Информационный буклет на тему: Дети с ограниченными возможностями здоровья и методические приемы работы

По характеру нарушения представлены следующие категории лиц с ограниченными возможностями здоровья:
лица с нарушениями слуха (глухие, слабослышашие, позднооглохшие);
лица с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);
лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
лица с расстройствами аутистического спектра;
лица с умственной отсталостью;
лица с задержкой психического развития;
лица с тяжелыми нарушениями речи;
лица со сложными дефектами.

Общими психологическими особенностями обучающимися с ограниченными возможностями здоровья являются:
недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, интересов;
несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность;
трудности в использовании символических, графических средств;
недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;
низкая самостоятельность в процессе учебной деятельности;
потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;
затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;
истощаемость психических функций или инертность психических процессов;
низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;
отставание в развитии словесно-логического мышления.

Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития:
обязательность непрерывной коррекционно-развивающей работы, реализуемой в процессе урочной и внеурочной деятельности, во время индивидуальной или фронтальной коррекционной работы;
организация образовательной деятельности с учетом функционального состояния центральной нервной системы, быстрой истощаемости, низкой работоспособности и снижения общего тонуса обучающихся;
обеспечение «пошагового» предъявления учебного материала, дозированной помощи взрослого, использование методов и приемов для общего развития обучающихся и компенсации индивидуальных недостатков развития;
обеспечение наглядно-действенного характера освоения содержания образования и при необходимости упрощение системы учебно-познавательных задач;
организация специального обучения «переносу» сформированных знаний и умений в новые условия и ситуации;
реализация психокоррекционной помощи, направленной на формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности, способности к самостоятельной организации собственной деятельности;
необходимость осуществления коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие познавательной деятельности и формирование высших психических функций, формирование произвольной регуляции поведения, развитие эмоционально-личностной сферы: коррекционные курсы «Логопедические занятия», «Психокоррекционные занятия», «Ритмика».
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью:
обязательность непрерывной коррекционно-развивающей работы, реализуемой в процессе урочной и внеурочной деятельности, собственно коррекционной работы;
обеспечение практико-ориентированного, действенного характера содержания образования и доступность предъявляемых для освоения познавательных задач;
необходимость систематической актуализации освоенных детьми знаний и умений и специальное обучение их «переносу» в новые ситуации;
создание условий для овладения детьми разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений детей с социальной средой;
введение в образовательную программу учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;
необходимость осуществления коррекционно-развивающей работы, направленной на обеспечение развития познавательной деятельности, формирование высших психических функций, развитие эмоционально-личностной сферы: введение коррекционных курсов «Ритмика», «Логопедические занятия», «Психокоррекционные занятия»;
обеспечение первичной профессиональной подготовки как основы для дальнейшего освоения программ профессионального обучения.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Система методических приемов представлена:
1. Модификация учебных пособий:
обеспечение обучающихся рабочими тетрадями (дополнительными) с упрощенным содержанием заданий;
разработка адаптированных дидактических материалов.
2. Методическая поддержка работы обучающихся с учебником:
предоставление обучающимся краткого содержания изучаемой главы учебника;
маркировка важной для изучения информации;
предоставление списка слов и оборотов речи, потенциально непонятных обучающемуся, с пояснением, иллюстрациями, синонимичными заменами;
предоставление обучающимся списка вопросов ДО чтения или обсуждения материала учебника;
поощрение предварительного ознакомления с текстом учебника до работы с ним на уроке;
маркирование уровня трудности заданий в учебнике.
3. Методы модификации работы с текстовыми материалами:
использование листов-шаблонов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
обеспечение обучающегося копиями письменных работ других обучающихся при их обсуждении;
обеспечение обучающегося письменным отображением устных сообщений педагога;
обеспечение обучающегося печатной копией домашнего задания, записываемого учителем на доске;
предоставление обучающемуся дополнительного времени для работы с текстовым материалом;
использование линейки во время чтения для его облегчения;
4. Методы модификации способов предъявления и выполнения заданий:
применение метода «малых порций» – дробление сложных понятий на отдельные составляющие и изучение каждой составляющей отдельно, разбивка сложных действий на отдельные операции и пооперационное обучение;
переформулирование условий заданий, представленных в текстовом варианте – разбивка условия на короткие фразы, переформулирование причастных и деепричастных оборотов;
разбивка условия задачи на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить;
предъявление инструкций как в устной, так и в письменной форме;
неоднократное повторение инструкции индивидуально обучающемуся;
использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;
выявление понимания обучающимся инструкции («Повтори, что необходимо сделать»);
сокращение количества и объема учебных заданий с одновременным усилением внимания к главным понятиям;
альтернативное замещение трудновыполнимых заданий;
замещение объемных устных или письменных заданий другими, менее объемными видами работы;
использование на уроке графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;
использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;
использование приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;
представление для выполнения заданий предметно-операционных карт;
предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем»;
требование словесного отчета обучающегося по итогам выполнения задания.
5. Модификация организации учебной деятельности обучающихся:
темп урока в соответствии с особенностями восприятия и переработки информации с последующим его наращиванием;
использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися заданий;
включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности;
задания, требующие максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять в первой половине урока;
снижение темпа выполнения заданий;
максимальное ограничение посторенней по отношению к учебной деятельности стимулов;
предоставление обучающимся дополнительного времени для выполнения задания;
оказание помощи в случае затруднения при выполнении задания: от стимулирующей, к организующей, направляющей к обучающей помощи;
использование достаточного количества разнообразных упражнений.
6. Методы модификации инструментария и способов оценки успешности:
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями обучающегося;
предоставление возможности выбора контрольного задания;
разрешение обучающемуся переделать задание, с которым он не справился;
объяснение обучающемуся сущности контрольного задания: показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить пробу;
проведение контрольной работы в помещении без внешних раздражителей;
разрешение устных ответов по читаемым текстам;
использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответов;
сообщение о достижениях обучающегося вместо оценки;
оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей;
разрешение выполнить тестовые задания с использованием учебника;
увеличение времени для выполнения контрольной работы.




Важным в процессе реализации коррекционной направленности обучения является активное воздействие на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, а не пассивное приспособление к слабым сторонам их психики.





Информационный
буклет



Дети с ограниченными возможностями
здоровья и методические приемы работы




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



МБОУ СОШ №144
г. Нижний Тагил
2017год
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Дядюшкина Елена Ивановна