Конспект урока по штукатурно-малярному делу: Проект отливки из гипса

Дата: 11 декабря
Класс: 5
Тема урока: «Изготовление отливок из гипса»
Цель урока: Формирование практических умений работы с гипсом в технике выполнения отливок из гипса, учитывая свойства материалов.
Задачи урока:
1. Формировать у учащихся умения самостоятельного выполнения технологического процесса по изготовлению отливок;
2. Коррекция и развитие мыслительных операций на основе заданий, направленных на сравнение и анализ, установления правильной последовательности; устной (диалогической) речи.
3. Воспитывать интерес к предмету

Тип урока: Комбинированный

Оснащение урока: образцы изделий, технологическая карта, формы для отливок, наглядные пособия, карточки, раздаточный материал, посуда для замешивания раствора, гипс, вода, строительные материалы.

Х О Д У Р О К А

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1.Проверка явки учащихся
2.Заполнение журнала

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Сл. 1. Внимание на слайд. На нём задание – выполните его (собирают слово, определяют, как оно образовано). Сегодня мы продолжаем знакомиться с отливками, такими изделиями, которые отливают из различных растворов.
Сл. 2. Посмотрите на слайд, что вы видите? Правильно это кроссворд, который мы с вами и разгадаем. У вас на столе лежат конверты. Возьмите конверт под номером 1. В нем лежат цифры от одного до восьми, столько же, как и на кроссворде. Внимательно посмотрите, в каждом конверте лежит по четыре цифры. Но если их положить по порядку, то их будет восемь из двух конвертов. Следовательно, вам придется работать в паре. Разложите столбиком цифры по порядку (раскладывают).
- Но прежде чем приступить к разгадыванию кроссворда еще посмотрите на стол. Что вы видите? Правильно – вещества, которые лежат в лоточке. Посчитайте сколько их. Правильно восемь. То есть опять восемь. Цифр восемь, веществ восемь и в кроссворде также восемь. Значит, вывод какой? Правильно в этом кроссворде зашифрованы эти вещества. Теперь слушаем внимательно вопрос и, отгадав его, находим это вещество на лоточке и ложем рядом ту цифру, которая соответствует номеру вопроса. Понятно? Я даю вам листочек с вопросами кроссворда.
Сл 2 – 10. И так приступаем.
1.Как называется вяжущее вещество серого цвета? (цемент)
2.В сухом состоянии камневидное тело, а во влажном – пластичное тесто? (глина)
3.Какое вещество, если его затворить водой выделяет тепло? (известь)
4.Он может быть морским, речным и горным, служит наполнителем в растворе? (песок)
5.Что это цемент + песок + вода = ? (раствор)
6.Быстро твердеющий порошок белого цвета ? (гипс)
7.Ею затворяют раствор? (вода)
8.Им я пишу на классной доске? (мел)

ц
е
м
е
н
т



г
л
и
н
а






и
з
в
е
с
т
ь





п
е
с
о
к




р
а
с
т
в
о
р


г
и
п
с



в
о
д
а





м
е
л





А теперь прочитайте, какое слово получилось в выделенной вертикале? Правильно слово - материал. То есть мы с вами повторили «Строительные материалы».

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Сейчас я покажу вам заготовку изделия, а вы определите какой это материал. Правильно это может быть гипс или известь. Почему? Правильно потому что белый. Другой материал может быть? Нет. Следовательно, мы выберем только один. А какой вы мне скажите, ответив на вопрос.
- Быстротвердеющий порошок белого цвета? Правильно это гипс. И так, повторив материалы и их свойства, выберите – гипс. Еще раз скажите, какими свойствами обладает гипс? Правильно гипс - быстротвердеющее вещество, порошок белого цвета, легкий.
Сл. 11, 12, 13. Следовательно, мы будем работать с гипсом, и тема нашего урока «Изготовление отливки из гипса», а целью урока будет – научиться применять знания работы с гипсом при выполнении отливок из гипсового теста.

Сл. 14. - Что именно мы будем изготавливать, мы сейчас обсудим. Мы уже с вами познакомились с видами гипсовых отливок, применяемых для декоративного украшения интерьера. Вспомните их название (вспоминают). Эти элементы применяются для украшения отделываемых поверхностей, и если вы найдёте подходящую форму, то сможете сделать такие декоративные элементы сами.
Сл. 15. - Подумайте, если для того, чтобы сделать какое-то изделие, нужны гипс и форма, что ещё можно сделать из этого материала? Только ли декоративные элементы отделки? (отвечают). Посмотрите на слайд (знакомятся с вариантами отливок).
Огромное количество изделий можно сделать из гипса. Так как, скоро праздник большой, какой? (отвечают) вы сможете сделать подарки своим близким своими руками или новогодние украшения. Я для вас приготовила вот такие формочки. Кто на них изображён? (отвечают) Я предлагаю сегодня изготовить вот такую – же фигурку животного, которого вы выберите (демонстрация готового изделия).

Физминутка

«Считалочка»
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
Два - руки вверх и потянуться.
согнуться, разогнуться.
Четыре - снова всё начать.
Пять - поглубже всем вздохнуть.
Шесть - на пояс руки ставим.
Семь - повороты туловища начинаем.
Восемь - столько приседаем.
Девять - потягиваемся и отдыхаем.
Десять - урок наш продолжаем.

- Сейчас мы посмотрим видеоролик в котором ребята рассказывают как можно выполнить различные отливки из гипса и составим план практической работы по изготовлению отливок из гипса (смотрят, составляют план)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.Вводный инструктаж
Разбор предстоящей работы.
План работы составлен, но пока вы были на перемене, пункты плана перепутались. Давайте поставим их на место и сделаем план правильным или если говорить правильно, то технологическую карту.
- подобрать материал
-подготовить форму
-приготовить гипсовый раствор
-заполнить форму, начиная от угла
- закрепит петлю
- проверить качество заполнения формы
Проверьте, правильно ли вы расставили? Проверяем. И так в такой последовательности мы будем работать.
Но прежде чем приступить к выполнению практической работы вспомним правила Т.Б. Вы знаете, что они распределяются на правила, которые нужно соблюдать до, во время и по окончании работы (игра на внимание)
Сл. 16.
- Одень спецодежду;
- Убери рабочее место.
- Материалы и инструменты применяй по назначению;
- Организуй своё рабочее место, проверь исправность инструмента;
- Содержи рабочее место в порядке;
- Вымой инструмент и убери на место;
А теперь приступаем к выполнению практической работы по теме «Изготовление отливки из гипса».

2. Текущий инструктаж
Целевые обходы:
- Проверка организации рабочего места.
- Соблюдение правил техники безопасности при выполнении отливки из гипса.
- Проверка выполнения операций в технологической последовательности.
И так прочитайте первую операцию. Подобрать материал - какой? Гипс. Взяли гипс. Следующая операция - подобрать форму. Выберите себе любую форму. Рассмотрите ее, какая фигура у вас получиться? следующая операция – приготовить раствор. Возьмем 3 ложки гипса и затворим небольшим количеством воды. Размешаем до однородной массы. Следующая операция –четвертая - Заполним этим раствором форму. Для того чтобы не было дефектов в готовом изделии, мы должны потрясти форму, для того чтобы удалить воздух из раствора. Излишек теста мы удалим линейкой. Теперь мы проверяем качество заполнения формы и выполним операцию 5. Какая следующая операция? Закрепление петли. Чтобы петелька не утопала в растворе, мы её положим на линейку. Работа закончена, теперь фигурки должны высохнуть.
3. Заключительный инструктаж
Посмотрите на готовое изделие и сравните с образцами. Чем они отличаются? Правильно нужно убрать излишки раствора.
После того как фигурки полностью высохнут, мы их вынем из формы, проверим их качество и выполним раскрашивание фигур. Но эти операции мы будем выполнять на следующем уроке.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Давайте вспомним последовательность операций при изготовлении фигур из гипсового раствора (вспоминают, называют). Какие ошибки были допущены при работе? Почему? (называют). Каким должно быть качество готового изделия? (называют).
Где вы сможете применить полученные отливки?


ИТОГ УРОКА
Выставление оценок за урок
Что понравилось на уроке?

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке летом (заяц)

Есть на речках лесорубы
В серебристо- бурых шкурах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины (бобер)

Во дворе поставлен дом,
На цепи хозяин в нем
В дом чужого не пущу
Без хозяина грущу. (собака)
Этот зверь живет лишь дома ,
С этим зверем все знакомы,
У него усы - как спицы.
Он мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится
Угадали? Это --------------- (кот)

Летом катиться клубком ,
У него колючий бок.
Он охотиться ночами
За жуками и мышами (еж)

В деревне есть часы такие,
Не мертвые, а живые
Ходят без завода,
Они птичьего рода (петух)

Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко (корова)

В перевалку зверь идет,
По малину и по мед
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Ляжет в ямку до весны
Где он спит и видит сны (медведь)

В лесу стоял
Никто его не брал
В красной шапке модной
Никуда не годный (мухомор)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я ?------------------------ (подосиновик)

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат
Коль гроза на горизонте
Он бывает очень рад
Если дождик и тепло
Он считает повезло (гриб)

15