Статья:Дети с ограниченными возможностями или особенные дети.


ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ ИЛИ ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ

В настоящее время среди детей с ограниченными возможностями здоровья выделяется категория детей с комплексными нарушениями. Данной проблемой занимались такие ученые как, Т.А.Басилова, М.Г.Блюмина, Л.В.Выготский, Л.А.Головчиц, М.В. Жигорева, В. И. Лубовский, Е.М.Мастюкова, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова и др. Проблемы в развитии детей с комплексными нарушениями обусловлены множеством причин: внутриутробные инфекции, инфекции перенесенные матерью во время беременности, интоксикации, родовые травмы, наследственность. В настоящее время за основу определения сложного нарушения принято принимать такие нарушения, которые имеют несколько первичных нарушений, каждое из которых определяет характер и структуру атипичного развития. Все нарушения взаимодействуют друг с другом, что приводит к усилению нарушения.
Одним из важных направлений специальной педагогики является система помощи детям со сложными нарушениями в развития. Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. В настоящее время родители детей с ограниченными возможностями здоровья оказались в условиях выбора, какие дошкольные учреждения могут посещать их дети. Потому что период дошкольного воспитания является, решающим в дальнейшем образовании ребенка. Поэтому задачи дошкольного воспитания расширяются. Наша задача подготовить детей к всестороннему обучению. Вся сложность атипичного развития заключает в себе первичный дефект, который заложен от природы и вторичными нарушениями, образованных вследствие первичного. Развитие таких детей может быть отслежено только при раскрытии всех факторов. Сложность структуры нарушения и неоднородность нарушений, предполагают необходимость всестороннего изучения комплексного нарушения и организации коррекционной помощи на основе междисциплинарного подхода. Важно знать, когда возник дефект, чтобы по возможности нейтрализовать или частично предотвратить появление вторичных нарушений. Например, дети, оглохшие в раннем возрасте имеют отсутствие или недоразвитие речи, в отличие от позднооглохших детей. Важным фактором является глубина и обширность первичного дефекта. Чем тяжелее дефект, тем больше проявляются вторичные отклонения. Для того чтобы правильно понимать проблемы в развитии таких детей нужно знать причины и время возникновения нарушения. Дети имеют различные сочетанные нарушения, но одним из сложных на наш взгляд является нарушение слуха и речи, потому что речь является вторичным нарушением. Между тем в настоящее время выделяется категория детей с нарушением слуха и речи, которые имеют нарушение речи первичного характера, имеющие свою природу возникновения (Жигорева М.В.). Поэтому актуальность междисциплинарного подхода в обучении детей с комплексными нарушениями возрастает. Проблема формирования произносительной стороны речи у детей с комплексными нарушениями, является одной из наиболее важных и сложных.