Проект Я выбираю доброжелательность!


Проект «Я выбираю доброжелательность!»
1.Тип проекта: познавательно - творческий
2. Продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год)
3. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, их родители, воспитатели
4. Цели проекта: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
5. Задачи:
формировать у детей положительное отношение ко всем людям;
углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
закреплять знания правил вежливого общения;
совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей);
поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу;
учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом;объяснить детям, что добрые дела доставляют радость.
6. Актуальность:
Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования дружеских взаимоотношений, развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста, т. к. в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающее наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, дружбе. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Всё это свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь человека? Что в воспитании поставить на первое место? В недавнее время, как утверждает статистика, всё внимание педагогов было сосредоточено на обучении, второе место занимало – введение в отечественную педагогику зарубежного опыта, и уж затем предполагало обращение к духовно – нравственным традициям. Вот только в последнее время отношение к нравственному воспитанию изменилось, идёт поиск духовного возрождения России, т. к. государство нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно- нравственные компоненты в содержании образования.
7. Ожидаемый результат:
Развитие умения выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
Умение видеть и понимать эмоциональные состояния сверстников;
Научаться использовать обязательные формы вежливости в обращении со сверстниками, умение внимательно слушать собеседника;
Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам)
Развитие стремления помогать, сопереживать, поддерживать друг друга
8. Реализация проекта:
План мероприятий реализации проекта
«Я выбираю доброжелательность»
1 этап – подготовительный
Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме;
определить характер отношений между детьми группы и уровень нравственной основы их отношений с помощью наблюдения за проявлением характера отношений к сверстнику;
определение проблемы, целей и задач проекта;
подбор методической и художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, дидактические игры);
подбор мультфильмов; презентаций по теме;
анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения;
работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта
2 этап – практический
Работа с детьми
Образовательная область Формы организации
образовательной деятельности
«Познавательное развитие» Беседы: «Дружба творит чудеса», «Давайте никогда не ссориться», «Долг платежом красен», «Что такое права ребёнка», «Как дружить без ссоры», «У каждого есть имя», «Жизнь дана на добрые дела», «Взрослые и дети», «Кто и зачем придумал правила поведении», «Этикет и его история», «Достоинство и благородство», «Добро поощряй, зло – порицай», «Всемирные праздники» , «Мой внутренний мир»
Рассматривание альбомов: «Эмоции», сюжетных картинок, книг и альбомов о дружбе, доброте, справедливости.
Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Оцени поступок», «Цветок добрых дел», «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова»,
Дидактические упражнения: «Если кто-то заболел», «Подари улыбку»
Викторина «Мои права и обязанности»
Презентации: «Мы жители одной планеты», «Конвенция о правах ребенка», «Профессии в детском саду»
«Социально – коммуникативное развитие» Ситуативный разговор: «Мы любим делиться», «Мы равные – мы толерантные», «К нам пришел новичок: как сделать, чтобы ему понравилось», «Утро радостных встреч», «Разнообразие рас»
Ситуативные игры: «Помощь котенку», «Умеешь ли ты обращаться в животными?»
Этюды: «Скажи доброе слово», комплимент товарищу»
Игровые ситуации: «Мы живем на планете Земля», «Добрые и злые», «Поступки мальчиков, поступки девочек», «Рыцарские поступки», «Прости меня»,
Интервью с детьми: «Что такое добро?», «Моя мама- какая она?» (видео)
Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «К нам гости пришли», «Парикмахерская», «Ветеринарная лечебница», «Служба спасения», «Театр», «Рыцари и принцессы»
Игры с телефоном: «У меня зазвонил телефон» (культура общения)
Строительные игры: «Домик для друзей»
Дидактические игры: «Волшебная шляпа», «Правильно – неправильно», «Волшебный ручеек», «Путешествие по маршруту добрых дел и поступков»,
Участие в благотворительной акции «Белый цветок»
Изготовление и развешивание кормушек на участке детского сада
Ежедневная работа с «Домиком настроений» и экраном поведения «Чудо воспитание»
Познавательно – игровой досуг «Мы разные, но у нас равные права»
ИМ «Живем по правилам» (свод интересных и нужных правил в группе)
Трудовая деятельность: уход за комнатными растениями, организация дежурства по группе, в центре природы и столовой, помощь дворнику в уборке участка.
Ремонт книг «Книжкина больничка»
Безопасность: беседа «Добрый человек не оставит в беде»
«Художественно –эстетическое развитие» Прослушивание песен о дружбе, друге: «Улыбка», «Есть у солнышка дружок».
Просмотр мультфильмов «Сказка про доброго носорога», «Как Ослик счастье искал», «Уроки тетушки Совы», «Смешарики. Цикл «Добрые слова»,
Этическая сказка «О хвастливом бантике»
Рисование: «Нарисуем улыбку», «Мои друзья», «Мы равные и мы разные», «Наши добрые дела», «Нарисуй настроение», «Какого цвета доброта?», «Букет для мамы», «Субботник»
Лепка: «Подарок другу», «Мы играем вместе», «Хоровод дружбы» (коллективная работа)
Аппликация: «Подари улыбку другу» (сувениры для детей старшей группы),
Выставки детских рисунков «Доброта живет в русских сказках», «Мир глазами детей», «Дружная семья – Россия»,
Стенгазета ко дню Толерантности,
Коллективная работа «Дерево добрых дел»
«Речевое развитие» Чтение сказок, рассказов и стихов по теме:
Э. Мошковская «Вежливое слово», сказки «Айога», «Три сына», «Два жадных медвежонка», «Кукушка» В.Маяковский «Что такое хорошо и, что такое плохо?»,
А. Барто «Вовка – добрая душа»,
В.Осеева «Что легче?», «Добрые слова», «Волшебное слово»,
Е.Благинина «Подарок», А.Кузнецова «Подружки», В.Катаев «Цветик - семицветик»,
С.Маршак «Ежели вы вежливы», «Пускай беда нам, тяжела», «Рассказ о неизвестном герое»
Л. Толстой «Два товарища», С. Черный «Ах, сколько детей на свете», Г. Остер «Вредные советы», В. Драгунский «Друг детства» Разучивание мирилокЧтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте
Показ кукольного театра и театра игрушек «Вежливые слова» Э. МошковскаяСловесные игры: «Что доброго делают люди этой профессии», «Скажи доброе слово»
Речевые игры: «Давайте говорить друг другу комплименты», «Скажи ласково»
Составление описательных рассказов:«Чем я могу помочь другу?», «День добрых дел»Творческое рассказывание детей: «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома», «Что такое толерантность»,
Рассказы по картинам «Моя семья», «Мои добрые дела», «Доброе животное», «Правила поведения»
«Физическое развитие» Подвижные игры и физкультминутки с тематическим содержанием:
«Добрые слова» (с мячом), «Волшебный стул», «Какие правила поведения мы знаем» (с мячом)
Пальчиковые игры: «Дружные ребята», «В гости»
Психогимнастика «Не сердись – улыбнись !»
Организация малоподвижных игр с детьми младших групп
Работа с родителями
Консультации для родителей:
«Можно ли обойтись без наказания», «Ребёнок и его права», «Искусство быть родителем», «Четыре заповеди мудрого родителя», «Учим детей доброте», «Учите детей быть вежливыми»
Общение с родителями: «Знаете ли вы, с кем дружит ваш ребенок?», «Добрый поступок моего ребенка», «Формируем у детей нравственные качества и дружеские взаимоотношения»
Стендовая информация: «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома», «Как важно быть вежливым», «Я человек и я имею право»
Анкетирование: «Что вы знаете о вежливости?»
Семейный клуб: «Моя мама – мастерица»
Творческая работа: создание альбома совместно с детьми «Наши добрые дела», конкурс семейных работ «Семейный логотип», «Имя моего ребенка», изготовление книги «Рецепты моей мамы», выставка работ «Моя мама – рукодельница»
Участие родителей в благотворительных акциях «Белый цветок», «Покровская ярмарка», «Рождественская ярмарка», районная акция «Птичья столовая»
Выводы: в ходе реализации проекта «Я выбираю доброжелательность!» предполагаемые результаты были достигнуты:
в группе созданы необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
активное участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию;
сформированы способности детей договариваться, оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь;
у участников проекта появилось стремление совершать добрые поступки.