Литературное чтение во 2 классе. Тема. Внеклассное чтение «Стихи о детях и для детей С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова»


Литературное чтение
Тема. Внеклассное чтение «Стихи о детях и для детей С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова»
Урок «открытия» нового знания
Цели урока: ознакомить с творчеством детских поэтов А. Барто, С. Михалкова, С.Маршака; учить отличать сатирические произведения от юмористических; развивать мышление, выразительность речи, память; воспитывать трудолюбие, честность, умение дружить, скромность.УУД. Р:принимать и сохранять учебную задачу
П: находить нужную информацию в произведениях
К: обсуждать и сравнивать высказывания авторов
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
II. Актуализация знаний
Игра «Продолжи стихотворение»
1. Мне теперь не до игрушек — я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки и ... (Сереже подарю).
2. Говорят под Новый год что ни пожелается, ... (Все всегда произойдет, Все всегда сбывается}.3. Ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем... (Трещать как две сороки).
- Чьи стихотворения вы услышали? (А. Барто, С. Михалков, С. Маршак.)
- Кому посвящены стихотворения этих поэтов? (Они о детях, для детей.)
III. Постановка целей
Рассматривание выставки книг.
- Кто же главный герой стихотворений, которые вы читали?
— Какие проблемы поднимают поэты в этих стихах?
— Сегодня мы почитаем стихи этих поэтов, поразмышляем над тем, о чем хотел и сказать нам эти писатели, узнаем об их жизни и творчестве.
IV. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя.
- Поэты, о которых мы будем сегодня говорить, особенно интенсивно работали после Великой Отечественной войны. Страна встала на путь мирной жизни. Ей нужны были строители, врачи, учителя, рабочие. Стране нужны были граждане, верящие в свое дело, трудолюбивые, готовые преодолеть любые препятствия. Поэтому в детской литературе того времени важное место занимает тема воспитания таких граждан. А как сделать, чтобы воспитание не было скучным, нудным, какими иногда бывают замечания взрослых: «Убери за собой!», «Не ленись», «Не забудь...» и т.д.?
Поэты того времени поставили задачу сделать свои стихи умными и веселыми, поучительными и нескучными.
А.Л. Барто (1906-1981) решила стать поэтессой случайно. Обучаясь в балетном училище, она пробовала писать лирические стихи, эпиграммы на друзей. А.В. Луначарский (комиссар просвещения — или, говоря современным языком, министр образования) услышал стихи девушки и посоветовал ей заняться литературной работой. Особенность первых стихов поэтессы — сатирический характер.
— Прочитайте, что такое сатира. (Сатира — ирония, смех, обличающий какие-то недостатки.)
— Какие недостатки характера детей высмеивала А. Барто? Приведите примеры. (Лень — «Помощница», «Сережа учит уроки», «Муха», «Лешенька»; Зазнайство—«Королева», «Есть такие мальчики», «Жил на свете Ванечка»; неряшливость — «Песенка про Петю»; невежество—«Любочка»; неумение дружить, прощать — «Зубоскал», «Бывает так»; жадность — «Копейкин»; и т.д.)
С. Михалков (1913 г. р.) писал и для детей, и для взрослых. Он пробовал себя как корреспондент (писал заметки, статьи для журналов и газет), как драматург (писал пьесы для театра), как поэт (писал стихи).
Но, по признанию самого писателя, он больше всего любил писать стихи и сатирические произведения для детей. Любили его творчество и сами дети. Чем же привлекали их его стихи?
Михалков писал так понятно и доступно, как будто сам оставался ребенком. Он и взрослым не утратил детскую способность удивляться, радоваться жизни. Как и многие поэты того времени, он опирается на русское народное творчество, пишет стихи, загадки, считалки для детей. Полюбились детям и образы, придуманные самим поэтом: дядя Степа, старик из сказки «Как старик корову продавал». Но особенно популярны сатирические стихи поэта.
— Назовите их. («Лапуся», «Фома», «Приметы» и т.д.) Творчество С.Я. Маршака так же разнообразно, как и творчество
С.Я. Маршак писал стихи и для малышей, и для детей постарше, и для взрослых. Он писал и сказки, и сатирические произведения, и юмористические.
- Прочитайте, что такое юмор. (Юмор— это безобидный, добродушный смех над героем или событием.) Его юмористические стихи «Вот как рассеянный», «Усатый полосатый» помнят наизусть и дети, и взрослые. Сегодня на уроке мы послушаем стихи этих поэтов.
2. Чтение стихов наизусть.
Работа по плану: чтение стихотворения учеником; оценивание. (Как прочитал? Сумел ли передать отношение автора к героям? Какие места особенно удались чтецу?) Анализ стихотворения:
- Какое оно: сатирическое или юмористическое? Над чем смеется автор? Встречали вы такое в наше время? Какова главная мысль стихотворения?
Подберите пословицу к стихотворению.
Делу время — потехе час. Терпение и труд все перетрут. Землю солнце красит, а человека — труд.
Не спеши языком, торопись делом. Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит.
Под лежачий камень и вода не течет. Хвастать — не косить: спина не заболит.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Нет друга ищи, а найдешь — береги. Лентяй смекалист на отговорки. Лесть без зубов, а с костьми съест. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Чванства на сто рублей, а животов на три полушки. Всякая лисица свой хвост хвалит.
VI. Закрепление. Литературная игра «Исправь ошибки»
Уронили зайку на пол, оторвали зайке лапу. (Мишку.) Идет медведь, качается, вздыхает на ходу. (Бычок.) Наша Таня громко плачет, уронила в печку мячик. (В речку.) . Вертолет построим сами,
Понесемся над лесами. (Самолет.) Нет, напрасно мы решили прокатить слона в машине. (Кота.) Зайку бросила лентяйка, под дождем остался зайка. (Хозяйка.)
Тур «Кто стучится в дверь ко мне?»
- О ком эти строчки?
1. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне,
С цифрой «5» на медной бляшке, в синей форменной фуражке? (О почтальоне. С. Маршак.)2. Однажды приснился упрямому сон, как будто шагает по Африке он.
С небес африканское солнце печет, река под названием «Конго» течет. (О Фоме. С. Михалков.)3. Так и летала кисть моя! Гремел на небе гром.
А мне казалось — это я гремлю своим ведром, (О маляре. А. Барто.)4. Вместо шляпы на ходу он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки. (О рассеянном. С. Маршак.) 5. Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота! - Говорит она старушке: « Это детские места». (О Любочке .А.Барто.)
6. В доме восемь дробь один у заставы Ильича
Жил высокий гражданин по прозванью «Каланча». (О дяде Степе. С. Михалков.) 7. У меня охоты нет до поделки мелкой.
Вот я сделаю буфет, — это не безделка. (О мастере-ломастере. С. Маршак.)8. Три листочка подмела,
Подошла к учителю.
— Хорошо идут дела!
(Я тружусь, учтите, мол...) (О Шурочке. А. Барто.)9. Он увидел одеяло —
Покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул —
С медом жбан перевернул. (О щенке. С. Михалков.)V. Подведение итогов. Рефлексия