Конспект урока по штукатурно малярному делу (5 класс, школа 8 вида)


Урок 1-2
Вводный урок. Беседа о профессии штукатура-маляра.
Тип урока:  сообщение новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с профессией штукатура-маляра, правилами безопасности в мастерской.
Задачи:
- закрепить знания о профессии штукатура-маляра;
- воспитывать интерес к учебе и штукатурно-малярному профилю;
- формировать у обучающихся представления профессии штукатура-маляра;
- коррекция и развитие связной устной речи, личностных качеств, зрительных восприятий.
Ход урока
Организационный момент
Подготовить учащихся к работе на уроке: взаимное приветствие, знакомство, проверка готовности к уроку.
Актуализация опорных знаний учащихся.
- Как называется предмет, который мы будем изучать?
- Как вы думаете, кто такой штукатур-маляр?
- Нужна ли маляру ножовка, пила?
- Нужны ли нитки, иголка, ткань?
- Нужны ли грабли, лопата, тяпка?
- Какой инструмент нужен штукатуру маляру?
- С каким материалом работает штукатур маляр?
3. Изучение нового материала.
Чем занимается маляр?
Маляр - специалист, который занимается подготовкой и окраской различных поверхностей, обычно во время ремонта или строительства. 
Представители этой профессии занимаются отделкой фасадов, окраской стен и других внутренних элементов помещения: потолков, полов, дверей, окон и т.д. 
Работа маляра заканчивает деятельность строителей всех специальностей. Не зря говорят, что маляр уходит с места строительства последним, его работа, как последний штрих на коллективном труде многих мастеров.
Что должен знать и уметь маляр?
Как правило, маляру достаточно среднего профессионального образования.
Маляру нужно знать свойства и особенности различных строительных материалов, смесей, красок, а также иметь профессиональные навыки работы малярными инструментами и со специальным оборудованием. 
Представитель этой профессии должен быть аккуратным, сосредоточенным, внимательным и терпеливым. 
Помимо этого, ему нужны такие специфические навыки как спокойное отношение к работе на высоте, физическая сила и выносливость, хороший глазомер, а также художественный вкус. 
С самых древних времен человек старался украсить и утеплить своё жилище. Для этого он применял различные природные материалы – шкуры зверей, тальник (кустарниковая ива), камыш, мох и т.д. Как утверждают историки, такой строительный материал, как штукатурка, использовался уже на заре цивилизации. По археологическим данным, штукатурка в своем первоначальном виде для отделки жилищ стала использоваться около 9000 года до н.э. в Турции – правда составы таких штукатурок были достаточно примитивны: гипс и глина.
В наше время есть разные способы облицевать кирпичные или бетонные стены внутри помещения: можно гипсокартонном, плиткой, облицовочными панелями и т.п. Но всё же, зачастую предпочтение отдаётся старому способу – штукатурке. Это такой процесс, когда стены покрывают слоем раствора из песка, цемента или гипса. Плюсом такого решения можно считать экономию места, поскольку сам слой занимает не более 3-4 см. Штукатур – это специалист, который выполняет такую работу.
Слово «штукатурка» в переводе с итальянского означает «гипс». Первое время древних египтян устраивал такой состав штукатурки, но позже его стали совершенствовать, экспериментировали с добавлением новых компонентов. Так штукатурка преобразилась, и в ее состав постепенно вошли известь и песок.
Штукатур-маляр - это человек, который освоил сразу две интересные профессии: штукатура и маляра.
Штукатурка, шпаклевка, покраска это три очень важных этапа в отделке квартиры, дома, офиса.
Если от монтажника-каменщика зависит: будет ли сооружение прочным и надежным, то от штукатура маляра зависит полностью внешний вид. После его работы всё будет в чистоте и красоте, без пятен и помарок.
Штукатурно-малярные работы - это наше основное направление.
Штукатур-маляр - готовит различные строительные растворы для отделки стен в помещениях. Занимается окраской стен, окон и пола внутри зданий, а ещё в его обязанности входит:
- выравнивание;
- шпаклевка;
- покраска;
- поклейка.

Словарная работа. Запись в тетрадь.
Штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
Маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.
Правила поведения в кабинете штукатурно-малярного дела
в штукатурно-малярной мастерской необходимо соблюдать правила безопасной работы.
Практические работы надо выполнять в рабочей одежде, а так же пользоваться средствами индивидуальной защиты (очки, перчатки).
Инструмент следует поддерживать в рабочем состоянии. Нельзя работать неисправным инструментом.
На рабочем месте должны быть только нужные для работы инструменты и материалы.
Необходимо соблюдать правила личной гигиены.
Рабочую и чистую одежду следует хранить отдельно.
По окончании работы нужно убрать рабочее место, очистить инструмент, снять рабочую одежду и вымыть руки.
Правила безопасности при выполнении малярных работ
На рабочем месте должны быть только нужные для работы инструменты и материалы.
Необходимо соблюдать правила личной гигиены.
Рабочую и чистую одежду следует хранить отдельно.
По окончании работы нужно убрать рабочее место, очистить инструмент, снять рабочую одежду и вымыть руки.
При выполнении покраски поверхности эмалями надо помнить, что краска выделяет токсичный яд.
При выполнении малярных работ должно хорошо проветриваться помещение.
Не допустимо попадания краски на открытые места тела.
После покраски кисти необходимо вымыть, положить в определенное место или поставить в ёмкость, залить водой, если покраска будет возобновлена, через небольшой промежуток времени.
После работы убрать рабочее место, вымыть руки, снять спецодежду и повесить в определенное место.
При получении травмы сообщить учителю и получить первую медицинскую помощь.
4. Закрепление полученных знаний.Как называется рабочий, занятый окраской помещения в здании?
Нужны ли маляру для работы топор, половник, кастрюля, ведро, кисть, краска?
Какие работы выполняет штукатур-маляр?
Можно ли маляру работать в костюме для праздника?
Нужны ли маляру очки от солнца
И т.п.
Игра «Определи правильно».
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: повторить правила поведения в мастерской.
7. Оценка работы учащихся
1174115114300