Конспект урока по теме :«Средние века “темные” или “светлые?».

Учитель: Скворцов А.С.
Урок итогового повторения по истории средних веков в 6 классе
По теме :«Средние века “темные” или “светлые?».
Цели урока:
Систематизировать, обобщить, закрепить знания учащихся по истории средних веков.
Формирование у учащихся убеждения в связанности предметов, целостности мира
Развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ, продолжить формирование умений работать с исторической картой, формулировать выводы.
Способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.
Задачи урока:
Образовательная – Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу Истории Средних веков. Закрепить формирование исторических понятий и знания хронологии истории средних веков. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.

Развивающая – Способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, уметь выбирать из предложенного списка правильный ответ. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.

Воспитательная – Воспитывать любознательность и интерес к истории.
Тип урока: закрепление знаний и умений учащихся.
Форма проведения: игра-турнир.
Оборудование:
Карта.
Тексты с заданиями.
Исторические картины.
Презентация
Мультимедийный проектор, компьютер.
План урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Объявление целей урока и правила игры.
Проведение игры.
1-й тур: Разминочный “Что? Где? Когда?”
2-й тур: Историческое путешествие.
3-й тур: Знаешь ли ты где находишься? (карта)
4-й тур: “Люди и события”
5-й тур: Исторические задачи.
6-й тур: “Знаешь ли ты исторические термины?”
Подведение итогов, выставление оценок.

Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Объявление целей урока и правила игры.
-Итак, мы закончили изучать историю Средних веков, еще один из периодов Всеобщей истории.
Во все времена и всегда в человеке ценились не только отвага, смелость, щедрость, честь и достоинство, но и такие качества, как любознательность, ум, смекалка.
Сегодня мы проводим турнир, на котором вы должны показать свои знания по истории средних веков.
С XV века существовала точка зрения., что средние века – это темный период в истории человечества (войны, инквизиция, болезни и много др.), а в XVIII в. взгляд на развитие средневековья изменился, его стали считать временем романтизма, благородного рыцарства. Попробуем выяснить какая точка зрения ближе для нас с вами. Ведь не случайно тема урока: «Средние века “темные” или “светлые?»
Правила игры.
В турнире участвуют команды (каждый ряд – команда).
Ответы оцениваются разноцветными жетонами:
Красный – полный ответ (например: рассказ), 2 балла.
Синий – краткий ответ, 1 балл.
Желтый – штрафной балл “- 1 балл”, за неправильный ответ, за нарушение дисциплины.
Победит та команда, которая наберет больше баллов (сумма баллов всех членов команды).
Начнем турнир.
Проведение игры.
Прежде чем начать турнир командам необходимо назвать себя, из предложенных букв составьте названия своих команд, а затем выберите капитана.
Чья команда первая соберет название, та и начнет игру.
Тур первый: Что? Где? Когда? (разминочный).
Учитель задает вопросы, на которые по желанию отвечают учащиеся.Если команда не сможет ответить, вопрос переходит к другой команде.



Вопросы:
Как называется эпоха массовых перемещений племен, приведших к гибели Западной Римской империи? (Великое переселение народов конец IV – VII век)
Где вспыхнуло крестьянское восстание Жакерия и почему оно получило такое название? (На северо-востоке Франции в 1358 году. Жаками презрительно называли крестьянскую бедноту французские феодалы).
Как чему призвал Папа Римский Урбан II, в 1095 г. в Клермоне? (Крестовому походу).
Как звали короля, которого Папа Римский Лев III провозгласил императором, когда это было? (Карл Великий, 800 год).
Какое крестьянское восстание произошло в период Столетней войны в Англии, когда? (Под предводительством Уота Тайлера, 1381год).
Как в период средневековья назывался парламент во Франции, когда он был создан? (Генеральные Штаты, 1302г).
Каким правилом поведения подчинялся каждый рыцарь? (Кодекс рыцарской чести).
Кого называли норманнами? (Викингов).
Какой стала Франция в конце XV века? (централизованное государство с сильной королевской властью).
Какое государство создали турки на территории Малой Азии со столицей Стамбул?  (Османское государство).
Кого и где называли вольными стрелками?  (Беглые английские крестьяне, стрелявшие в дичь в королевских лесах и нападавшие на феодалов).
О ком идет речь?
“И я вошла, и я сказала: - Здравствуй. Пора, король, во Францию, домой! И я опять веду тебя на царство,  И ты опять обманешь, Карл Седьмой!” (народная героиня Франции Жанна д?Арк)
Какое прозвище получил английский король Ричард I? (Львиное сердце).
Император подаривший имя столице империи на востоке Европы? (Константин).
Как назывался свод законов у франков? (Салическая правда).
Тур второй: “Историческое путешествие”.
Представьте воображаемое историческое путешествие.
Сначала мы попадем в Средневековую деревню.
Представьте, что вы житель средневековой деревни расскажите нам о своей жизни.
Представьте, что вы житель средневекового города. Опишите один день в средневековом городе.
Представьте, что вы студент средневекового университета. Расскажите о вашей жизни и учебе.
Вам необходимо, вставить в текст пропущенные слова.


Университет
Во главе университета стоял выборный .
Университет делился на , каждый из которых возглавлял
_________________.
Сначала студенты обучались на факультете свободных ____________________.
Прослушав определённое количество курсов, студент становился ____________, а потом магистром.
Занятия в университетах велись на языке, поэтому студенты из разных стран Англии, Франции, Германии, Чехии и других понимали друг друга.
В Средние века университет имел свободы и ______________ самоуправления, свою территорию, свои праздники и церемонии.

вставить слова:

искусство, ректор, декан, бакалавр, латинский, выборное, факультет.
Город
Долгое время средневековые города находились под властью ________________________.
Горожане не раз боролись за свои _____________ и __________________________.
Формы борьбы были разные: откупы, долгие ______________________.
Города, освободившиеся от власти ______________________ (светского феодала или епископа) и получившие ___________________________________,
назывались ________________ .

вставить слова:
коммуна, привилегия, право, война, сеньор.

Деревня

Средневековые крестьяне несли тяжелые _________________.
Помимо натурального налога который назывался ________________, крестьянам приходилось ходить на ________________, отработку на полях сеньора.
Кроме сеньоров крестьян облагала налогом церковь, в пользу которой платился особый налог __________.
Чтобы крестьянам легче было переносить тяготы они объединялись в _____________________.
Крестьянские хозяйства назывались ____________________, потому что в них производилось все самое необходимое, не на продажу, а для себя.


Вставить слова:

оброк, повинность, барщина, натуральное, община, десятина.

Тур третий: “Знаешь ли ты где находишься?” (Историческая карта).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Известно, что без знания карты трудно ориентироваться на местности, особенно если ты отправляешься в путешествие. Проверим, хорошо ли вы знаете карту. (На доске карта Европа в XIV – XVвв.)
Вопросы к работе с картой:
Показать на карте страны – участницы Столетней войны. (Англия, Франция).
Государство, образованное турками после разгрома Византийской империи. (Османская империя).
Показать страну, в которой происходила Реконкиста. (Отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов.) (Испания).
Покажите город, освобождение которого сыграло решающую роль в Столетней войне. (Орлеан).
Где находилась резиденция главы католической церкви. (Рим – папская область).
Какое государство не стало централизованным в средние века. (Священная Римская империя – Германия).
На какие части распалась Римская империя. Назовите столицы этих империй. (Западная и Восточная. Рим и Константинополь).
Образованию каких стран способствовал Верденский раздел 843 г.?(Франция,Италия,Германия).
Какую страну завоевал Вильгельм I в 1066 г.? (Англия).




Тур четвертый: “Люди и события”. Задание: С именем какого исторического деятеля связано то или иное событие (показать стрелками).
1.Карл Великий
1.Гуситские войны

2.Жанна д Арк
2.Образование Франкской империи

3.Иоганн Гуттенберг
3.Освобождение Орлеана от осады англичан

4.Уот Тайлер
4.Восстание крестьян в Англии

5.Юстиниан
5. Битва при Пуатье

6. Карл Мартелл
6. «Свод гражданского права»

Задание: С именем, какого исторического деятеля связана та или иная дата (показать стрелками).
1.622 год
1.Чингисхан

2.863 год
2.Мухаммед

3.1066 год
3.Папа Иннокентий III

4.1198-1216 гг.
4.Кирилл и Мефодий

5.481 - 511 гг.

5.Вильгель Завоеватель


6. 1206-1227 гг.
6. Хлодвиг

 Тур пятый: “Исторические задачи”

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Определите какой алфавит является кириллицей, а какой глаголицей? По каким признакам вы установили?
Определите какой храм относиться к романскому, а какой к готическому стилю. По каким признакам вы установили?
Какое из этих сооружений относится к христианству, а какой к исламу? По каким признакам вы установили?

Тур шестой: “Знаешь ли ты, исторические термины?”
Дать определение понятиям:
монархия
барщина
церковная десятина
сословие
оброк
государство
Тур седьмой: “Конкурс мудрецов-капитанов”
Разгадай “чайнворд”




1




2

3








10




11








4


















12


9




5















8
14








13




7









6





Вопросы:
Верховный собственник земли в средние века.
Человек, являющийся полной собственностью своего господина.
Представитель класса феодалов.
Участок земли, на котором крепостной крестьянин ведет свое хозяйство,
Воин, вооруженный луком и стрелами,
Участник завоевательных походов на Восток в XI-XIII вв.
Организация ремесленников одной специальности.
Здание, где совершаются религиозные обряды.
9. Предприятие, где есть разделение труда, по труд остается ручным.
10. Наука, начало которой было положено арабскими учеными.
1 1. Служитель церкви.
Состязание рыцарей.
Государство, в котором правят выборные от народа.
Наука о предсказании будущего по звездам.
Ответы на чайнворд:

1. Сеньор.
8. Храм.

2. Раб.
9. Мануфактура

3. Барон.
10. Алгебра.

4. Надел.
11. Аббат.

5. Лучник.
12. Турнир.

6. Крестоносец.
13. Республика.

7. Цех.
14. Астрология.

Подведение итогов. Выставление оценок.
К концу XV в. тысячелетняя эпоха Средневековья завершилась. Трудно даже представить все те достижения в жизни общества, в экономике и культуре, которыми человечество обязано Средневековью. Именно тогда возникли многие государства, существующие и сейчас, сформировались современные народы. Тогда же было сделано множество открытий и изобретений. Особенно важную роль в истории человечества сыграло изобретение книгопечатания. Главной особенностью, отличительной чертой средневековой Европы стала способность к постоянному развитию и совершенствованию. Эту черту Средневековье передало по наследству Новому времени, а в конечном счете и современности. Мы видим, что на протяжении всего период средневековья V-XV вв. происходили постоянные изменения: в государственном устройстве, хозяйственной, социальной жизни, культуре.
Вернемся к теме урока: Какие же средние века – темные или светлые? Свой ответ аргументируйте. Его могут сделать сами учащиеся, отметив, что однозначно ответить на вопрос урока Средние века “темные” или “светлые” сложно.
Учитель делает выводы.
Победившей команде - вручаются медали и выставляются оценки.
Литература:
В.В.Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев. Поурочное   планирование курса истории средних веков как системы учебных задач . //пиш №7 2000 г.
В.Ф. Юсупова. Западная Европа  в период расцвета Средневековья  (урок-игра или внеклассное мероприятие по истории). //пиш №8 2004 г.
История средних веков. М. “Высшая школа” 1964г.
А.А. Вагин. Методика преподавания истории в средней школе. М. “просвещение” 1968 г.
М.В. Короткова. Дидактические материалы по истории средних веков. 6 класс. м. “экзамен” 2004г.
В.А. Ведюшкин, Н.И. Шевченко. методические рекомендации к учебнику “истрия средних веков” М. “Просвещение” 2006г.
История. внеклассные мероприятия 5-11 классы. волгоград “Учитель” 2005г.
Программно-методические материалы. история 5-9 классы. м. “Дрофа” 2004г.
Предметные недели в школе. История. выпуск 2. Волгоград “Учитель” 2005г.
Сборник нормативных документов. история. м. “Дрофа” 2004г.
Нестандартные уроки истории 5-6 классы. Волгоград “Учитель” 2004г.
В.А. Ведюшкин. История средних веков в 6 классе. м. “Просвещение” 2006г.
С.Г. Смирнов. Задачник по истории средних веков. м. “Мирос” 1995г.
Н.А. Горбачен. Тесты по истории для 6 класса средней школы. м. Юнвес 1997г.
Е.Е. Вяземский, о.ю. стрелова. методика преподавания истории в школе. М.”Владос” 2000г.
Г.М Донской. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М. “Просвещение” 1987г.
А.И.Кравченко. Обществознание 6класс.М. “Русское слово” 2005г.

Root Entry