в тетрадях тему урока) Слайд 4
Итак, давайте, вспомним,
–- Что обозначает слово «фразеология»? Слайд 5
(Фразис – «выражение»,   логос – «учение»).
- Что такое фразеология?
        (Особый раздел лингвистической науки).
- Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову).
-Какую функцию выполняют фразеологизмы в речи? (они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой). Слайд 6
А сейчас обратите внимание на экран. Приведены отрывки из стихотворений, давайте, мы с вами выразительно прочитаем их и попробуем подобрать подходящий фразеологизм Слайд 7
Правильно Слайд 8
Как вы понимаете смысл этих фразеологизмов? (работа со словарем)
Не разлей вода- 1.очень дружны, в тесной дружбе. 2. неразлучны, всегда вместе.
Оказать медвежью услугу- услуга, оказанная из лучших побуждений, но приведшая к негативным последствиям для того, кому она была предоставлена.
Молодцы!
Следующее задание будет таким: на доске в два столбика нужно будет написать фразеологизмы, распределяя их по принципу: «+» и «-» качества человека Слайды 9-13
Давайте, мы их напишем в тетради и поищем башкирский эквивалент. Как звучат на башкирском языке данные фразеологизмы?
вставлять палки в колеса означает намеренно мешать кому-либо в каком- то деле (т‰г‰рм‰ск‰ таяQ тыCыу)
Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания. (уртаQ тел табыу)
 Сесть в калошу - оказаться в неловком, глупом положении; потерпеть неудачу.(ер тишеген‰ инерI‰й булыу)
во-до
·й не ра-зо-льёшь. 1. очень дружны, в тесной дружбе. 2. неразлучны, всегда вместе.( kыу эскеkеI)
Водить за нос  обманывать, вводить в заблуждение.(к‰кре QайынCа тер‰те_, т™пk™I к‰м‰г‰ ултыртыу)
Закрепление материала. Работа над текстом. (индивидуальная работа) Слайд 14
Внимательно прочитайте текст, найдите фразеологизмы, объясните значение и напишите башкирский эквивалент. Кто найдет больше фразеологизмов на башкирском языке? – (взаимопроверка)

Итог урока. Слайд 15

Домашнее задание: упражнение 27, стр. 83 (написать рассказ с использованием фразеологизмов на тему: «Каким должен быть настоящий друг?»)

15