Сценарий спортивно-краеведческого праздника Коми национальные игры


Спортивно-краеведческий праздник
«Коми национальные игры»
Цель:
Сделать этот день праздником, дать детям возможность реализовать умения и навыки, полученные на уроках, организовать здоровый отдых обучающихся;
Развивать ловкость, силу, подвижность, активность, смекалку;
Привить обучающимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
Воспитать любовь и интерес к национальной культуре народов Коми.
Оборудование: 2 обруча, 6 гимнастических палок; 2 узелка из атласных лент, длиной 50 см, 2 пары ножниц, 2 кольца скотча, 2 одинаковых отреза ткани (≈ м/м); 2 пачки мелков; 2 шаблона малицы, 4 образца орнаментов; по 10 штук ободков оленьих рогов и ободков с обозначением пастуха, 3 штуки ободков с обозначением совы; магнитофон, диски с коми музыкой.
Спортзал украшен плакатами с приветствиями на коми и русском языках, в одном из углов стоит выставка коми народного творчества и коми национальных костюмов (манекен в коми ижемском костюме, куклы в малицах, стол, на котором лежат варежки и носки с коми национальными узорами, макет чума, на скамье висят коми национальные коврики).
Звучит коми музыка в эстрадной обработке. Участники команд входят в зал маршем, садятся на свои места.
1 Ведущий: Виджао́лан, до́на че́лядь! Что в переводе с коми языка означает – «Здравствуйте, дорогие ребята!». Я не случайно с вами поздоровалась на коми языке. Ведь мы с вами живём в республике? (Дети отвечают: «Коми»). 2 Ведущий: Нашей республике исполнилось 86 лет. Сейчас вы можете посмотреть нашу небольшую выставку. В Коми республике проживают народы коми – зырян, коми – пермяки, ненцы, ханты, манси. У народов коми есть своя культура, обычаи, песни, танцы и игры.
3 Ведущий: А какие русские народные игры вы знаете? (Дети отвечают). «Горелки», « Море волнуется», «Казаки и разбойники», «Лапта», «Телефон», «Жмурки» - это игры нам все хорошо известны с детства. А коми игры вы знаете? Поэтому наши спортивные соревнования будут состоять из коми национальных игр. Для того чтобы вы больше узнали о своей республике и познакомились с традициями народов коми. А девочки, которых вы видите в коми национальных костюмах, будут помогать мне и вам в этом.
4 Ведущий: В играх участвуют две команды 4 класса: «Голубика» («Чодлач») и «Черника» («Чод»). Прошу команды занять свои места. Встречаем их бурными аплодисментами.
1 Ведущий: А для того, чтобы у нас не возникало споров о правильности ваших результатов, мы пригласили рассудить нас Совет мудрейших. (Представление, вручение ободков с символом и оценочных листов. Помощники: Наташа, Алеся, Алина). 2 Ведущий: Я, прошу вас, надеть ободки, которые вам вручены, ведь белая сова – символ мудрости северного народа. Поприветствуем наш "Совет мудрейших", который будет исполнять роль справедливого жюри и давать сигнал для старта.
3 Ведущий: А в зале у нас присутствуют активные болельщики, которые, несомненно, пришли поддержать свои команды («кричалки», плакаты).
Итак, мы начинаем наши коми национальные игры. Вам, дорогие участники предстоит проявить силу, волю, меткость, смекалку, сноровку. И первым делом, мы с вами будем строить чум.
4 Ведущий: Скажите, кто знает что такое чум? (Помощники показывают картинки чумов: Алеся, Маша А.). Чум – это переносное жилище народов севера. Оно имеет конусообразную форму, которую покрывают в 2 слоя шкурами оленя.
Игра №1 «Строитам чом»
Руководитель: Слушайте внимательно правила игры «Строим чум», а девочки-помощницы продемонстрируют суть игры.
- Наташа.- 1 участник берёт обруч и бежит до места. Обруч кладёт на обозначенное место и возвращается на место старта, передаёт эстафету следующему.
- Маша Г.- 2 участник берёт две гимнастические палки бежит до обруча, там оставляет палки и возвращается бегом, передавая эстафету.
- Маша З.- 3 участник переносит гимнастическую палку и цветные ленты.
- Алеся и Алина.- 4 и 5 участники бегут к обручу. Три палки держат вверху вместе, а низ палок разводят по треугольнику и упирают в лежащий на полу обруч, затем палки связывают скотчем. Затем возвращаются обратно.
- Кристина.- 6 участник переносит ткань. Обтягивает чум шкурой, украшает ленточками, отвернув часть полога, открыв вход в чум. Возвращается на старт.
Далее все участники, взявшись за руки, бегут до чума, образуют круг и кричат (Помощницы демонстрируют и Алина выкрикивает): «Мада гэсьтьяс, пырэ миян керка э!» Дорогие гости, заходите в наш дом!).Внимание! На старт! Марш!
1 Ведущий: Совет мудрейших выносит свой вердикт (подведение итогов игры). И мы приступаем к следующей игре.
2 Ведущий: Все коми люди испокон веков занимались обработкой шкур животных. Они предпочитали не портить шкуру, не разрезать её на части, а использовать их целиком. Шкуры обрабатывали обычно женщины, они же и шили одежду и обувь. При шитье использовались всего два приспособления: обычная стальная игла – «ем» и костяной напёрсток – «чуньпом». Наиболее распространённым типом одежды является малица. (Помощники показывают фотографии малицы: Алеся, Алина) 3 Ведущий: Малица-глухая одежда, прямого покроя из оленьего меха с капюшоном, длинными рукавами и пришитыми к ним меховыми рукавицами. Подол, рукава, ворот украшают орнаментом.
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих элементов.
Игра №2 «Украшайтны малица»
Руководитель: Итак, правила игры «Укрась малицу» («Украшайтны малица»). Каждая команда получает шаблон малицы (Маша А. раздаёт командам), варианты орнаментов (Маша Г.), мелки (Маша З.). Ваша задача украсить орнаментом малицу за 3 – 5 минут. Внимание! Начали!
Команды отлично справились с заданием. И теперь слово за жюри (Подведение итогов игры).
Помощницы раскладывают обручи.
4 Ведущий: Ребята, мы живём с вами в необыкновенном месте. Как вы думаете, чем необыкновенен наш город? (Отвечают дети). Историей, сильными духом людьми и природой. Необъятные просторы тундры поражают своей красотой. Очень богата наша тундра. А кто скажет, какие дары приносит нам она? (Отвечают дети). Уголь, грибы, травы, ягоды.
Игра № 3 «Вотыс вотны»
(Помощницы раздают командам слова и корзинки с ягодами).
Руководитель: Давайте отправимся в тундру за ягодами. Перед вами 4 ягодника, где растут разные виды ягод. Каждый участник бегает от обруча к обручу, отыскивая свою ягоду и одновременно стараясь набрать и опередить своего соперника. А теперь мои помощницы продемонстрируют суть игры «Сбор ягод».
- Наташа – 1 участник рассыпает в обручи ягоды.
- Маша Г. – 2 участник произносит громко «Мырлом вотом - Сбор морошки», бежит до обручей и собирает ягоду, ориентируясь на имитацию по форме и цвету морошки; определив её, набирает в стаканчик, как можно больше и бегом возвращается, передавая эстафету следующему участнику команды.
- Маша З. – 3 участник произносит «Чодлач вотом - Сбор голубики» и проделывает тоже, что и участник № 2.
- Алеся – 4 участник произносит «Чод вотом – Сбор черники» и проделывает тоже.
- Алина – 5 участник произносит «Пув вотом – Сбор брусники»…
- Кристина – 6 участник произносит «Турипув вотом – Сбор клюквы» Внимание! На старт! Марш!
1 Ведущий: Спасибо командам. А жюри подсчитает количество ягод и правильность их сбора.
А пока приглашаю болельщиков команд продемонстрировать все ваши «кричалки», «шумелки», «сопелки».
Мы слушаем наш Совет мудрейших (подведение итогов этой игры).
2 Ведущий: Давайте поговорим о народе коми. Скажите, пожалуйста, чем они занимались? (Отвечают дети). Правильно, земледелием, животноводством, рыболовством, охотой и особое место занимало оленеводство. Именно поэтому очень распространённой игрой была «Ловля оленей» («Кар' ясос, куталом»), которая, по сути, готовила мальчиков к занятию оленеводством.
Помощницы одевают участникам ободки.
Игра № 4 «Кар'ясос, куталом»
Руководитель: Итак, в игре «Ловля оленей», в первой партии команда «Голубика» («Чодлач») становится пастухами, а команда «Черника» («Чод») - оленями, а во второй партии роли команд меняются. Игровое поле - половина спортзала.
Внимание на меня. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом к оленям (помощницы показывают: Алеся, Алина). Олени бегают по площадке. По сигналу пастухи (помощницы показывают: Маша Г., Маша З., Наташа, Кристина) стараются поймать оленей и замкнуть круг.Правила игры. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют право вырываться из круга, если он замкнут. Продолжительность одной партии 1 минута.
3 Ведущий: Аплодисменты нашим командам, давайте послушаем наше жюри (подведение итогов этой игры).
Оленеводы ежедневно встречаются со многими трудностями – это сильные пурги, крепкие морозы, норов оленей, поиск новых пастбищ. Пастух должен хорошо бегать и прыгать. А как прыгаете вы, наши дорогие участники, мы узнаем из игры «Тройной прыжок».
Игра № 5 «Куимысь чечыны»
Руководитель: Внимание! Правила игры. Участники по очереди прыгают от черты вперёд: в первом прыжке прыгают на правой ноге, во втором прыжке – на левой, в третьем – приземляются на обе ноги.Выигрывает та команда, участники которой прыгнут дальше (помощники демонстрируют прыжки).
4 Ведущий: А теперь слово за жюри (подведение итогов игры).
Настало время совету мудрейших, для того чтобы они подвели итоги всех игр. А пока бурными аплодисментами встречаем танцевальную группу «Эбельиз», что в переводе означает сугроб снега. Танец, который они исполнят, называется «Любимому городу» (Звучит музыка).
1 Ведущий: А теперь слово предоставляется Совету мудрейших.
Поздравляем наших победителей!
Руководитель: Дорогие ребята!
- Понравился ли вам наш праздник?
- А коми национальные игры?
- Я надеюсь, что вы узнали много нового и интересного о народе коми, может эти знания пригодятся вам, в изучении географии или истории Коми.
- Спасибо участникам праздника, болельщикам, зрителям, жюри, танцевальной группе «Эбельиз» и всем кто был с нами!
Бур здоровья тиян! (Хорошего вам здоровья!)
Звучит коми музыка в эстрадной обработке. Участники команд покидают зал маршем под аплодисменты.