Урок изобразительного искусства по теме: Золотые краски осени. Панно из осенних листьев

Урок изобразительного искусства по теме:
"Золотые краски осени. Панно из осенних листьев"
Цели:
учить работать акварельными красками "по – сырому", смешивать краски и получать новые цвета и оттенки;
развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное;
воспитывать аккуратность, взаимопомощь, прививать бережное отношение к природе;
Оборудование: бумага, кисти, акварельные краски, баночка для воды, аудиозапись пьесы П.И.Чайковского "Осень" , мультимедийный проектор, осенние листья.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют обьяснить мир: называть основные особенности каждого времени года; умеют определять свое отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе.
Личностные: воспринимают важность учебы как интеллектуального труда и познания нового; активно участвуют в процессе обучения, выходят на постановку собственных образовательных целей и задач.
Метапредметные : (критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий- УУД):
Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ ее решения, осуществляя пробы.
Познавательные: общеучебные- осуществляют отбор источников информации для поиска нового знания; логические- осуществляют сравнение времен года, выделяют их признаки; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: адекватно используют речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач в практической деятельности и повседневной жизни, могут составлять тексты в устной и письменной форме на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение

Ход урока:
I. Организационный момент.
Ребята, вы слышали как осенние листья кружась в воздухе тихо падают на землю. Сядьте так же тихо, как листочки.
1. Введение в урок.
– Какое сейчас время года? (Осень.) – По каким признакам вы можете определить, что сейчас осень? (Деревья стоят в разноцветном уборе, трава желтеет, мало цветов и т.д.) – Молодцы! Вы назвали много признаков осени. – Как из чудесной сказки пришла к нам сегодня на урок царица Осень! Развесила яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Укрыла осень разноцветным ковром землю, нашу кормилицу.
Как красива Осень В пёстром сарафане! В чистом небе – просинь, Клён горит, как пламя. Над водой – берёзка Золотою свечкой, И плывут листочки Вниз по тихой речке.  (Т.Шорыгина.)
2. Эмоциональная зарядка
– А сейчас послушайте музыку и подумайте, какое настроение создала у вас эта музыка? (Звучит аудиозапись пьесы П.И.Чайковского "Осень"). – Какое настроение создала у вас эта музыка ? (С одной стороны – грустное и печальное, а с другой – солнечное и радостное. )
Вы правы ребята.
– Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый – рождает, светлую радость. – Как вы думаете, удалось ли композитору при помощи музыки передать красоту осенней природы. (Да) – У композитора – звуки, у художника краски, у поэта – слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года. Послушайте стихотворение Ивана Бунина.
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.
– О чём это стихотворение? (Это стихотворение о лесе.) – А почему поэт говорит, что лес расписной, золотой , багряный? (Это осенний лес. Деревья стоят разноцветные. Листья на деревьях красные, жёлтые, зелёные. Багряный – насыщенный красный цвет)
Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок. Любуйся – не налюбуешься! Вот мы сейчас с вами и полюбуемся на разноцветные краски осени. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]"Краски осени.")
Слайды 2–9.
– Какие цвета осенней листвы вы видите? (Красные, жёлтые, зелёные, багровые, оранжевые.)
Слайды 10-11.
– Вы видели, как падают листья с деревьев? (Да) – Как называется это явление природы? (Листопад.)
Физкультминутка.
Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели. Ветер снова набежал. И листочки все поднял. Закружились , полетели И на землю тихо сели.
Слайд 12.
– Что напоминает вам земля, устланная опавшими листьями? (Ковёр.)
 II. Актуализация знаний учащихся.
– Мы с вами на экскурсии собрали много листьев. Посмотрите они лежат у вас на партах. – Одинаковые ли они? (Нет) – А чем они отличаются? (Цветом, формой, размером.) – Какие листья бывают по форме? (Круглые, овальные, треугольные, с пальчиками, с зубчиками, с волнами.)
Правильно. Листья разные не только по цвету, но и по форме, они от разных деревьев. Сейчас я вам буду показывать листья, а вы должны назвать, какому дереву они принадлежат.
Дидактическое упражнение Угадай, с какого дерева лист”.
– Листья, каких ещё деревьев мы принесли с прогулки? (Клена, осины, яблони, ясеня.)
 III. Формирование новых знаний и практическое их применение.
 – Ребята, пока мы с вами беседовали, на нашей доске появилось необычное произведение. – Как вы думаете, кто творец? (Это паук.) – Правильно. Это сотворил паук. Как только наступают холода, паук перебирается к нам в класс. Он давно живёт в нашем классе за доской. Зовут его дядя Шнюк, как из мультфильма "Лунтик". Дядя Шнюк сплёл себе домик. На улице поднялся сильный ветер, а окно было открыто. Несколько листочков залетели в класс и застряли в паутине. – Нравятся ли вам листочки? (Нет.) – Почему? (Потому что они завяли и выглядят некрасиво.) – Да, а дяде Шнюку так хочется сделать свой домик праздничным. Пока его нет, может быть, поможем ему? (Да!) – Но как сделать паутинку "живой"?
2. Обсуждение вариантов.
– Можно вырезать листья из цветной бумаги, но тогда они не передадут всех оттенков осенней листвы. – Можно раскрасить листья красками. – Можно прикрепить высушенные листья, но они быстро осыпятся. – Какой вариант нам больше всего подходит? (Второй вариант: раскрасим листья.)
3. Сообщение темы, прогнозирование учебной деятельности и целей урока.
– Мы сегодня поможем пауку украсить его жилище осенними листьями. Сделаем ему сюрприз.
Тема нашего урока: "Панно из осенних листьев".
– Что такое панно? (Ответы на вопросы).
Давайте, точнее, узнаем информацию в толковых словарях. Работаем в группах. Нахождение, чтение информации.
– Как вы думаете , чему мы будем учиться на уроке, если тема нашего урока "Панно из осенних листьев". (Может быть, будем вырезать листья из цветной бумаги и приклеивать их на картон. А может быть, нарисуем листья красками. Может быть, будем приклеивать на картон сухие листья. )
– Предположений много, но время покажет.
На прошлом уроке вы рисовали листья и вырезали их. Я вам сейчас раздам ваши листья.
– Ребята, красивые листочки я вам раздаю? (Красивые по форме, но только белые.) – А что нужно сделать, чтобы наши листики ожили? (Надо их раскрасить.) – Сейчас я вам покажу два раскрашенных листика. Сравните их. – Чем они похожи? (Формой, размером) – А чем отличаются? (Один листик раскрашен ярко, а у другой краска как будто расползлась и получились интересные цвета.) – Точно, придать жилищу дяди Шнюка праздничность помогут яркие красивые листья, выполненные в очень интересной технике. Она называется – работа акварельными красками "по – сырому". Может кто – то знаком с такой техникой? (Нет.) – А хотите научиться? (Да.) Давайте ещё раз повторим: какими красками будем работать?(Акварельными красками.)
4. Практическая работа с красками.
– Итак, приступим к работе:
1. Смочим лист бумаги водой, начиная водить кисточкой сверху по горизонтали слева направо и справа налево, постепенно спускаясь вниз.
2. Обмакнём кисточку в банку с водой – акварельная краска любит воду.
Наберём на кисть одну из осенних красок – жёлтую, красную, зелёную или коричневую – коснёмся бумаги.
– Что происходит ? (Краска расползается.) – Такая техника называется "по – сырому". Цветное пятно сразу расползается и становится пушистым. И пока оно не высохло, рядом можно положить другой цвет, и края сольются, один цвет смешается с другим, образуя плавный переход от одного к другому. – Расскажите, как вы получили такие интересные цвета. (Жёлтый цвет при встрече с красным превратился в оранжевый. Красный цвет при встрече с зелёным превратился в коричневый и т.д..) – Такой переход цветов мы наблюдаем и в природе на осенних листиках. – Ребята, не забудьте нарисовать прожилки.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветер выше, выше, выше, Деревцо всё ниже, ниже.
– Посмотрите, какие получились листики, ну совсем как настоящие. Прикрепим наши листики на паутинку. – А кого можно встретить в паутинке паука? (Насекомых: бабочек, стрекоз, мух и т.д. ) – Дома вы должны были нарисовать фломастерами насекомых. Сейчас мы прикрепим их на паутинку. Вот их сколько запуталось в паутинке. – А где наш дядя Шнюк? (Появляется паук.) – А вот и дядя Шнюк. Он не может узнать своё жилище. Какое оно стало уютным, праздничным. И ещё он не ожидал встретить у себя дома столько гостей. Ребята, дядя Шнюк благодарит вас за такой приятный сюрприз. – Красивая получилась у нас паутина. (Да.) – А сейчас давайте посмотрим, как выглядело жилище нашего паука в природе и сравним их.
Слайд 13.
– Чем похожи? (Паутина украшена листьями.) – Чем отличаются? (У нашей паутины листья раскрашенные, а у другой настоящие . Но всё равно наша красивая, потому что украшена ещё насекомыми. ) – Я согласна с вами. Наша паутина единственная и неповторимая.
IV. Рефлексия.
Мне понравилось ..
Я узнал.